Поиск

Поток

РЕЗЕРВУАРЫ ГОТОВЫ ПРИНИМАТЬ НЕФТЬ

24 Декабря 2015

Резервуарный парк ОАО «Полоцктранснефть Дружба» — это значительные и важные объекты с общим объемом в сотни тысяч кубометров. Чтобы обеспечить качественные прием и хранение нефти, специалисты предприятия контролируют состояние резервуаров, проводят их плановую диагностику, текущие и капитальные ремонты, а также необходимую реконструкцию. Так, в мае 2016 года намечено завершить реконструкцию железобетонного резервуара № 5 (ЖБР). Мы посетили объект и побеседовали с ведущим инженером отдела главного механика предприятия Алексеем Пастуховым не только о реконструируемом резервуаре, но и обо всем резервуарном парке «Полоцктранснефть Дружба».

Полная реконструкция

На предприятии функционируют: — шесть железобетонных резервуаров, которые введены в эксплуатацию с 1968 по 1974 год; — шесть вертикальных стальных резервуаров с плавающей крышей, введенные в эксплуатацию с 1980-го по 1982-й; — два вертикальных стальных резервуара, которые были построены в 1981 году и предназначены для обеспечения аварийной защиты магистрального нефтепровода. Часть этого оборудования, несмотря на постоянные контроль и ремонты, естественно, износилась и нуждается в реконструкции. Но остальные по-прежнему в строю. Больше всех нуждаются в обновлении железобетонные резервуары (ЖБР), ведь им уже свыше 40 лет. Они состоят из вертикальных железобетонных плит, обвитых с натяжением стальной проволокой диаметром 5 мм и покрытых под давлением тонким слоем бетона — таркретом. Получается единая конструкция — своеобразная многослойная «кастрюля». — Уязвимое место наших самых старых резервуаров — железобетонные покрытия. При эксплуатации в условиях практически постоянного увлажнения и попеременного замораживания и оттаивания из-за недостаточной морозостойкости бетона происходит интенсивное разрушение поверхностного слоя плит и стыков между сборными плитами покрытия, а также технологических люков, расположенных на покрытии, — рассказал Алексей Павлович. — Под воздействием паров нефти (конденсата) происходит разрушение бетона на нижней (внутренней) поверхности плит покрытия, в результате чего арматурная сетка оголяется и подвергается коррозии. В дальнейшем это приводит к разрушению защитного слоя бетона. Алексей Павлович объяснил, в чем заключается опасность. Оказывается, нарушение герметичности покрытия приводит к потерям легких нефтяных фракций и незначительному увеличению выбросов в атмосферу. — В то же время при обследовании, в частности, ЖБР № 5 мы увидели, что его чаша «живая»:  бетон, из которого она сделана (то есть вертикальные железобетонные плиты), а также бетон плит покрытия — прочные как гранит. Даже при использовании современных технологий не получается добиться такой прочности бетона, — отметил Алексей Пастухов. — Аналогичное состояние чаш и у остальных железобетонных резервуаров. Поэтому при проведении реконструкции всего парка ЖБР было решено сохранять чаши (нижние слои резервуара), заменяя при этом покрытие и все технологическое оборудование. Первым в 2000 году реконструировали ЖБР № 4. — Мы демонтировали плиты покрытия, произвели пескоструйную обработку стен и колонн резервуара, провели все необходимые работы по ремонту дефектных участков с последующим нанесением слоя таркрет-бетона. Заменили покрытие и все технологическое оборудование, — перечислил последовательность работ ведущий инженер. По такому же принципу обновляют сейчас и ЖБР № 5. Только у четвертого резервуара установили металлическую крышу (тогда это было выгоднее с точки зрения технико-экономического обоснования), а у пятого она будет железобетонной. Проект реконструкции ЖБР № 5 разработан в прошлом году киевским Институтом транспорта нефти. Работы по реконструкции начались в апреле. Плиты для резервуара произвели по чертежам института на ПРУП «Новополоцкжелезобетон». Тендер на строительство объекта выиграла подрядная организация, которая обязалась провести реконструкцию за 14 месяцев вместо запланированных проектом 17, причем затратив на это гораздо меньше средств. И хотя инфляция внесла свои коррективы, затраты, судя по всему, все равно будут меньше, чем предусмотрено проектом. В настоящее время также выведен из эксплуатации и ЖБР № 3. Проведена его диагностика, и начались работы над проектом. — В следующем году мы заканчиваем реконструкцию ЖБР № 5 и переходим к реконструкции третьего железобетонного резервуара, — пояснил Алексей Пастухов. — И так последовательно будет восстановлен весь резервуарный парк. Конечно, вместо обновления старых резервуаров можно было бы возвести новые. Но уж очень большими, по словам собеседника, получались затраты. У предприятия сейчас в стадии реализации проект строительства нефтепродуктопровода от Новополоцка до нефтебазы в Фаниполе. Необходимо экономить. К счастью, отличное состояние чаш железобетонных резервуаров позволяет свести затраты к минимуму, проведя реконструкцию и полное восстановление этого оборудования.

Текущий ремонт

По вертикальным же стальным резервуарам с плавающей крышей вопрос так остро не стоит. Согласно результатам диагностики, они сегодня нуждаются только в текущем ремонте. В настоящее время резервуар № 9 уже отремонтировали, работы завершились в начале декабря. Закончились работы и на РВС ПК № 12. Стальные резервуары отличаются от железобетонных, поэтому и проблемы у них другие. — Когда в таком резервуаре нет нефти, крыша опускается на стойки. По мере поступления нефти крыша поднимается, — объяснил принцип работы РВС ПК Алексей Павлович. — Когда резервуар заполнятся полностью, крыша останавливается. По всему ее периметру стоят уплотняющие затворы, препятствующие утечке паров нефти в атмосферу. Специалисты предприятия периодически проверяют состояние резервуаров, и особенно затворов на крышах, поскольку это очень важно не только для функционирования оборудования, но и для экологии. — В соответствии с техническим кодексом установившейся практики эксплуатация стальных вертикальных резервуаров требует периодического проведения работ по их очистке от донных отложений; диагностированию и оценке их технического состояния с определением остаточного ресурса самих резервуаров и их элементов; защите металлоконструкций от коррозии, замене или ремонту уплотняющих затворов плавающих крыш, запорной арматуры, — отметил собеседник. — Указанные работы включаются в ежегодные планы предприятия, и мы их аккуратно выполняем. Два небольших резервуара, которые были построены в 1981 году на конечном пункте «Сургут—Полоцк», служат, как было сказано, для аварийной защиты магистрального нефтепровода. — Если вдруг случится избыток давления в трубе, срабатывают предохранительные клапаны, и часть нефти сбрасывается в РВС, — рассказал Алексей Пастухов. — Также они используются в случае перелива главных резервуаров. Такая ситуация практически невозможна, но небольшая вероятность все же существует, поэтому мы ее тоже учитываем. Дело в том, что, кроме автоматики, в резервуарах предусмотрены также механические концевики, которые отключат насос, если произойдет перелив нефти. Но на крайний случай к подобной аварийной ситуации готовы и наши «пятитысячники». Пока в работе один РВС, так как второй выведен из эксплуатации для зачистки и последующей диагностики. Как видим, в ОАО «Полоцктранснефть Дружба» просчитан и продуман каждый шаг. По-другому нельзя: хозяйство большое, работа ответственная. Кстати, как нам объяснили, предприятие не просто хранит нефть в резервуарах, оно еще и доводит ее до гостовских параметров, прежде чем переправить на «Нафтан». Ведь добываемая на месторождениях нефть содержит несколько больший процент воды, чем требует ГОСТ. Поэтому она здесь еще и отстаивается (именно из-за воды это оборудование так подвержено коррозии). Лишнюю воду потом сливают. А за тем, насколько качественно очистили нефть от воды, следит химическая лаборатория предприятия. В ОАО «Полоцктранснефть Дружба» все под контролем. Резервуары, как и трубопроводы, в порядке и, пройдя текущий ремонт или реконструкцию, по-прежнему готовы принимать нефть для «Нафтана». Наталья ЛАЗАРЕВА, фото из архива предприятия  

 

24 Декабря 2015
1206
Рейтинг: 4