Результаты поиска

Поток

СЕТЬ АЗС: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

На 1 января 2016 года в Беларуси насчитывалось 824 АЗС. К 2020 году их количество должно увеличиться до 885. За этот период планируется ввести в эксплуатацию 93 станции. Прекратят свое существование около 20 автозаправок. Такие цифры заложены в Программу развития сети автозаправочных станций в Республике Беларусь на 2016—2020 годы. О ее особенностях корреспондент журнала «Вестник Белнефтехима» беседует с заведующим сектором координации развития объектов нефтепродуктообеспечения управления нефтепродуктов концерна «Белнефтехим» Сергеем БОНДАРЕМ.С — Сергей Игоревич, уточните, пожалуйста, как оценивается выполнение Программы развития сети автозаправочных станций в Республике Беларусь до 2015 года? — Высокие темпы строительства АЗС в нашей стране отмечаются с 2000 года. Кроме того, реконструкция и техническое переоснащение автозаправочных станций с увеличением их мощностей позволили расширить и модернизировать сеть общего пользования. Если на 1 января 2010 года сеть АЗС насчитывала 705 автозаправок общего пользования, из них 451 — принадлежала организациям, входящим в состав концерна «Белнефтехим», то на 1 января 2016 года — соответственно 824 и 552, иным предприятиям — 272 АЗС, в том числе 81 — ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия», 48 — ИООО «Газпромнефть-Белнефтепродукт», 38 — ИООО «РН-Запад», 28 — ОДО «Астотрейдинг», 77 — прочим предприятиям. Созданная сеть позволила максимально приблизить автозаправочные станции к потребителю, расширить сеть АЗС на территории районов и разместить автозаправки на республиканских автомобильных дорогах с предоставлением сервисных услуг, торговли товарами народного потребления через магазины при автозаправках. — В чем актуальность Программы развития сети автозаправочных станций в Республике Беларусь на 2016—2020 годы? — С ростом численности автомобилей наблюдается тенденция увеличения объемов розничной торговли топливом, что вызывает необходимость строительства новых АЗС и их рационального размещения по всей территории страны. По данным Национального статистического комитета, количество транспортных средств, находящихся в личной собственности граждан, с 2011 по 2014 год выросло с 2 777 100 до 2 965 700 единиц. При этом высокими (по сравнению с соседними странами) остаются показатели обеспеченности населения легковыми авто (около 300 единиц на 1 000 человек), а также среднесуточные объемы реализации нефтепродуктов на одну АЗС страны (7,52 т). Реконструкция и модернизация автомобильных дорог позволяют повысить их категории, пропускную способность и качество, что тоже вызывает необходимость развития объектов придорожного сервиса. Все эти факторы требуют дальнейшего развития сети и, в первую очередь, строительства АЗС вблизи промышленных, транспортных, логистических и туристических центров, в территориально отдаленных районах и на республиканских автомобильных дорогах с интенсивным движением. Новая программа разработана для управления процессом размещения на территории нашей страны АЗС всех субъектов хозяйствования, стабильного обеспечения нефтепродуктами организаций и населения страны. Также следует учесть, что за пять лет ситуация на розничном рынке нефтепродуктов изменилась. — Каковы наиболее значимые перемены? — Существенные изменения за последний период — это работа рынка нефти и нефтепродуктов в рамках Единого экономического пространства, расширение сети АЗС и обострение конкуренции. Изменилась структура доходов автозаправочных станций, повысились ожидания покупателей, значительно возросли объемы реализации и ассортимент сопутствующих товаров. Одновременно создана разветвленная сеть многотопливных АЗС (МАЗС) для заправки техники как жидким моторным топливом (автобензином, дизельным топливом), так и сжиженным углеводородным газом. Это позволило существенно расширить спектр услуг и создать больше удобств для потребителей. По поводу изменения ассортимента приведу такие факты: с 1 января 2014 года в Беларуси прекращено производство и обращение автомобильного бензина АИ-80 (Нормаль-80), а с 1 января 2015-го на АЗС страны реализуется дизельное топливо только экологического класса К5 (массовая доля серы — не более 10 мг/кг). Также с 2015 года на ОАО «Мозырский НПЗ» освоено производство, а на АЗС ПО «Белоруснефть» начата реализация качественного высокооктанового автобензина АИ-98 по доступной цене. Раньше этот вид топлива полностью завозился из-за пределов страны, а его стоимость существенно превышала цену других марок автобензинов. — Какие критерии используются при составлении плана развития сети АЗС? На чем он основан? — План развития сети АЗС на 2016—2017 годы базируется на анализе мест размещения существующих автозаправок, оценке их технического состояния, интенсивности движения автотранспортных средств, а также на результатах изучения земельных участков для строительства АЗС. Значительное количество автозаправочных станций (свыше 10%) построено 10 и более лет назад. Они морально и физически устарели. Ужесточение экологических, противопожарных и технологических требований стимулирует реконструкцию и техническое переоснащение таких АЗС, в том числе предназначенных для заправки собственного транспорта организаций. В связи с этим организации различных форм собственности приобретают ведомственные автозаправки, реконструируют и переводят их в АЗС общего пользования, отвечающие современным требованиям. Это позволяет обеспечивать нефтепродуктами автотранспорт близлежащих организаций и рядовых покупателей с соблюдением всех современных требований, а также гарантирует надлежащую сохранность нефтепродуктов. — Какие автотрассы наиболее полно «укомплектованы» АЗС? — Больше всего заправок построено на таких трассах, как М-1/Е30 Брест (Козловичи)—Минск—граница Российской Федерации (Редьки), М-3 Минск—Витебск, М-4 Минск—Могилев, М-6/Е28 Минск—Гродно—граница Республики Польша (Брузги), М-7/Е28 Минск—Ошмяны—граница Литовской Республики (Каменный Лог), М-8/Е95 граница Российской Федерации (Езерище)—Витебск—Гомель—граница Украины (Новая Гута). — АЗС вдоль трасс — это хорошо, но заправляться топливом нужно еще и в городах, и в деревнях… — В Минске и городах областного подчинения количество АЗС постоянно растет. Но строительство автозаправок в городах усложняют высокие плотность застройки и стоимость земли, поэтому там предполагается возводить безоператорные АЗС (автоматизированные автозаправочные станции — ААЗС) на меньших участках. При этом сокращаются сроки и затраты на строительство и эксплуатацию заправок. Безусловно, существует необходимость размещать автозаправки на территории районов вблизи построенных в последние годы крупных промышленных объектов, логистических, туристических центров и на новых пограничных переходах. Для обеспечения нефтепродуктами организаций и населения территорий, удаленных от областных и районных центров, республиканских автомобильных дорог, а также на время реконструкции действующих АЗС планируется использовать передвижные автозаправочные станции. Подчеркну, новая программа разработана, чтобы процесс размещения АЗС всех субъектов хозяйствования был управляемым и позволял стабильно обеспечивать нефтепродуктами организации, население страны. — Сергей Игоревич, основная цель программы — создание разветвленной сети автозаправочных комплексов, отвечающих всем современным требованиям и предоставляющих широкий спектр услуг потребителям. Что нужно делать для ее достижения? — Необходимо строить АЗС с магазинами, мини-кафе, другими объектами, расширять сеть ААЗС, развивать мелкооптовую торговлю нефтепродуктами, стимулировать строительство АЗС в сельской местности, устанавливать на существующих и проектируемых автозаправках зарядные устройства для электромобилей. Намечено также сокращать долю не соответствующих современным требованиям АЗС, модернизировать действующие заправки в соответствии с требованиями экологических, метрологических, противопожарных норм и оснащать их современным технологическим оборудованием. Следует увеличивать реализацию нефтепродуктов с использованием системы безналичных расчетов с применением электронных и пластиковых банковских карточек. — Важное направление программы — обеспечение нефтепродуктами сельскохозяйственных организаций и населения на территории районов, в том числе в агрогородках. Что предлагается сделать? Как стимулировать развитие сети АЗС в сельской местности? — Население и организации агрогородков, находящиеся в пределах 20 км от действующих АЗС, на них и обслуживаются. Для обеспечения сохранности горюче-смазочных материалов, повышения экономической эффективности действующих АЗС, расположенных на территории районов, целесообразен перевод автомобильной техники сельскохозяйственных и других организаций на обслуживание по безналичному расчету на ближайших автозаправках. Создан план размещения АЗС на территориях агрогородков или в непосредственной близости от них до 2020 года. Кстати, наряду со строительством новых автозаправок в агрогородках намечено реконструировать 29 действующих. Кроме того, в сельской местности вместо дорогостоящих стационарных автозаправочных станций планируется широко использовать передвижные АЗС (ПАЗС) с установленным режимом работы. Это позволит сократить издержки при реализации нефтепродуктов. Такие ПАЗС уже действуют в г.п. Коссово Ивацевичского района, г.п. Богушевск Сенненского района, агрогородке Деречин Зельвенского района. — За границей автозаправки хорошо зарабатывают на дополнительных услугах. Чем еще могут быть привлекательны АЗС в нашей стране? — Чтобы развивалась инфраструктура придорожного сервиса, туризма, расширялась сфера услуг, привлекался транзитный автотранспорт, при размещении АЗС предусматриваются дополнительные объекты торговли, питания и обслуживания. При этом автозаправочный комплекс должен быть оснащен терминалами для приема топливных и банковских пластиковых карточек, в том числе международных систем. Речь идет о магазинах, кафе, станциях техобслуживания автомобилей, автомойках. Кстати, согласно законодательству, при строительстве или реконструкции АЗС на республиканских автомобильных дорогах с нумерацией «М», «М/Е» или «Р» (с интенсивным движением) придорожный сервис должен обеспечиваться стационарным торговым объектом, объектом общественного питания, автомобильной стоянкой не менее чем на два автобуса, пять грузовых и пять легковых автомобилей. Эти требования говорят о том, что АЗС являются центрами, вокруг которых развивается придорожный сервис страны. Кроме того, в соответствии с поручением Правительства Республики Беларусь для развития инфраструктуры туризма на АЗС ПО «Белоруснефть» реализуется план дооборудования действующих автозаправок местами для караванеров с возможностью их подключения к электрическим и коммунальным сетям. — Программа развития сети автозаправочных станций в Республике Беларусь на 2016—2020 годы не предполагает финансированиясо стороны государства каких-либо из ее пунктов? — Финансирования со стороны государства не предполагается. Реализация программы будет осуществляться за счет собственных средств заказчиков (застройщиков). В качестве источников финансирования могут выступать кредиты банков. Ожидается, что в 2016—2020 годах инвестиции в строительство АЗС составят 177 млн долларов. Светлана САБИЛО, фото Дарьи Хачирашвили  

 

03 Марта 2016
24
Рейтинг: 4