В конце апреля, незадолго до православной Пасхи, Москва не только украсилась узорными формами пасхальных яиц и цветов, но и собрала значительное количество деловых людей и специалистов на трех важных отраслевых выставках. Самая крупная из них, «Нефтегаз-2016», прошла 18—21 апреля. Она проводится ЗАО «Экспоцентр» с 1992 года с периодичностью раз в два года и каждый четный год собирает крупнейшие нефтегазовые, энергетические, машиностроительные компании мира, представляющие новые разработки и технологии. На сей раз на площади 50 тыс. м2 были представлены 1 000 экспонентов из 30 стран, причем Китай, Германия, США, Израиль, Иран, Чехия и Финляндия выступили едиными национальными стендами. 400 стендов сформировали российские участники. А число зарегистрированных посетителей достигло 20 тыс. Одновременно в Москве состоялся III Национальный нефтегазовый форум, к которому проявили интерес крупные российские и международные компании. В его сессиях и дискуссиях приняли участие члены российского правительства, руководители профильных министерств и ведомств, лидеры экспертного и бизнес-сообщества. Также прошел российско-китайский саммит по вопросам сотрудничества в нефтегазовой сфере. «Нефтегаз-2016» характеризуется концентрированной профессиональной аудиторией при значительных масштабах экспозиции. Были представлены все направления нефтегазовой отрасли, нефтехимии, специального машиностроения. Прежде всего — самые передовые оборудование и технологии для добычи и переработки, а также транспорта нефти и нефтепродуктов. Стенды мировых лидеров ТЭК и нефтегазовой отрасли соседствовали с экспозициями ведущих российских корпораций. Во время посещения выставки представилась возможность не просто презентовать и прорекламировать журнал «Вестник Белнефтехима», но и завязать много полезных контактов с потенциальными партнерами. Это стало маркетинговым событием для редакции, которое наверняка даст результат в виде притока рекламы на протяжении года. Любопытным был подход компании «Бипрон», которая занимается разработкой и созданием электролитических систем заземления для энергетического и нефтегазового комплекса. На стенде компании разместился дружелюбный робот, который мог ответить почти на все вопросы. Компанией был предложен конкурс по размещению селфи с роботом на странице в «Инстаграме», в ходе которого разыгрывался приз — планшет. Роботы определенно имели здесь успех: на стенде ООО «Мицубиси Электрик (РУС)» оборачивался вокруг оси, складывался в два сгиба бесшумный полуробот. От Сергея Титова, менеджера по развитию бизнеса в нефтегазовом секторе, приятно было узнать, что в Беларуси уже применяется поставленная компанией автоматизированная система управления станции хранения и перевалки нефтепродуктов (в н.п. Бернады). АСУ ТП там предназначена для приема, хранения и отпуска дизельного топлива. При этом топливо поступает с заводов по железной дороге, а отпуск ведется в автоцистерны-бензовозы. Как известно, в России есть города, которые можно назвать закрытыми для прессы и случайных посетителей. На выставке была представлена компания из одного из таких городов, центров ВПК, — Сарова. ООО «Объединение БИНАР» — ООО «Нефте-Газ-Автоматика» представило новые разработки ультразвуковых расходомеров газа, использующие запатентованный метод выделения ультразвукового сигнала, который увеличивает мгновенную статистику измерений и снижает вероятность случайной ошибки. Конечно, нельзя было пройти мимо стендов наших рекламодателей — например, компании «Турбулентность Дон». А динамическое и теплообменное оборудование, о котором не раз рассказывал на страницах журнала технический директор компании «Анод-центр» Александр Овчинников, было снова представлено в Москве. Так же как и продукция хорошо известных в Беларуси «новых итальянцев в России» — дочерней компании «Дриллмек». Последние разработки современного бурового оборудования и оборудования для нефтехимии представили лидеры уральского машиностроения «Уралмаш НГО Холдинг» и ООО «Курганхиммаш». В целом выставка «Нефтегаз-2016» впечатлила и объемом, и масштабами. Стало очевидно, что нефтегазовая отрасль, несмотря на сложную рыночную ситуацию, отнюдь не рушится, а, наоборот, обретает перспективы. У российских компаний в этой сфере налицо новые стратегические задачи: начинают развиваться глубокая переработка углеводородного сырья, производство оборудования, соответствующего зарубежным системам качества.
* * *
Тем временем около 150 компаний, в том числе белорусских, участвовало в 19-й Международной специализированной выставке резинотехнических изделий, шин, технологий для их производства, сырья и оборудования «Шины, РТИ и каучуки — 2016». В их числе было и ОАО «Гродно Азот», которое представило полиамиды, волокна и анидные кордные ткани производства филиала «Завод Химволокно». Гродненцы провели переговоры с потребителями продукции предприятия из стран СНГ (ООО «Татнефть-Нефтехимснаб» (Россия) «Росава» (Украина), ЧАО «Берти» (Украина), ООО «Вега-тафт» (Россия) и др.); поставщиками сырья и материалов (ООО «Синопек РУС», ЗАО «Росма», компанией «ЕТС» и др.). Обсуждались вопросы состояния полиамидного и шинного рынка, достигнуты конкретные договоренности о решении ряда вопросов, способствующих увеличению объемов реализации и сохранению позиций предприятия на шинном рынке СНГ. Важной была встреча с представителями двух крупных японских корпораций — Yokohama (одного из мировых лидеров по производству автошин) и Itochu (продукция текстильной, нефтяной, энергетической, автомобильной промышленности). Корпорация Itochu совместно с Yokohama Rubber создала предприятие по производству и продаже автомобильных шин в Липецке (Россия). Была достигнута договоренность о продолжении омологации анидных кордных тканей производства филиала «Завод Химволокно».* * *
Если бы у Беларуси был выход к морю, выставка транспортно-логических услуг «ТрансРоссия» в МВЦ «Крокус Экспо» наверняка дополнилась бы стендом нашего морского порта. Но и без того здесь присутствовали компании, которые делают возможной доставку морем белорусских экспортных грузов. В нынешнем году на транспортной выставке в «порту семи морей» приняло участие более 300 экспонентов. Были организованы семь национальных павильонов: от Беларуси, Эстонии, Литвы, Латвии, Казахстана, Германии, Финляндии. Полный комплекс транспортно-логистических услуг предлагает ГП «Белинтертранс», которое было представлено на общем стенде Белорусской железной дороги и привлекло большое внимание посетителей. Присутствие белорусских экспонентов на таких форумах вызывает чувство гордости. Это также относится к стендам БАМАП, «Белтаможсервиса», Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Белорусской железной дороги. Посетители ясно и конкретно узнавали все об услугах транзита через нашу страну и условиях транспортной деятельности. Главная изюминка выставки «ТрансРоссия» — многообразие в выборе морских путей и портов. Выбирая морской путь для своих грузов, здесь можно было изучить возможности 20 портов разных стран и морей. Несмотря на прохладу вод, наиболее горячая конкуренция сложилась на Балтике. Порт Вентспилс представлял точку соединения автомобильной и железной дорог для России и стран СНГ, паромные линии в Швецию и Германию, современные терминалы. Рижский торговый порт также активно продвигал свои услуги оператора и поле для действия транспортных компаний. Главный транспортный актив Литвы — незамерзающий Клай педский порт. Приятно, что сотрудничество нашего журнала с ним продолжаются уже более пяти лет. И мы ценим наших партнеров. Так же как и их клиенты-экспортеры в Беларуси. На выставке были представлены АО «Клайпедос Нафта» (нефтеналивной терминал); АО «Клайпедская стивидорная компания» (KLACKO, оператор пяти терминалов) — второе по величине предприятие концерна Achema Group, которое перегружает более 13 млн т грузов в год; а также компания «БЕГА» с предложением перевалки сыпучих и жидких грузов. На национальном стенде Эстонии были выделены отдельно морские порты (Таллинский порт, Силламяэ, Палдиски Северный); основные железнодорожные и портовые операторы (Эстонская железная дорога, EVR Cargo, Transiidikeskuse), а также логистические компании (Alekon Cargo, Contimer, Narva Logistics и др.). Не мог быть не представлен здесь и Калининград, единственный сегодня крупный незамерзающий порт России на Балтике. На стенде ведущего портового оператора ОАО «Калининградский морской торговый порт» можно было узнать о крупнейшем в регионе контейнерном терминале с возможностью перевалки до 250 тыс. контейнеров. На национальном стенде Казахстана разместился Актауский международный морской торговый порт. На Каспии он обеспечивает перевозку нефти, металла, зерна, ведет паромные перевозки в порты Ирана, России и Азербайджана. Совместно с ним была представлена компания СЭЗ «Хоргос Восточные ворота». Это действительно транспортные ворота между КНР и Казахстаном на маршруте Нового шелкового пути. Международный форум был бы невозможен без крупных европейских участников: Гамбургского порта и порта Любек (Германия), Монфальконе и Триест (Италия), Оулу, Хаминакотка, Турку, Хельсинки (Финляндия). Экономический вес Китая отражало участие порта Далянь, а также ООО «Шаньдунское железнодорожно-морское логистическое «Гуо Лянь» (комплекс автомобильных, железнодорожных и морских перевозок). Выставка «ТрансРоссия» показала интенсивность развития торговых путей через Россию, связь между Западом и Востоком. Высокие темпы роста рынка транспортно-логистических услуг важны для Беларуси, постольку транзит до/от портов чаще всего проходит и через нашу страну. И если вовремя открыть свои окна в Европу и Азию, пути будут счастливыми и выгодными. Елена ШАХНО, фото автора