Поиск

Поток

ВСЁ ДЛЯ БЛАГА ЛЮДЕЙ

02 Мая 2016

Этот популярный в советское время лозунг вполне может служить иллюстрацией деятельности постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь.  Депутаты этой комиссии готовят к рассмотрению законопроекты, которые учитывают интересы и потребности каждого человека и нацелены на создание в государстве условий, способствующих улучшению социальной удовлетворенности населения. Заместитель председателя Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Игорь Станкевич был избран депутатом Национального собрания от коллектива ОАО «Могилевхимволокно», а ранее занимал должность председателя профкома предприятия. После избрания в высший орган законодательной власти он получил возможность применить практический опыт работы в сфере законодательства. — Подходит к концу срок вашей работы в парламенте — в сентябре новые выборы. Давайте подведем итоги. Какие законы, принятые при вашем участии, были наиболее значимы для нефтехимической отрасли? — В первую очередь, Закон Республики Беларусь «Об охране труда». Это был первый законопроект, ответственным за подготовку которого был я. Безусловно, он важен для нефтехимической отрасли, где существует повышенная опасность для жизни и здоровья людей. Хотел бы также отметить работу над законами «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам регулирования трудовых и связанных с ними отношений» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения» (в целях приведения отдельных положений законов, связанных с пенсионным обеспечением и страхованием, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 года № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения»). Внесение изменений в последний закон было одним из центральных вопросов моей предвыборной программы, когда шли выборы депутатов в Палату представителей Национального собрания. И я горд тем, что этот пункт выполнен. — Расскажите, пожалуйста, как вы работали над законом по охране труда. — Не могу не отметить, что принятию этого документа предшествовал большой совместный труд, а при его подготовке использовались различные формы работы. В частности, выездные заседания, одно из которых прошло в Могилеве на базе ОАО «Могилевхимволокно» с участием представителей более 10 различных предприятий города. В обсуждении нового закона активное участие принимал «Белхимпрофсоюз», что традиционно для решения любых социальных вопросов. Наиболее значимые и обоснованные предложения, прозвучавшие при обсуждении, были включены в законопроект еще на этапе его подготовки. Сегодня практика применения новой редакции Закона Республики Беларусь «Об охране труда» активно нарабатывается. Сложно предугадать, какие изменения в этой сфере социального законодательства ждут нас в будущем, однако с уверенностью можно утверждать, что направлены они будут прежде всего на предупреждение профессиональных заболеваний и производственного травматизма, поскольку жизнь и здоровье каждого работающего бесценны. — В чем суть изменений в связи с Указом Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 года № 441 «О некоторых вопросах профессионального страхования и профессионального обеспечения»? — До принятия указа право работника на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по закону определялось с учетом продолжительности стажа работы в  особых условиях труда после 1 января 2009 года. Как только продолжительность профессионального стажа после 1 января 2009 года составляла половину требуемого, речь могла идти только о назначении профессиональной пенсии по Закону Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании». То есть в таком случае работник утрачивал право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». На практике выходило, что для сохранения права на досрочную пенсию из общей системы работники стали увольняться с работы по спискам № 1 и 2. Указом этот подход концептуально изменен. Начиная с 1 октября 2013 года для определения права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда имеет значение продолжительность стажа в таких условиях по спискам № 1 и 2 до 1 января 2009 года. Если она составляет не менее половины требуемого, то у работника сохраняется право на досрочную пенсию по возрасту по пенсионному закону (при этом продолжительность профессионального стажа значения не имеет), если менее половины — он «переходит» в профессиональную систему. Кроме того, по указу № 441, работникам, у которых специальный стаж до 1 января 2009 года составляет менее половины требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, предоставлено право выбора способа компенсации занятости на работе с особыми условиями труда. Они могут выбрать компенсацию либо в виде обязательных страховых взносов работодателей для получения в будущем досрочной профессиональной пенсии, либо в виде ежемесячной доплаты к зарплате в период работы с особыми условиями труда. При выборе работником ежемесячной доплаты право на профессиональную пенсию формироваться не будет. То есть работник будет получать компенсацию за особые условия труда непосредственно в период работы, а не после ее оставления. — В прошлом году был принят новый Трудовой кодекс. Над ним тоже работала ваша комиссия? — Да. Конечно, не в одиночку, а в тесном сотрудничестве с Министерством труда и социальной защиты. — Какова была необходимость внесения изменений в этот документ? — В последний раз Трудовой кодекс обновлялся более шести лет назад. Сейчас многое изменилось. Кодекс должен не только защищать интересы работников и нанимателей, обеспечивая баланс взаимоотношений, но и способствовать развитию экономики: модернизации производств, развитию предпринимательской инициативы и т.п. — Какие изменения внесены? — Изменениям подверглись более 170 статей Трудового кодекса. Их корректировка осуществлена по четырем основным направлениям: — реализация решений Конституционного Суда Респуб­лики Беларусь: приведение норм трудового законодательства в соответствие с принятыми указами главы государства, Налоговым кодексом, Кодексом об образовании и другими законодательными актами; — регулирование трудовых отношений в профессиональном спорте; — повышение гибкости трудового законодательства с учетом положений Директивы Президента Республики Беларусь № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»; — совершенствование норм Трудового кодекса с учетом правоприменительной практики. По первому направлению в целях реализации решений Конституционного Суда Республики Беларусь исключена правовая неопределенность в вопросе о компенсационной выплате работнику при расторжении трудового договора или контракта из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения его условий по вине нанимателя. В связи с этим внесены изменения в статью 48, согласно которым устанавливается, что при расторжении трудового договора в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде и коллективного договора работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка. Исключение составляют работники, которым за расторжение контракта по данной причине актами законодательства установлена выплата минимальной компенсации в размере трех среднемесячных заработных плат. Также в перечень запрещенных оснований дискриминации в сфере трудовых отношений включены возраст и место жительства. Данные изменения внесены в статью 14. Теперь, если работник считает, что увольнение или отказ в приеме на работу были обусловлены именно этими причинами, он вправе обратиться в суд. Установлено дополнительное основание прекращения трудового договора с государственными должностными лицами, которые отказались подписать письменные обязательства по соблюдению предусмотренных законодательством ограничений (согласно Закону Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией») или же нарушили такое обязательство. В решении от 4 октября 2011 года Конституционный Суд Рес­публики Беларусь указал на необходимость законодательного закрепления права работающих отцов, других родственников ребенка на предоставление им отпуска по уходу за ребенком не только в том случае, когда мать является работающей по трудовому договору, но и индивидуальным предпринимателем. В целях системного решения вопроса предоставлено право на отпуск по уходу за ребенком работающему отцу или другому родственнику не только вместо матери — индивидуального предпринимателя, но и в случае, если она является частным нотариусом, адвокатом, творческим работником, лицом, осуществляющим ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма. В целях приведения норм Трудового кодекса Республики Беларусь в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь № 156 «О некоторых вопросах регулирования трудовых отношений» внесены изменения в статью 122, согласно которым увеличена предельная норма сверхурочной работы до 180 часов в год. Помимо годовой нормы сверхурочной работы устанавливается предельное количество сверхурочных часов в рабочую неделю — 10, чего ранее не было в трудовом законодательстве. Также установлена предельная продолжительность ежедневной работы с учетом сверхурочных — это 12 часов. — Над какими законопроектами ваша комиссия работает сейчас? — В настоящее время мы работаем над законопроектом, который внесет изменения в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь». Разработка проекта закона обусловлена рядом причин. Прежде всего законопроект направлен на исполнение норм пункта 16 Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 года № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Вносимые в закон о занятости изменения и дополнения направлены на повышение эффективности вовлечения в экономическую деятельность незанятых граждан, создание условий для развития и поддержки высокой мотивации безработных к активному поиску работы и усиление ответственности нанимателей за нарушение законодательства о занятости населения. В закон о занятости вводится новая статья, закрепляющая обязанности граждан в области занятости населения. В соответствии с ней безработные обязаны: — самостоятельно заниматься поиском работы и информировать о результатах орган по труду, занятости и социальной защите по его требованию; — являться по приглашению службы занятости для получения направления на работу (обучение), а при отсутствии приглашения — не реже одного раза в месяц в установленный день; — явиться на переговоры с нанимателем по вопросу о трудоустройстве в течение двух рабочих дней со дня выдачи направления на работу; — своевременно информировать орган по труду, занятости и социальной защите об изменении места жительства; самостоятельном трудоустройстве (в том числе на временную работу); заключении гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности); наступлении иных обстоятельств, влекущих снятие с учета безработных, прекращение, приостановку выплаты пособия по безработице или снижение его размера. Кроме того, в данной статье оговорены и обязанности граждан, проходящих обучение по направлению органов государственной службы занятости. Установление обязанностей безработных и обучающихся граждан позволит закрепить систему взаимоответственности органов по труду, занятости и социальной защите, нанимателей и граждан в решении вопросов трудоустройства, а также позволит увязать выполнение обязанностей безработного с его правом на получение социальных выплат (например, государственной адресной социальной помощи, материальной помощи безработному и др.). Одновременно проектом закона предусмотрено усиление ответственности безработных за нарушение законодательства о занятости населения, что позволит стимулировать безработных к более активному поиску работы. Кроме того, в целях профилактики социального иждивенчества предусмотрено сокращение максимального периода нахождения граждан на учете в качестве безработных с 36 до 18 календарных месяцев. Предлагается полностью или частично компенсировать затраты нанимателей на обучение работников, находящихся под угрозой увольнения. Данная норма позволит обеспечивать опережающее обучение тех, кому грозит увольнение. Одновременно в статью закона о занятости вносятся изменения, определяющие категории работников, находящихся под угрозой увольнения. Это работники, которые: — подлежат увольнению в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя; — предупреждены о сокращении численности или штата работников; — по инициативе нанимателя работают в режиме неполного рабочего времени, находятся в вынужденном простое, отпуске без сохранения или с частичным сохранением заработной платы. Для обеспечения оперативного прогнозирования численности граждан, которые потенциально нуждаются в содействии органов по труду, занятости и социальной защите в подборе места работы, и принятия необходимых мер, направленных на скорейшее вовлечение данных граждан в трудовую деятельность, в закон о занятости вносится норма, которая обязывает нанимателей не позднее чем за два месяца информировать органы по труду, занятости и социальной защите о предстоящем высвобождении всех работников. Также вводится новая статья, закрепляющая право безработных граждан на получение содействия в приобретении опыта практической работы. Введение данной статьи предоставит безработным гражданам возможность приобрести навыки и опыт практической работы в соответствии с полученной профессией (специальностью), повысит их конкурентоспособность и в дальнейшем увеличит шансы на трудоустройство. С целью создания условий, позволяющих повысить эффективность вовлечения в экономическую деятельность незанятых граждан, срок, обязывающий нанимателей письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии у них свободных рабочих мест (вакансий), предлагается снизить с двух недель до пяти дней. — Что вы думаете об увеличении в Беларуси пенсионного возраста? До сих пор об этом идут споры, хотя решение уже принято. — Конечно, отношение к увеличению пенсионного возраста у людей неоднозначное. На мой взгляд, повышение на три года для женщин и мужчин является наиболее приемлемым и воспринимаемым, в первую очередь из-за поэтапности. Данное решение, как мне кажется, будет более сдержанно влиять на изменения рынка труда и способствовать стабильности пенсионной системы, что, в свою очередь, позволит выполнить обязательства по выплате пенсий постоянно возрастающему количеству пенсионеров, а со временем — и добиться роста этих выплат. Кстати, ко мне на прием приходили женщины с вопросом: когда наконец увеличат пенсионный возраст? Объясняли это тем, что хотели бы продолжать трудиться на своем рабочем месте, но боялись, что с ними могут не продлить контракт в связи с наступлением пенсионного возраста. — Как вы взаимодействуете с концерном «Белнефтехим»? — Нас всегда приглашают на итоговые и плановые заседания концерна. По возможности мы стараемся присутствовать на них, а услышанное затем используем в своей работе. Есть и письменные предложения в адрес депутатов со стороны концерна. По мере возможности мы стараемся их продвигать. Каждый месяц, работая одну неделю в своем избирательном округе, я встречаюсь с руководством и коллективом ОАО «Могилевхимволокно», провожу прием по личным вопросам, куда приходят и работники предприятия. Стараюсь помочь в решении вопросов, с которыми ко мне обращаются люди. В общем, я не теряю связи с родным коллективом и концерном. Но главная моя задача как депутата Палаты представителей Национального собрания и заместителя председателя Постоянной комиссии — это работа над законопроектами, которые будут способствовать экономическому и социальному развитию с учетом новых реалий. Взаимодействие с концерном «Белнефтехим» и ОАО «Могилевхимволокно» помогает мне не оторваться от реальности, ведь знание насущных проблем конкретных людей и производства — тот фундамент, на котором строится общее здание законодательства. Наталья ЛАЗАРЕВА, фото Виктории Анискевич-Клопоцкой и из архива Игоря Станк евича  

 

02 Мая 2016
845
Рейтинг: 4