Поиск

Поток

НОВЫЙ ЭТАП УКРАИНСКОЙ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ

26 Декабря 2016

kuyun — Давайте сравним ситуацию в украинской нефте- и газопереработке в советское время и сегодня. — Во времена СССР мощности первичной переработки нефти в Украине составляли более 51 млн т в год. Работало шесть НПЗ. Сегодня остались в строю только крупный Кременчугский НПЗ и небольшой Шебелинский газоперерабатывающий завод. Почему так произошло? На мой взгляд, абсолютно безграмотно была проведена приватизация украинских НПЗ. Их отдали дешево в основном российским компаниям. Считаю, решение продать за «один доллар» было правильным, но надо было выставлять более жесткие инвестиционные обязательства по строительству новых установок, графику перехода на улучшенные стандарты качества и т.д. В итоге был выработан производственный потенциал НПЗ, созданный еще советскими инженерами, и предприятия, по сути, оказались брошенными. Обратную картину мы видим в Беларуси, где правительство взяло под контроль модернизацию НПЗ и нефтепереработка стала локомотивом экономики страны. Мы же свою отрасль практически потеряли. — Какие заводы еще можно модернизировать, какие потеряны, вероятно, навсегда? — Сегодня из шести НПЗ работает только один — в Кременчуге. Драматизм ситуации заключается в том, что оставшиеся пять не имеют никаких перспектив быть восстановленными. Их технологии устарели морально и физически, а из потенциально перспективных — Лисичанский НПЗ — оказался на линии боевых действий. Модернизация и строительство новых мощностей на этих НПЗ потребует огромных средств, тогда как перспектива их туманна. Посмотрите, что происходит в мире: потребление топлива падает, наблюдается избыток мощностей, но при этом вводятся крупные НПЗ в азиатском регионе. Новые технологии и огромная мощность позволяют их продукции на равных конкурировать с европейскими нефтеперерабатывающими предприятиями. Думаю, можно говорить о том, что простаивающие украинские НПЗ безвозвратно утрачены. Неудивительно, что Украина сегодня на 80% зависит от импорта топлива. Но нет худа без добра. Если раньше мы на 90% зависели от российской нефти, то сейчас получаем топливо из 10 источников. Беларусь — крупнейший из них, но не единственный. Мы видим, что при возникновении объективных проблем с поставками из Беларуси рынок заполняется топливом другого происхождения — в частности, по морю и через сухопутные границы с ЕС. Поэтому, с одной стороны, мы во многом утратили нефтеперерабатывающую отрасль, а с другой — получили диверсифицированный рынок, который страхует нас от каких-либо неприятностей или сюрпризов. Трудно даже предположить, что было бы сегодня, если бы мы по-прежнему сидели на российской «нефтяной игле». — Насколько перспективен Шебелинский ГПЗ? — Это не очень мощный завод. В лучшие времена он перерабатывал до 1 млн т сырья ежегодно и «заточен» на высококачественный газоконденсат и легкую нефть. В этом году завод перешел на выпуск нефтепродуктов по стандартам «Евро-4» и «Евро-5». Это небольшое предприятие, которое испытывает сырьевые проблемы. — Каков ваш прогноз относительно объемов переработки нефти и газа в Украине в ближайшей и удаленной перспективе? — Думаю, 2017 год будет показательным, и на рынке произойдет много интересных событий. Прежде всего они связаны с ожиданиями существенного увеличения нефтепереработки в Кременчуге. Это прекрасный завод с фактической мощностью по сырью около 10 млн т. Он располагает двумя установками каталитического крекинга, тремя линиями по первичной переработке нефти. Предприятие находится в неплохом состоянии, но требует модернизации. Недавно стало известно, что завод заключил контракты на поставку 1,3 млн т «морской» нефти — в частности, иранской и азербайджанской. И это только начало. Получается, что завод сможет увеличить переработку почти в 1,5 раза — с 2 млн до 3 млн т. Надеюсь, это будет возможно уже в 2017 году. По моим данным, сейчас там идут работы по перепрофилированию отдельных установок для полного перехода на качество «Евро-5». Не исключено, что в 2018 году объемы нефтепереработки предприятия могут вырасти до 4,5 млн т, во всяком случае сырье для этого имеется. Есть надежды и в отношении Шебелинского ГПЗ, который может дозагрузить мощности привозным сырьем, к слову, того же иранского происхождения. Первые партии газоконденсата из Ирана уже поступили на переработку в Кременчуг. — Какую долю рынка может занять Кременчугский НПЗ? — Ожидается, что в ближайшее время объем рынка в целом будет составлять примерно 7,5 млн т нефтепродуктов (бензина и дизтоплива). Если говорить о переработке 3 млн т, то выход светлых составит примерно 2 млн т. Таким образом, доля внутренних производителей вырастет с 15—17 до 25—30%. Это весьма существенная перемена, которая повысит устойчивость внутреннего рынка страны. — Кому сегодня принадлежат Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ? — Шебелинский газоперерабатывающий завод находится в полной собственности государственной компании «Укргаздобыча», Кременчугский НПЗ — в оперативном управлении группы «Приват». Доля государства в активах этого завода составляет 43%. — Каковы перспективы Одесского НПЗ? — Если мы говорим о его запуске, то перспектив я не вижу. Во-первых, завод маломощный, всего 3 млн т, а во-вторых, необходимо строить установки по вторичной переработке нефти и прочую инфраструктуру общезаводского хозяйства, которые размещать негде. И самое главное — это вопрос о собственнике. Нынешний находится в бегах, сам завод заложен в банке ВТБ. По понятным причинам сами они развивать предприятия не будут, в таком случае как это смогут сделать другие? — Как известно, вице-премьер Украины Геннадий Зубко предложил Беларуси поставлять нефть для давальческой переработки. Как вы оцениваете перспективу такой идеи? — Речь идет об азербайджанских и иранских ресурсах. В частности, Иран готов сотрудничать на весьма выгодных условиях, поскольку заинтересован в наращивании экспорта своего сырья. Украина прокачает любой объем без проблем. Остается только позиция белорусской стороны. Думаю, со стратегической точки зрения это очень интересный проект. На мой взгляд, уже понятно, что Россия в обозримой перспективе будет сотрудничать с Беларусью в нефтяной сфере на рыночных условиях. И мы уже видим анонсированный новый виток налогового маневра. Можно сыграть на опережение и начать изучать альтернативные поставки с юга. Как бы ни складывалась ситуация с поставками российской нефти, недозагруженность Мозырского НПЗ можно компенсировать этими поставками с явной пользой для экономики предприятия. Подготовила Светлана САБИЛО, фото Виктории Анискевич-Клопоцкой    

 

26 Декабря 2016
837
Рейтинг: 4