Поиск

Поток

НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР: ЧТО КРОЕТСЯ В ДЕТАЛЯХ?

27 Июня 2017

В Минске прошла ставшая брендовой Международная конференция «Нефтегазовые рынки Центральной и Восточной Европы», которую каждую весну проводит компания Confidence Capital. По сравнению с минувшим годом количество ее участников явно возросло, вплотную приблизившись к рекордному. Эксперты, производственники, транспортники, журналисты собрались в конференц-зале недавно построенной гостиницы Double Tree by Hilton, чтобы обсудить «вечно живую», постоянно обновляющуюся, всегда интересную и, по сути, необъятную тему, заложенную в названии мероприятия. Нынешнее мероприятие состоялось в юбилейный год как для Confidence Capital — 10 лет работы в Минске, так и для концерна «Белнефтехим» — 20 лет создания. Как отметил директор компании-организатора Андрей Руденко, для такого рода бизнеса 10 лет — срок весьма значительный. За это время конференция эволюционировала от освещения текущего состояния нефтепереработки и товаропроводящих сетей Беларуси до сегодняшней программы, имеющей международную тематику. От имени руководства нефтехимического комплекса Беларуси участников форума приветствовал и.о. заместителя председателя концерна Сергей Каморников. Он подвел итоги работы предприятий нефтехимии нашей страны за два десятилетия, назвав их оптимистичными, а также огласил амбициозные планы на будущее: — Сегодня перед нашими НПЗ поставлена серьезнейшая задача: завершить очередной этап модернизации и довести глубину переработки нефти до уровня 90%, увеличив отбор светлых нефтепродуктов. В конце 2018 — середине 2019 года мы ожидаем серьезных достижений в этой технической части, — уточнил Сергей Каморников.

Неизбежный поворот. Пошлины

В ходе конференции прозвучали интересные доклады о ситуации на мировых рынках нефти, специфике ее транспортировки, переработке и др. Тем не менее давайте обратим внимание на несколько выступлений, затрагивающих весьма актуальную тему: российский налоговый маневр и его влияние на нефтепереработку в наших странах. В этом контексте модернизация белорусских НПЗ — это действительно серьезнейшая задача. Влияние налогового маневра, механизм которого был запущен еще осенью 2014 года, неотвратимо — сегодня основной вопрос заключается в скорости его движения. По словам руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Российской Федерации Сергея Агибалова, в последние годы российские нефтяные компании на самом деле зарабатывали не на переработке, а на экспортных пошлинах благодаря тому, что существовала большая разница между пошлинами на нефть и нефтепродукты. Простой завод с атмосферной перегонкой «в 2012 году мог делать 100 долларов маржи на 1 т из-за пошлин, хотя без нее де-факто экономика производства была бы убыточной». Дело в том, что в прежние годы экспортные пошлины на нефтепродукты составляли примерно две трети экспортной пошлины на нефть, поэтому нефтяным компаниям было выгодно покупать нефть, перерабатывать и экспортировать нефтепродукты. «Ножницы» в пошлинах и стимулировали объем нефтепереработки в наших странах. Сергей Агибалов подчеркнул, что налоговый маневр направлен в том числе на снижение преференций нефтепереработки — не столько белорусской, сколько российской. Наши соседи перерабатывают до 280 млн т ежегодно, и их потери существенно выше, чем в Беларуси. Чтобы исправить ситуацию, в России реализуется налоговый маневр: растет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), и в качестве компенсационной меры снижается экспортная пошлина. На светлые нефтепродукты и бензин ставки экспортных пошлин падают, а на темные — повышаются. Беларуси невыгодно сокращение экспортных пошлин, потому что она направляет их в свой бюджет. Российская сторона считает, что тем самым компенсирует Беларуси потери от налогового маневра. Падение цен на нефть стало дополнительным фактором сокращения пошлин и, как следствие, субсидии. По словам Сергея Агибалова, если на 1 т нефти субсидия для Беларуси в 2013—2014 годах была более 200 долларов, то сейчас — немногим более 60 долларов. Но суммарно и это дает неплохой результат. — Государство остается бенефициаром, получая экспортную пошлину с нефтепродуктов — 1,3 млрд долларов в 2015 году и 0,6 млрд в 2016-м. Но размер нефтяного бонуса будет зависеть от налоговой политики и отношений с Россией, — считает эксперт. — Без повышения глубины переработки маржа НПЗ будет определяться преимущественно величиной таможенной субсидии (разница пошлин на нефть и нефтепродукты).

Перспективы маневрирования

В ходе конференции злободневную тему налогов и сборов в России затронул руководитель отдела анализа и маркетинговых исследований Thomson Reuters Kortes Александр Шкурин, рассматривая российский рынок нефтепродуктов в деталях. Он обратил внимание, что еще в июне 2015 года в России было объявлено о принятии принципиального решения: зафиксировать налоговые ставки на ближайшие четыре года. Речь шла о том, что налоговое давление не будет усилено на участни   ков рынка. Но при этом с 2015 года поменялись коэффициенты перерасчета экспортных пошлин, НДПИ, введена система «Платон», увеличены акцизы. Эксперт отметил, что, как и было обещано, налоговые ставки не изменялись, но при этом дополнительные платежи ежегодно росли. — При этом уже сейчас обсуждается инициатива введения дополнительного налогового маневра, который коснется не только участников нефтегазового сектора, а фактически всего российского рынка. Речь идет об изменении ставки НДС до 22%, — уточнил эксперт. — Произойдет это или нет, пока неясно, но что касается экспортных пошлин, то они сократились в том значении, которое было изначально заложено в налоговый маневр. Налог на добычу полезных ископаемых год от года растет, усложняется сама формула его расчета, вводятся дополнительные коэффициенты. Что касается акцизов, то они растут ежегодно. Если раньше основной упор делался на повышение акцизов на автомобильные бензины, то теперь — на дизтопливо. По словам докладчика, акцизы больше не субсидируют внутренний рынок, а их увеличение приводит к росту стоимости цен на топливо на внутреннем рынке при прочих равных условиях. — Акциз на бензин пятого класса уже превысил экспортную пошлину. Средние дистилляты «отвязали» от дизельного топлива. Это поддержит бункерный рынок и, возможно, сократит количество суррогатного топлива. Налоговые вычеты для средних дистиллятов не изменились, — отметил эксперт. В таких условиях российские нефтепереработчики приняли вполне закономерное решение: не загружать производство максимально, а оптимизировать на приемлемом уровне маржу переработки вплоть до снижения объемов. Андрей Шкурин процитировал слова Вагита Алекперова, президента ПАО «ЛУКОЙЛ», о том, что у этой компании снижение эффективности нефтепереработки в рамках налогового маневра оценивается в 75 млрд рублей. Таким образом, в России тренд на увеличение переработки нефти прекратился с началом налогового маневра в 2015 году. Анализируя ситуацию, руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов РФ Сергей Агибалов подчеркнул: — Нужно понимать, что сейчас нефтепереработка как в России, так и в Беларуси в связи с единым налоговым режимом превращается в проблемный актив. Тот, кто не успел модернизироваться в предыдущие годы, сталкивается с существенными проблемами. Маржа упала, привлечь кредитование можно, но с определенными оговорками стоимости. Хорошо тем, кто модернизировался. А сейчас маржа даже в условиях сохраняющегося субсидирования низкая и в перспективе может быть еще ниже. Все разговоры о том, что же будет дальше, аналитик считает в некотором роде спекулятивными. Он отметил, что генеральная линия обозначена российским Минфином и она проста: сокращать субсидирование шаг за шагом. — Официальная цель — экспортных пошлин не должно быть в 2025 году, но, скорее всего, серьезные изменения мы увидим раньше, наверное, за 2019 год, возможно, уже в 2020-м и произойдут существенные подвижки в реформировании налогообложения нефтяного сектора России, — уточнил Сергей Агибалов.

Белорусская реальность

Наиболее полно осветил белорусское видение обозначенной проблемы заместитель генерального директора ОАО «Мозырский НПЗ» Владимир Сизов — единственный докладчик-производственник, чьи опыт и специфика работы позволяют взглянуть на вопрос изнутри. В нынешнем году вместо традиционной презентации завода со схемами производственных процессов и строгих цифр отчетности Владимир Васильевич порадовал аналитикой, причем не только рынков сбыта. Не обошел он и последствия налогового маневра, точнее, его влияния на финансовое состояние предприятия. В частности, было заявлено о значительном снижении маржи нефтепереработки . — В условиях крайне неблагоприятной конъюнктуры нефтяного рынка, связанной с опережающим падением цен на нефтепродукты по сравнению с ценами на нефть, налоговый маневр негативно отразился на финансовом состоянии НПЗ, — отметил докладчик. — Была значительно снижена эффективность переработки нефти за счет уменьшения разницы между таможенной пошлиной на нефть и нефтепродукты, что непосредственно сказалось на заинтересованности компаний по давальческой переработке сырья. Увеличение доли собственного ресурса с 45 до 85% с 2014 по 2016 год — это то, что отражает изменения в налоговом законодательстве. По мнению Владимира Сизова, если будет обнулена таможенная пошлина, то в нынешних условиях, когда покупка российской нефти обходится в среднем 275 долларов за 1 т, цена на российскую нефть вырастет на 80 долларов — до 355 долларов за 1 т (при мировой цене 50 долларов за баррель, равный примерно 0,1364 т). В этом случае маржа переработки сократится до 17%. Докладчик отметил, что отрицательную роль сыграли два фактора — снижение мировой цены на нефть и уменьшение самого размера таможенной пошлины. Еще один неблагоприятный момент — сокращение доходности реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке. Ситуация складывалась следующим образом: в 2014 году было принято решение о том, что цена бензина АИ-92 как наиболее востребованного на рынке продукта должна быть эквивалентна 1 доллару. Но тогда мировые цены на нефть были высокие. Затем произошло резкое снижение мировых котировок на нефть, которое должно было повысить доходность реализации на внутреннем рынке, поскольку цена на нефтепродукты в Беларуси фиксированная. Однако синхронно девальвировался белорусский рубль, и при фиксированной цене доходность тоже снизилась. В итоге внутренний рынок для белорусских НПЗ — это «относительно невысокая емкость и доходность, как правило, в период низких цен на нефть». Говоря о реализации продукции, Владимир Сизов утонил, что экспортные поставки достигают 80%.Самые доходные — рынки Украины и Молдовы, но они отличаются высокой конкурентностью. Их емкость ограничена и в последние годы снижается (особенно по автомобильным бензинам). Как отметил докладчик, российский рынок профицитен по дизельному топливу и доходен по автобензинам, как правило, в период пикового спроса. Но рынок уже насыщен и не может рассматриваться как емкий и стабильный. Рынки стран Балтии и Польши позволяют размещать дополнительные объемы дизельного топлива с доходностью меньшей, чем в Украине, но большей, чем портовые поставки. А что же будет с модернизацией ОАО «Мозырский НПЗ»? Сегодня в стадии реализации глобальный и самый главный проект последних лет — комплекс гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков (H-oil). Его строят для увеличения глубины переработки нефти, товарных объемов дизельного топлива и гидроочищенного вакуумного газойля, сокращения выпуска мазута, а также снижения содержания серы в мазуте до 1%. В стадии реализации также проект «Каталитическая депарафинизация дизельного топлива», который направлен на улучшение низкотемпературных характеристик дизтоплива. Сегодня главная задача белорусских НПЗ — успеть воплотить намеченные планы, а готовность к эффективной работе в условиях меняющейся конъюнктуры стоимости сырья у них есть. Как заявил Владимир Сизов, завершить строительство комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков намечено в 2019-м, а каталитическая депарафинизация дизтоплива начнется уже в этом году. Светлана САБИЛО, фото Дарьи Хачирашвили

 

27 Июня 2017
1408
Рейтинг: 4