Группу белорусских экспертов, работающую в рамках реализации проекта международной технической помощи «Взаимосвязь между проблемами окружающей среды и безопасности в Беларуси» по обеспечению эксплуатационной надежности трубопроводов с целью повышения их экологической безопасности, возглавил известный белорусский ученый — заведующий кафедрой трубопроводного транспорта, водоснабжения и гидравлики Полоцкого государственного университета Владимир Липский. Мы попросили Владимира Константиновича ответить на ряд вопросов. — Такова традиционная практика ПРООН — приглашать в качестве экспертов ученых страны, в которой реализуются такие проекты? И почему пригласили именно вас? — Да, такая практика имеет место. Меня пригласили в качестве национального координатора раздела проекта, касающегося экологической безопасности трубопроводного транспорта, по предложению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. В Минприроды знают нашу кафедру, так как она активно занимается проблемой обеспечения безопасности, в том числе экологической, объектов магистрального трубопроводного транспорта. Мне предложили возглавить группу белорусских экспертов, а я пригласил еще троих своих коллег по кафедре: двух кандидатов наук и магистра, который готовит кандидатскую диссертацию по теме, соприкасающейся с содержанием этого проекта. — Какие перед вами стояли задачи? — Мы должны были сравнить «Руководящие принципы» ЕЭК ООН по обеспечению эксплуатационной надежности трубопроводов для повышения их экологической безопасности с нормативной базой Республики Беларусь и выяснить, есть ли в нашей нормативной базе какие-то недочеты. Кроме того, перед нами ставили задачу оценить безопасность белорусских магистральных трубопроводов с точки зрения «Руководящих принципов». Мы скрупулезно изучили предоставленный нам документ и с его позиции досконально проанализировали нормативную базу нашей страны. А также чисто качественными методами оценили безопасность всех наших магистральных трубопроводов. — Сравнили, оценили и какой вывод сделали? — Мы проанализировали статистические данные о случившихся в практике эксплуатации магистральных трубопроводов эпизодах, которые грозили возникновением аварийных ситуаций с возможными экологическими или социальными последствиями. В результате был сделан вывод, что уровень безопасности магистральных нефтепроводов Беларуси не ниже, чем в соседних европейских странах. За последние несколько лет у нас не зафиксировано ни одной крупной аварии. Проведенный же анализ нормативной базы Республики Беларусь в области магистрального трубопроводного транспорта показал, что ее содержание полностью соответствует положениям «Руководящих принципов», а в некоторых вопросах даже превосходит этот документ по глубине изложения и конкретике. В то же время после изучения «Руководящих принципов» мы выработали некоторые рекомендации, которые были представлены на обсуждение участникам семинара и приняты ими с определенными дополнениями. Вот эти рекомендации: — провести актуализацию технических нормативно-правовых актов (ТНПА) Беларуси в сфере трубопроводного транспорта в соответствии с системой нормативного правового регулирования, формирующейся в Таможенном союзе, и с учетом опыта стран Евросоюза; — интенсифицировать работу Национального технического комитета Беларуси по стандартизации «Магистральный трубопроводный транспорт нефти, газа и нефтепродуктов (ТК 17); — повысить роль планирования и координации действий при аварийных ситуациях на магистральных трубопроводах путем разработки и введения в действие соответствующих ТНПА; — усовершенствовать методические подходы к анализу опасности и оценке рисков при аварийных ситуациях на объектах трубопроводного транспорта. Но объективно мы ничего кардинально нового не нашли для себя в «Руководящих принципах». Разработанные нами на основании этого документа рекомендации полностью совпадают с теми планами, которые были у нас до семинара. Объясню, что имею в виду. Дело в том, что в Беларуси есть два государственных органа, которые занимаются вопросами безопасной эксплуатации трубопроводного транспорта. Во-первых, при Госпромнадзоре существует созданный решением Совета Министров межведомственный совет по трубопроводному транспорту, который состоит из главных инженеров трубопроводных и сопутствующих предприятий, ответственных работников Госпромнадзора и ученых. В частности, в этом совете я представляю науку и занимаю должность заместителя председателя совета. А во-вторых, в нашей стране существует Технический совет по техническому нормированию и стандартизации в области трубопроводного транспорта (ТК 17). Он создан по решению Госстандарта и базируется на нашей кафедре, я являюсь заместителем председателя этого комитета. Так вот в планах и Межведомственного совета, и Технического комитета (ТК 17) — все то, что мы как эксперты ПРООН внесли в рекомендации. Этими вопросами белорусские специалисты в области трубопроводного транспорта занимаются уже давно. Мы вполне осознаем, что еще необходимо сделать, чтобы обеспечить максимальную безопасность наших трубопроводов. То есть даже если бы не было этого международного проекта, мы бы все равно этим занимались. А выход на международный уровень, безусловно, поможет нам с большей эффективностью продвигать те предложения, которые были сформулированы ранее. — Вместе с международными экспертами вы посещали ОАО «Гомельтранснефть Дружба». Расскажите, пожалуйста, как эксперты оценили работу нашего предприятия? — Оценили очень высоко. Были удивлены завидным уровнем организации безопасной эксплуатации наших нефтепроводов. ОАО «Гомельтранснефть Дружба» великолепно организовало это посещение, специалисты предприятия показали ряд ответственных объектов нефтепровода в Мозыре и Гомеле (нефтеперекачивающую станцию, резервуарный парк, подводный переход и др.), высококвалифицированно все рассказали. Продемонстрировали гостям действия аварийно-спасательной службы по разворачиванию бонов, удерживающих разлившуюся нефть на свободной поверхности реки Сож. Европейские эксперты высказали свои положительные впечатления ведущим специалистам ОАО «Гомельтранснефть Дружба» на семинаре, который организовали руководители предприятия и который явился заключительным этапом этого визита. Свое высокое мнение о работе ОАО «Гомельтранснефть Дружба» как одной из крупнейших нефтепроводных компаний в Европе европейские эксперты неоднократно и подробно высказывали и мне в личных беседах. В целом же во время своего визита они увидели хорошую организацию, достойную работу и убедились в том, что в Беларуси деятельность по обеспечению экологической безопасности трубопроводного транспорта находится на высоком уровне. Подготовила Наталья ЛАЗАРЕВА