Поиск

Поток

КАЧЕСТВО НАФТАНОВСКОГО ТОПЛИВА: ЛАБОРАТОРНЫЕ ИСПЫТАНИЯ И ДОМАШНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

29 Июля 2016

«Доверяй, но проверяй!» — этой поговоркой можно объяснить стремление наших автолюбителей ко всякого рода экспериментам, в том числе опасным. Мы попросили специалистов лаборатории по контролю топливного производства ОАО «Нафтан» проанализировать некоторые попытки проверить качество топлива в домашних условиях, а также рассказать, какое современное оборудование и знания применяют профессионалы, чтобы доказать, что предприятие отгружает потребителям только качественную продукцию. Подготовительная работа В лаборатории по контролю топливного производства ОАО «Нафтан» трудится 75 работников. Коллектив преимущественно женский, с присущими представительницам прекрасной половины человечества чертами характера: повышенной внимательностью, кропотливостью, скрупулезностью и жаждой справедливости. В нашей беседе и экспериментах участвовали начальник лаборатории Наталья Хилько, инженеры-лаборанты Ольга Сергиеня и Анна Ремез. Специалисты рассказали, что лаборатория анализирует качество не только топлива как товарного продукта, на контроле и промежуточные компоненты, из которых оно готовится. После того как цех № 8 приготовил резервуар топлива, в лабораторию поступает заявка, которую регистрирует химик. Когда топливо в резервуаре отстоялось, лаборанты отбирают пробы. Процедура для каждого резервуара выполняется одинаково: берут топливо из верхней, средней и нижней его частей. Каждый слой проходит процедуру контроля по определенным показателям. Затем составляется объединенная проба. Она делится на две части: одна опечатывается и отправляется на арбитражный склад, вторая — на испытания. Арбитражная проба топлива, которое реализуется на внутреннем рынке, хранится минимум 45 дней. Экспортные бензин и «дизелька» — четыре месяца. — На каждый вид топлива имеется нормативный документ, в котором описано до 20 показателей качества в зависимости от марки, — поясняет Наталья Хилько. — У летнего и зимнего видов топлива свои нюансы. Наша лаборатория выполняет анализы по всем показателям. Хочу заверить всех сомневающихся, что пока все показатели качества не будут соответствовать норме, топливо не выпустят за пределы предприятия. Заверенный печатью и подписью паспорт качества, который выписывает лаборатория, — основание для отпуска нефтепродуктов. Копии паспортов качества топлива есть на каждой заправке. Обычно их вывешивают на стендах рядом с кассами или представляют по первому требованию. Кроме того, топливная лаборатория «Нафтана» контролирует качество нефтепродуктов при отгрузке. Также это подразделение проверяет фирменные заводские заправки в период перехода на зимнее топливо. По причине загруженности специалисты лаборатории ОАО «Нафтан», как и их коллеги с Мозырского НПЗ, не оказывают услуг по проверке качества топлива физическим лицам. Качество бензина: мешаем, капаем, поджигаем На популярных автомобильных порталах и форумах несложно найти статьи с примерами экспериментов по проверке качества топлива. Специалисты заводской лаборатории ознакомились с их описанием и комментариями. Учитывая интересы автовладельцев, химики выделили несколько основных показателей качества и потребительских свойств топлива. Они преимущественно совпали со списком форумчан. Например, для бензина это октановое число, фракционный состав, давление насыщенных паров и отсутствие примесей. Октановые числа проверяют на специальных машинах. Существует два метода: моторный и исследовательский. Первый проходит в более жестком режиме и демонстрирует работу двигателя автомобиля на трассе. Исследовательский метод предполагает более щадящий режим и городские условия эксплуатации авто. В паспорт качества бензина вписывают результат испытаний по исследовательскому методу. Аббревиатура «АИ» расшифровывается так: «А» — автомобильный бензин, «И» — исследовательский метод. Автолюбителям не стоит надеяться на показания компактного прибора для определения октанового числа. Небольшой, легкий и удобный, он не обладает главным качеством — точностью. Российским автолюбителям советуют обращать внимание на оттенки бензинов. АИ-92 будет иметь оранжево-красный оттенок, АИ-98 — голубоватый. В Беларуси цветовые метки, которые вряд ли можно считать гарантом качества, не добавляются. По цвету наш бензин практически не различается. А вот фракционный состав — это характеристика топлива, от которой напрямую зависит запуск двигателя. Его аназирируют на специальных установках. Лаборатория ОАО «Нафтан» оснащена современной автоматической установкой для дистилляции топлива OptiDist. Предприятие располагает восемью аппаратами, каждый из которых отрегулирован для определенного вида топлива. Фракционный состав невозможно проверить в домашних условиях, впрочем, как и давление насыщенных паров. Эти характеристики дают дополнительные представления об испаряемости бензина и возможности образования газовых пробок в системе питания двигателя. Наличие примесей даже самые неискушенные испытатели определят на глаз. Но никто не ищет легких путей. Народные эксперты советуют добавить в бензин, в котором пытаются выявить воду, порошок марганцовки или кусочек грифеля. Еще можно капать топливо на лист белой бумаги, чтобы обнаружить пятно от постороннего керосина. А кому-то подсказкой послужит жирный след на заправочном пистолете… — Даже каплю воды вы увидите и в бензине, и в ДТ, — комментирует Наталья Николаевна. — Возьмем, к примеру, пробирку с «дизелькой». Смотрите: наша капля воды упала на дно. Взболтаем жидкость — вода видна при любых обстоятельствах. Она не бывает во взвешенном или невидимом состоянии. Нанесем каплю бензина на промокашку — никаких жирных пятен не осталось. Уверяю вас, что и керосин испарится без жирного следа. Если бензин смешать с «дизелькой» и провести подобный эксперимент, то, конечно, след от ДТ останется. Но по ободку заправочного пистолета, а именно по жировому следу на металле, вряд ли можно обнаружить присутствие в бензине солярки. Если только это не коктейль 50 на 50. Но на таком топливе авто просто не поедет. Позабавил Анну Ремез и Ольгу Сергиеню любительский эксперимент с добавлением марганцовки. В бензине даже капля воды видна невооруженным глазом, а при добавлении марганцовки окрасится только водный слой, бензин же останется бесцветным. Нерепрезентативным назвали специалисты и эксперимент с поджиганием стекла сферической формы, на которое предварительно нанесли бензин. Считается, что наличие смол, которые угрожают двигателю, оставит желтоватые кольца. У профессионалов анализ выполняется на специальном аппарате по определению фактических смол, в котором поддерживается определенная температура (для бензина это плюс 160 ºC). Горячий воздух подается через специальное сопло со скоростью потока 600 мл/с. После испарения стакан осматривают и взвешивают, сравнивая показатель с весом чистого стакана до эксперимента. — В наших бензинах отсутствуют смолы, — поясняет Наталья Хилько. — Я работаю в лаборатории девять лет и не припомню, чтобы у нас после этого анализа на стакане образовывался хоть малейший нагар. По требованию нормативных документов, этот показатель не должен превышать 5 мг на 100 мл. Некоторые «спецы» хвалятся, что различают бензин по запаху. Специалисты заводской лаборатории, которые имеют профильное образование, регулярно повышают квалификацию и сдают экзамены, честно признались, что такими сверхспособностями не обладают. Интересно, что у бензина есть гарантийный срок. Производитель гарантирует, что в течение года с даты изготовления нефтепродукт не потеряет своих характеристик. Качество дизельного топлива: встряхиваем, замораживаем С дизельным топливом все немного проще. Потребители обращают внимание на такие его характеристики, как содержание серы, смазывающая способность, наличие примесей и предельная температура фильтруемости (ПТФ). Сегодня в Беларуси используют ДТ с содержанием серы не более 10 мг/кг (ррm). Некоторые дизелисты гордятся, что по цвету могут отличить более экологичный продукт от «дизельки» с содержанием серы 50 ррm. Мол, ее выдаст более насыщенный желтый оттенок. Вместе с лаборантом и начальником лаборатории мы несколько минут любовались на пробирки с ДТ с содержанием серы 10 и 50 мг/кг. Поверьте, различить их по цвету практически невозможно. Но содержание серы связано с другим важным показателем качества дизтоплива — смазывающей способностью. — Для контроля топлива с малым содержанием серы ввели такой показатель, как смазывающая способность, который анализируют с помощью добавления смазывающих присадок, — поясняет начальник лаборатории. — Их работу проверяют на специальном автоматическом анализаторе смазывающих характеристик дизельного топлива HFRR с пластиной и грузиком, который имитирует процесс трения. Под микроскопом рассматривается пятно износа. Оно рассчитывается по осям Х и У и не должно превышать определенный показатель. В качестве домашних экспериментов автомобилистам остается смотреть на ДТ и искать механические примеси и воду. Они не останутся незамеченными — даже капля покажет себя на дне сосуда. Краеугольным камнем всех споров обычно становится предельная температура фильтруемости. Это температура, при которой в топливе образуется столько твердых парафинов, что стандартный фильтр в лабораторных условиях просто забивается ими и движение топлива прекращается. К примеру, в летнее время «Нафтан» выпускает ДТ сорта С с ПТФ не выше –5 ºC. Зимой — сорт F c ПТФ не выше –20 ºC. Зимнее топливо с улучшенными низкотемпературными характеристиками класса 2 имеет ПТФ не выше –32 ºC. Но лабораторные испытания демонстрируют, что этот показатель по факту лучше заявленного в паспорте качества. То есть наше топливо имеет запас по ПТФ. «Нафтан» проверяет его на автоматическом аппарате предельной температуры фильтруемости модели HCP842 фирмы HERZOG. 45 мл топлива должны пройти через стандартный фильтр за 60 с. Процедуру повторяют после снижения температуры топлива на 1 ºC. Эксперимент продолжается до тех пор, пока кристаллы парафина не прекратят протекание топлива через сетку фильтра или не замедлят движение настолько, что не будут укладываться в положенную минуту. Иногда потребителей сбивает с толку температура помутнения. Это температура, при которой парафины, содержащиеся в дизельном топливе, начинают кристаллизоваться. Топливо мутнеет. Но фильтр еще пропускает мелкие застывшие парафины, и движение топлива не прекращается. — Анализ температуры помутнения мы нормируем только для улучшенного топлива класса 2, — поясняет Анна Ремез. — Температура его помутнения не выше –22°ºC. Но если это или другое дизтопливо помутнело, это не значит, что оно утратило свои свойства и характеристики. Иногда потребителей смущают заправочные колонки с окошками, в которых можно увидеть топливо. Важно понимать, что фильтрации топлива мешает не сам факт наличия парафинов, которые при снижении температуры вызывают помутнение и таким образом становятся заметными. Мешают крупные кристаллы парафина. Их разрастанию препятствует присадка. Проводя опыты в домашних условиях, во-первых, следует помнить о безопасности, а во-вторых, четко понимать, что на чистоту эксперимента влияет множество факторов, которые исключены в условиях специализированных лабораторий. Не стоит доверять карманным приборам — специалисты противопоставят им профессиональное дорогостоящее оборудование и специализированные аналитические установки. Так что выбирайте проверенные заправки и меньше полагайтесь на мнение диванных критиков. «Нафтан» и лаборатория по контролю топливного производства гарантируют, что качество нефтепродуктов, которые отправляются потребителям с нашего нефтехимического комплекса, исключительно высокое. Татьяна ЗЕНЬКО, фото автора

 

29 Июля 2016
1567
Рейтинг: 4