Поиск

Поток

ВРЕМЯ ТЕХНОЛОГИЙ: Современные решения в системе нефтепродуктообеспечения «Белоруснефти»

30 Июня 2017

 

Сопоставляя технологии разных времен, речь обычно ведут не о десятилетиях, а об эпохах...

Однако современный рынок диктует иные темпы и масштабы. Например, такой факт: в сентябре 1950 года на Гродненской нефтебазе появилась первая печатная машинка, и с этого же времени был введен табельный учет рабочего времени. Или еще одно ноу-хау того периода — дежурному вахтеру поручено давать сигналы о начале работы, перерыве на обед, об окончании обеда и смены. Сигналы — это редкие удары по металлическому предмету в течение двух минут. Словом, били в «рельсу». Вот такие были технологические прорывы.
Но понадобилось всего несколько десятилетий, чтобы произошла, по сути, IT-революция. И сегодня высокие технологии — это уже не тренд или мода, а данность. Множество современных решений используется и в системе нефтепродуктообеспечения «Белоруснефти». Описать все применяемые на таких объектах технологии невозможно, поэтому составим топ-3 решений, принятых для удобства клиентов на автозаправочных станциях.

Заправки-автоматы

Автолюбители называют их еще «умными», безоператорными, автоматическими. Или даже «холодными» — за минимализм.
ААЗС
Дело в том, что на автоматизированных АЗС (ААЗС) нет привычных белорусским автомобилистам торговых залов и кассовых аппаратов с персоналом. Но это не мешает автозаправке эффективно работать — без простоев, отпусков, водо-, тепло- и электроснабжения. Водитель на ААЗС действует самостоятельно: заправляет автомобиль и оплачивает топливо через кассовый терминал. Как правило, заправки-автоматы размещают в городах. При высокой плотности застройки мегаполисов такие станции не претендуют на большую площадь. Тем не менее строить традиционные АЗС в крупных городах становится все сложнее, так как открытого пространства практически не осталось. А учитывая, что количество транспорта с каждым годом увеличивается, небольшие автоматические станции — это выход из сложившейся ситуации. К тому же их строительство обходится на порядок дешевле. В сети АЗС «Белоруснефти» уже 18 станций самообслуживания, еще 7 работают по такой системе ночью.

Кстати, первую ААЗС белорусские нефтяники открыли в Гродно чуть более 8 лет назад — 7 мая 2009 года.

К минималистичному стилю можно отнести и электрозаправки. В сети «Белоруснефти» их пока пять: одна — в Минске, по две — в Гомеле и на трассе Минск — Вильнюс с расчетом на автомобилистов, направляющихся в одну из самых электромобильных частей Европы — Прибалтику. Одна из них находится на МАЗС № 38 в Минской области, вторая — на удалении примерно 60 км, на АЗС № 81 в Ошмянах Гродненской области. Кстати, эти две электрозаправки работают по системе быстрой зарядки. На них менее чем за полчаса можно пополнить энергию батареи на 80%. Дизайн электрозаправок соответствует стилю городского хайтека, предусмотрен антивандальный металлический корпус. Они оснащены двумя разъемами ChaDEMO и CCS (водители самостоятельно выбирают необходимый разъем) — эти стандарты быстрой зарядки охватывают почти все выпускаемые сегодня марки электромобилей. Само устройство выглядит как заправочная колонка с двумя коннекторами, счетчиком электроэнергии и индикатором заряда. Требуется лишь подключить свой электромобиль и нажать кнопку «Старт».

Ассортимент «по науке»

20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20%. Это основной закон экономиста и социолога Парето, сформулированный еще в ХIХ веке. Можно говорить о том, что этого правила теперь  придерживаются и в сети АЗС «Белоруснефти». Речь идет о сопутствующем бизнесе, а конкретнее, о работе с ассортиментом своих магазинов.

Учитывая уменьшение емкости белорусского топливного рынка и, как следствие, снижение реализации нефтепродуктов, объединение «Белоруснефть» сделало ставку на сопутствующий бизнес. Поэтому для фирменной розничной сети внедрение программных комплексов, работающих на управление торговым бизнес-процессом, — одна из главных задач на 2017 год.

Развитие централизованной аналитической системы позволяет эффективно регулировать ассортимент и продажи. Если раньше на отдельных заправках могло быть представлено более 6 тыс. товарных позиций, рассчитанных на так называемый импульсивный спрос, то теперь их количество сокращено в несколько раз. При этом отмечается стабильный рост дохода. И все это благодаря механизмам программного продукта, которые позволяют анализировать ассортимент торговых объектов. Например, на АЗС прежде предлагалось несколько десятков брендов моторных масел. После оптимизации ассортимента осталось шесть, приносящих наибольший доход. Значительно сократился и перечень торговых марок безалкогольных напитков. В результате существенно вырос доход от их продажи. Единая товарная база данных позволяет мониторить и прогнозировать реализацию товаров, групп, определенных брендов за любой период в любом регионе страны, на любом торговом объекте сети АЗС «Белоруснефти».

Интернет-витрина

Два клика мышкой — и на мониторе весь ассортимент товаров, которые продаются на АЗС. Это интернет-витрина — новый сервис, который появился в фирменной розничной сети «Белоруснефти». Витрина размещена на корпоративном сайте в разделе «Сеть АЗС» на странице «Автомобилистам». Сервис хотя и запущен в опытную эксплуатацию, но еще дорабатывается, и пока здесь представлены только автомобильные масла. Но со временем витрина может получить прописку на главной странице сайта, и найти там можно будет все основные товары промышленной группы.

Удобный и интуитивно понятный интерфейс, доступная система поиска — в интернет-витрине все настроено для удобства клиента. Подобрать товар можно сразу по нескольким параметрам. В случае с маслом это производитель, цена, состав, вязкость, объем. В перспективе для максимально быстрого выбора клиенту будет предоставлена возможность отсортировать товар по популярности — своеобразному покупательскому рейтингу.

С учетом всех этих настроек сервис выдаст итоговую страницу: с адресами АЗС и контактами. Однако есть одно «но» — чтобы приобрести выбранный товар, нужно заехать на автозаправку. Следует понимать, что интернет-витрина — это информационная, а не торговая площадка. Здесь можно уточнить наличие товара на АЗС, выбрать ближайшую заправку, где есть необходимый товар. Это удобный поисковый сервис, который избавляет от утомительных поездок-поисков. А для компании витрина — дополнительный инструмент продаж. Работа над созданием сервиса началась около года назад. Инициатор новшества — отдел корпоративных продаж Центрального аппарата, воплощением задумки занимались сотрудники Производственного управления связи и информатики (ПУ «Связьинформсервис»). С марта интернет-витрина находилась в тестовом режиме: наполнялись базы, дорабатывался интерфейс. С середины мая сервис запущен в опытную эксплуатацию. Но проверка и доработка функционала продолжается. Со временем появятся новые разделы товаров промышленной группы, среди которых автокосметика, автопринадлежности.

На будущее

Еще один полезный сервис сейчас испытывают в Минске на двух АЗС «Белоруснефти». Речь идет о мобильном приложении, с помощью которого можно оплатить заправку машины. Приложение должно облегчить жизнь автомобилистам и разгрузить операторов АЗС. В этом уверен разработчик программного продукта — компания «Системные технологии», крупнейший поставщик IT-решений для белорусского рынка.

Умное приложение Drive & Pay — пока первая мобильная система в Беларуси, которая позволяет заправлять автомобиль без обращения в кассу АЗС.

По словам начальника отдела маркетинга компании «Системные технологии» Елены Иодо, принцип работы сервиса довольно прост. По геолокации приложение определяет, к какой АЗС подъехал водитель. Ему нужно лишь вставить пистолет в горловину бака и выбрать номер топливораздаточной колонки. Дальше система сама определит, какое топливо залить в бак, рассчитает его стоимость. После этого автомобилист выбирает либо количество литров, либо сумму, на которую планирует заправиться. Программа производит расчет, а водителю остается только подтвердить оплату. Заплатить за заправку можно банковской картой, привязанной к профилю пользователя в мобильном приложении. Сервис интересный и удобный в первую очередь для наших клиентов, подчеркивают в «Белоруснефти». Сейчас компания анализирует данные о работе приложения и лишь после систематизации всей информации примет стратегическое решение о том, стоит ли использовать его на АЗС «Белоруснефти». Виктория ЛАЗЮК, фото Вячеслава СУХОДОЛЬСКОГО

 

30 Июня 2017
972
Рейтинг: 4