Регулярно с целью подтверждения соответствия требованиям стандартов сторонними организациями проводится сертификационный аудит нашего предприятия. Скажем, приезжают потребители продукции и проверяют, каким образом у нас контролируется ее качество. В частности, смотрят, как работает наша служба. При поступлении новых средств измерения на новом оборудовании, ранее не эксплуатировавшемся на нашем предприятии, метрологическая лаборатория разрабатывает методики для их поверки, калибровки и контроля технических характеристик. Это сложная инженерная работа, и наши методики согласовываются с органами Госстандарта. Что касается цеха КИПиА, то он занимается обслуживанием средств автоматизации. На «Белшине» множество всевозможных линий, станков, систем, испытательного оборудования, оснащенного автоматикой, электроникой, программируемыми устройствами, компьютерами. Инженеры цеха — весьма квалифицированные специалисты по системам, контрольно-измерительным приборам, датчикам.Стандартами качества задача ставится даже шире: если, не дай бог, во время обычного серийного производства какое-то устройство выйдет из строя, то мы вынуждены остановить технологический процесс и изъять произведенную продукцию — ведь она не контролировалась! Да еще обязаны оповестить об этом потребителя! Поэтому важно не допускать таких ситуаций. Для этого мы и работаем.
Наиболее квалифицированный персонал сосредоточен в дневной службе. Так, наши инженеры имеют больше возможностей предлагать какие-то новшества, устранять наиболее сложные неисправности. А оперативный персонал необходим для быстрого устранения неполадок. Есть у нас и центральная лаборатория КИПиА, которая занимается ремонтом средств измерения и подготовкой их к поверке. Государственный поверитель приходит к нам, и мы предоставляем ему уже отремонтированные средства измерения. Либо исправные, которые должны раз в год по графику заново проходить поверку. Но некоторые средства измерения мы вправе поверять самостоятельно, на что имеем соответствующую аккредитацию. Эти приборы не входят в область законодательной метрологии. Следует уточнить, что, как правило, есть очень важные для предприятия средства измерения, с помощью которых происходят либо испытания оборудования, либо непосредственно выпуск продукции. Государство контролирует такие измерения, потому и существует такое понятие, как «область законодательной метрологии». Отмечу, однако, что для метрологического обеспечения производства у нас создана лабораторная база, где применяются образцовые средства измерения для поверки практически всех приборов, которые эксплуатируются в производственных цехах предприятия. И в планах нашего дальнейшего развития — расширение области аккредитации, обучение специалистов.Почему цех КИПиА такой многочисленный? Потому что он обслуживает три завода: массовых, крупногабаритных и сверхкрупногабаритных шин. На каждом из них есть собственный участок, работающий круглосуточно. Плюс отдельные участки по обслуживанию подготовительных цехов на заводах КГШ и ЗМШ.
Сейчас на производстве появляется много нового и модернизированного оборудования, буквально нашпигованного современными средствами автоматизации. Когда наши инженеры начинают вникать во все это, им приходится проходить дополнительное обучение, чтобы идти в ногу со временем. Нужно изучать и язык программирования, и как правильно этим оборудованием пользоваться. Ведь если работающая линия вдруг остановится, ее нужно будет быстро отремонтировать. То есть наш специалист с помощью ноутбука должен войти в программу, быстро сориентироваться и понять, что произошло. Он главный в поиске неисправности, хотя, кроме нашей службы КИПиА, есть еще отделы энергетиков и механиков. Может быть, агрегат встал из-за механических повреждений, или что-то с электричеством не в порядке, но это не очевидно. А наш инженер со своим ноутбуком — тот же диагност. Он начинает все проверять, выявляет проблему и сообщает о ней, допустим, механикам. А те, уже зная, что случилось, устраняют неисправность. В каждую смену, в том числе ночную, на участок, например, завода массовых шин выходят как минимум три инженера и 15 слесарей КИПиА «на подхвате» — меньше нельзя, иначе «завалится» завод! И никто не сидит без дела. Ведь неисправности могут возникать одновременно в разных местах. Бывает даже, что диспетчеры звонят домой нам, руководителям, и просят найти людей для решения неотложных проблем. Ведь у нас такое производство, что, если встанет некий станок, он не произведет деталей для других линий, и те тоже остановятся. Значит, продукция не будет погружена в машины, которые окажутся в простое и в результате не успеют вовремя приехать в порт, где экспортного груза дожидается корабль. В результате — срыв контракта. И кому придется оплачивать убытки? Труд инженера КИПиА интеллектуальный. Специалист должен думать и во всем разобраться, прежде чем принимать решение. Если в механике поломка очевидна и особо мудрить не нужно, то в нашей службе требуется мыслить творчески: не только найти проблему, но и придумать, как ее решить: либо дополнительный датчик поставить, либо программу изменить. А бывает, что технологи на данном станке или линии решат выпускать какой-то новый продукт. При этом стандартные программы и средства измерения не дают такой возможности. Что делать в этом случае? Вызывать немцев или финнов, поставивших оборудование? Это слишком дорого обойдется. Поэтому мы ставим задачу перед нашими инженерами, и они ее решают: изменяют программы таким образом, чтобы новый вид продукции можно было бы измерять, или, если придумали новую шину для сборки на этом же станке, добавляют какую-то операцию. Специалисты глубоко вникают в программу и, если потребуется, дописывают ее. И не было такой сложной ситуации, из которой мы не смогли бы найти выход.Метрологическая лаборатория на «Белшине» сегодня имеет в принципе те же полномочия, что и лаборатория государственного органа стандартизации, и при расширении области аккредитации экономятся средства наших заводов. Грубо говоря, мы сможем меньше платить за поверку, проводя ее самостоятельно. Для предприятия это существенная выгода.
Если программное обеспечение будет зашифровано или закодировано, это защищает продавца от несанкционированного копирования, но в то же время лишает нас возможности грамотного обслуживания. Встанет станок — и мы не сможем узнать, по какой причине это случилось. Был такой опыт работы с западными партнерами. Голландская компания VMI продала нам три современных комплекса. Они полностью автоматизированы: собирают легковые шины без участия человека, оператор лишь наблюдает за процессом, занимающим менее минуты. Поставщик не передал нам программного обеспечения: мол, это ноу-хау, станки только разработаны и таким образом защищены от копирования программ сторонними компаниями. Поэтому компания полностью зашифровала программы, но обязалась осуществлять 24-часовую поддержку оборудования посредством Интернета. В любой момент, как только встанет станок, мы должны позвонить по такому-то номеру — и специалист фирмы со своего рабочего места тут же включится в работу по поиску неисправности. Причем поставщики будут осуществлять техподдержку, даже когда истечет срок гарантии, так как дорожат своей репутацией надежных партнеров. На производстве, сами знаете, всякое может случиться. И когда ночная смена не может оперативно найти причину неполадок, приходится просить помощи у тех, кто работает днем, то есть у самых знающих и опытных инженеров, таких как Александр Бодиловский, Валерий Ивах, Виктор Баханович с завода ЗМШ, Сергей Зыбко, Валентина Шило, Анна Евсюкова с завода СКГШ и Александр Прокопчик, Николай Киреев, Наталья Новикова, Денис Бержанин с завода КГШ. И, конечно, нельзя не отметить таких высококвалифицированных специалистов, как начальник цеха КИПиА Юрий Маринин и начальник метрологической лаборатории Дмитрий Беляев. Стоит добавить, что наши инженеры активно участвуют и в модернизации старого оборудования, причем без привлечения специалистов других компаний, включая производителей этой техники. Уже накоплен такой опыт, что при наличии необходимых контроллеров и прочих средств мы можем автономно решить поставленную задачу: усовершенствовать тот или иной станок или дополнительно смонтировать к нему какую-то новую систему. Иногда инициатива исходит от нас самих, когда мы видим, что та или иная система создает проблемы: либо требует частого ремонта, либо из-за нее страдает качество продукции. Тогда мы предлагаем провести переделку. Старое оборудование вполне может «жить» дальше и производить продукцию, вот только система его управления уже изжила себя. А само «железо» еще вполне тянет. Если в нем что-то поменять или написать для него новую программу, оно еще долго сможет приносить пользу. И руководство «Белшины» нередко обращается к нам за советом: надо ли предприятию закупать оборудование для выполнения таких-то функций или можно обойтись своими силами? Мы анализируем проблему и очень часто отвечаем: да, мы сможем! Павел ВЛАДИМИРОВ, фото Игоря Драпезы и Виктории Анискевич-КлопоцкойКонечно, во время действия гарантийного срока — обычно не более трех лет — вмешательство в программу, как правило, запрещено, но с окончанием гарантии даже сами фирмы-изготовители, стремящиеся выиграть тендер на поставку оборудования, закладывают возможность изменения программного обеспечения. Когда мы готовим техническое задание на приобретение технологических линий или станков, то прописываем в нем условие передачи полного пакета программного обеспечения, чтобы наши инженеры им владели.