Это важное событие для белорусской нефтяной отрасли. В кругах специалистов идея такого строительства обсуждалась уже давно, но до реализации дело не доходило ввиду отсутствия острой необходимости. Но времена изменились. Перед нефтяниками была поставлена задача диверсифицировать поставки нефти, улучшить логистику ее транспортировки и организовать хранение в резервуарных парках страны стратегического запаса нефти.
- Проект невелик по стоимости, но значим тем, что свяжет два резервуарных парка хранения нефти в Мозыре и Полоцке. Эта «перемычка» между двумя ветками нефтепровода «Дружба» позволит очень оперативно и быстро связывать, перебрасывать потоки нефти между этими двумя крупнейшими резервуарами нефти. Мы к 2025 году увеличиваем наш резервуарный парк почти до миллиона, а это – непрерывная работа двух наших НПЗ в течение месяца. Необходимо обеспечить постоянный запас сырья и бесперебойной работы двух белорусских НПЗ, вне зависимости от разных факторов, – заявил заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Юрий Назаров на открытии нового нефтепровода.
Большую значимость проекта для области и страны в целом, отметил и председатель Гомельского облисполкома Геннадий Соловей. Он подчеркнул, что нефтепровод «Гомель-Горки» позволит обеспечить необходимыми объемами сырья Мозырский НПЗ. Губернатор пожелал успехов в реализации этого проекта.
Общая протяженность магистрали «Гомель-Горки» – 207 км, объем перекачки – 6 млн т нефти в год. Ориентировочная стоимость проекта, который реализует ОАО «Гомельтранснефть Дружба», составляет 300 млн рублей. Генеральным подрядчиком выступает объединение «Белоруснефть».
- Это важный для страны инвестиционный проект,– рассказал заместитель генерального директора «Белоруснефти» по строительству, общим вопросам и идеологической работе Андрей Котик. – Предусмотрено 12 очередей строительства. Проектированием занимается институт «БелНИПИнефть. Первая очередь уже прошла Главэксперктизу, вторая и третья выполнены на 95%. Линейная часть – очереди с четвертой по девятую – выполняется согласно утвержденному плану. В ходе 10-й и 11-й очередей будет выполнена реконструкция насосных станций. Проектной документацией по ним занимается институт «Нефтехимпроект».
- На завершающей, 12-й очереди предусмотрено строительство промежуточной насосной станции в Кормянском районе. Перед строительным блоком поставлена амбициозная цель – за 1 год и 9 месяцев необходимо выполнить работы на всей протяженности нефтепровода, построить 3 насосные станции. На объекте будет сконцентрировано около 1000 рабочих, до 250 различных машин и механизмов. Выполнять работы будут специалисты ПУ «Нефтеспецстрой» и субподрядных организаций. Был проведен большой комплекс подготовительных работ, обеспечен необходимый кадровый и технический потенциал. Будут задействованы высококвалифицированные сварщики 5 и 6 разрядов. Это элита нашего строительного управления. У всех имеется собственное клеймо и опыт работы на магистральных трубопроводах. Но основной акцент в этом проекте сделан на используемый в работе уникальный для Беларуси автоматизированный комплекс орбитальной сварки, который позволяет обеспечить гарантированное качество выполнения сварного шва. В июне в эксплуатацию был запущен первый такой комплекс и опробован при работах на нефтепроводе Мозырь-Унеча. Поставка второго комплекта оборудования запланирована на конец октября. Он будет применен уже на второй очереди реализации проекта. Сварочные работы составляют 10% от общего объема. В ходе подготовки был произведен тщательный отбор организаций для выполнения субподрядных работ. Резюмируя, можно сказать, что сегодня компания «Белоруснефть» полностью готова к строительству и вводу магистрального нефтепровода «Гомель-Горки» в установленные сроки.
Нефтепровод пройдет по Гомельскому, Буда-Кошелевскому, Чечерскому и Кормянскому районах Гомельской области, Чериковскому, Славгородскому и Кричевскому районам Могилевщины. Проектом предусмотрено обустройство 75 переходов через железнодорожные, автомобильные дороги, реки и мелиоративные каналы. 85 км нефтепровода проведут по лесной местности. Крупные водные преграды «перемычка» пересекать не будет.
– Маршрут специально проложен в междуречье Сожа и Днепра, – проинформировал заместитель генерального директора ОАО «Гомельтранснефть Дружба» по капитальному строительству и ремонту Андрей Карабань. – Это позволит избежать сложного строительства подводных переходов, а также обезопасит окружающую среду в случае аварийных ситуаций и сэкономит финансовые средства. Перепад высот на маршруте составит до 100 метров. Как показывают гидравлические расчеты, на перекачке это не отразится. Наш маршрут пролегает только через поля и леса. Природоохранное законодательство будет полностью соблюдено.
Первый сварочный стык труб нового магистрального нефтепровода выполнил опытный электросварщик ПУ «Нефтеспецстрой» Виктор Коннов с использованием комплекса орбитальной сварки. После визуального осмотра не было обнаружено никаких дефектов.
Процесс пошел! Это завизировали заместитель Премьер министра Юрий Назаров, губернатор Гомельской области Геннадий Соловей, заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Виталий Милевич, генеральный директор «Белоруснефти» Александр Ляхов и генеральный директор ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Олег Борисенко, оставив на трубе нефтепровода свои памятные росписи специальными маркерами.
ТЕКСТ Алексей СОСНОК
ФОТО Виктория Анискевич-Клопоцкая и из архива