Премиальная продукция и надежные деловые партнеры, стабильная работа с превышением прогнозных показателей и уникальные совместные проекты с крупнейшими машиностроительными компаниями, взвешенный емкий бизнес-план—2023 и послание шинникам в 2072 год... Генеральный директор ОАО «Белшина» Андрей Бунаков подчеркивает: время возможностей предприятие стремится использовать максимально эффективно.
— Андрей Николаевич, в июне этого года на «Белшине» побывал Президент страны Александр Лукашенко. Какие ориентиры он обозначил?
— Это была большая честь для нас и в то же время огромная ответственность — принимать Главу государства. Он посетил подготовительный, каландровый и сборочный цеха ОАО «Белшина», заслушал доклад о нашей текущей финансово-хозяйственной деятельности. Также мы отчитались перед Президентом о реализации инвестиционного проекта по созданию производства цельнометаллокордных шин с посадочным диаметром до 63 дюймов. Актуальность развития этого направления не вызывает сомнений и со временем только возрастает — такие шины конкурентоспособные и весьма востребованные на рынке. По итогам визита было приятно услышать оценку Александра Григорьевича Лукашенко: «Предприятие смотрит в будущее».
Глава государства поставил перед нами ряд задач. Основная — работа в области импортозамещения. Потом, как и другим промышленным предприятиям, «Белшине» необходимо сосредоточить усилия на диверсификации рынков сбыта и укреплять деловые контакты в первую очередь с Россией, а также с другими странами, которые идут по пути прогресса и конструктивного взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, например с Китаем. Для расширения своего присутствия в сегменте шинной продукции и наращивания объемов ее выпуска мы продолжим модернизацию производственных баз на заводах «Белшины».
Особое внимание во время визита на предприятие Президент уделил общению с работниками. Это была живая искренняя беседа о том, что волнует людей. Глава государства отметил, что ситуация в мире непростая, но, с другой стороны, она открыла окно возможностей для отечественной промышленности. Это ориентир в том числе для «Белшины». Кроме того, Президент подчеркнул, что строительство жилья будет активнее вестись в таких городах, как Бобруйск, и в меньшей степени в Минске — так трудовые ресурсы в пределах страны будут распределяться более равномерно. Значит, нам предстоит активно работать и в этом направлении.
— Каковы итоги декабрьского визита на «Белшину» заместителя премьер-министра Петра Пархомчика?
— Главный итог — одобренный бизнес-план ОАО «Белшина» на 2023 год. За основу приняты наши предложения с учетом обеспечения предприятий Министерства промышленности Республики Беларусь шинной продукцией в полном объеме.
Из перспективных направлений акцент был сделан на совместном проекте концерна «Белнефтехим», Министерства промышленности и ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», в рамках которого ОАО «Белшина» проработает возможность увеличения производственных мощностей по выпуску ЦМК шин радиальной конструкции посадочным диаметром 57 дюймов. Они необходимы для комплектации отечественных карьерных самосвалов грузоподъемностью 240 тонн, а также для обеспечения внутреннего рынка Российской Федерации. Мировой спрос на карьерную технику снова пошел в рост, и ни БЕЛАЗ, ни мы не должны упустить такую возможность. Обсуждался и еще один интересный вопрос, в решении которого заинтересованы как ОАО «Белшина», так и ОАО «МТЗ»: под потребность тракторного завода организовать на наших площадях производство резинотросовой гусеницы.
В плане решения важнейшего вопроса — импортозамещения мы доложили заместителю премьер-министра страны, что напрямую сотрудничаем с флагманами белорусской промышленности — ОАО «БЕЛАЗ», ОАО «МАЗ», ОАО «МТЗ», ОАО «Гомсельмаш» и, соответственно, постоянно работаем над обновлением ассортимента продукции, стараясь оперативно реагировать на требования заказчиков. То есть создаем шинные продукты в соответствии с расширением товарных портфелей деловых партнеров. В то же время наша программа импортозамещения учитывает экономические интересы и ОАО «Белшина», и комплектующих предприятий.
— Как в целом прошел год для предприятия? Это была стабильная или скачкообразная работа? Что влияло на ее динамику?
— В 2022 году ОАО «Белшина» работает эффективнее, чем в прошлом, несмотря на санкционные меры. В существующих условиях хозяйствования деятельность предприятия отличается стабильностью. Для нивелирования сложившейся ситуации специалисты «Белшины» внесли изменения в маркетинговую стратегию с учетом действий основных конкурентов и волатильности курсов валют. В то же время на предприятии продолжается планомерная работа по снижению издержек в части оптимизации затрат по таким направлениям, как повышение технического уровня производства, улучшение организации производства и труда, а также энергосбережение.
— Проблемы с сырьем были? Кто сегодня основной поставщик?
— Проблемы по поставкам сырья и материалов производства стран Европы возникли в связи с ужесточением экономических санкций в апреле — мае текущего года. Также на ситуацию повлиял логистический кризис по поставкам продукции из стран Азии. Однако на производственном процессе ОАО «Белшина» это практически не отразилось, так как мы своевременно провели работу по поиску альтернативных источников, задействовав субъекты собственной товаропроводящей сети и предприятий концерна «Белнефтехим».
На сегодня нашими поставщиками сырья и материалов остаются Белорусский нефтяной торговый дом, субъекты собственной ТПС и ряд крупнейших компаний-производителей Российской Федерации, осуществляющих прямые поставки на «Белшину». Серьезных изменений в структуре контрагентов не произошло. Например, техуглерод и синтетические каучуки поступают нам традиционно в основном из РФ, натуральный каучук — из регионов Юго-Восточной Азии, «химия» — из Китая. А примерно треть используемых на «Белшине» компонентов — отечественные. Так, металлокорд поставляет Белорусский металлургический завод, волокна — «Гродно Азот» и так далее.
Всего в производственном процессе «Белшины» задействовано более 150 наименований сырья и материалов. Поэтому выделять основного поставщика было бы некорректно. Все позиции сырья и материалов приобретаются у проверенных и надежных производителей, с которыми, как правило, у нас складываются долговременные деловые партнерские отношения.
— Сказалось ли на деятельности ОАО «Белшина» общее снижение продаж новых автомобилей, которое, например, в России обернулось отсутствием необходимости докупать к ним зимние комплекты шин и, соответственно, падением объемов их реализации? Насколько в целом востребована продукция предприятия?
— Несмотря на то, что продажи новых автомобилей в России в 2022 году снизились, нам удалось не только сохранить, но и увеличить объем реализации шин в этот регион. Что касается реализации непосредственно зимнего ассортимента, то здесь мы тоже не испытываем недостатка спроса. Ведь наши зимние шины зарекомендовали себя с хорошей стороны как на российском рынке, так и в других регионах. Это, в свою очередь, результат усердной работы над качеством нашей продукции, что положительно влияет на безопасность дорожного движения.
— Какая продукция была самой востребованной в 2022 году?
— Весь ассортимент предприятия в той или иной степени востребован рынком. В этом году активным спросом пользовались сверхкрупногабаритные шины для карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности. Их продажи за 11 месяцев 2022 года увеличились на 127% по сравнению с аналогичным периодом 2021-го. Существенно выросли объемы продаж и индустриальных шин для строительной техники. Так, за 11 месяцев текущего года шин данного сегмента продано на 192% больше, чем за аналогичный период 2021-го. Эти шины в основном идут на экспорт в Российскую Федерацию и Казахстан. Стоит отметить возросший на 30% спрос на легкогрузовые шины с посадочным диаметром 16 дюймов. Немного меньше — на 12% — вырос спрос на шины для легковых автомобилей с по-садочным диаметром 15 дюймов.
— Какое самое дальнее и самое близкое расстояние проделала в этом году продукция «Белшины»?
— Принимая во внимание перемены на мировом рынке, основной задачей для предприятия стало перераспределение высвободившихся объемов реализации на традиционные рынки сбыта Республики Беларусь и Российской Федерации. Их доля (в стоимостном выражении) в общем объеме продаж предприятия за 11 месяцев 2022 года составила 49,8% и 44,5% соответственно.
Самой далекой страной сбыта в 2022 году стал Афганистан. А что касается самого близкого по территориальному признаку потребителя, то это холдинг «БобруйскАгромаш», который расположен рядом с ОАО «Белшина» — через дорогу.
— Какие новинки «Белшина» поставила на рынок в этом году?
— Впервые была представлена новая линейка легкогрузовых шин уникального дизайнерского решения BRAVADO cargo с посадочным диаметром 16 дюймов и безупречными технико-эксплуатационными характеристиками. Симметричный протекторный рисунок шины создает баланс тормозных и разгонных способностей, делая езду плавной, комфортной; три продольных канала автошины и глубокие зигзагообразные канавки призваны эвакуировать большие потоки воды и снежной шуги с зоны контакта; центральный канал имеет стандартную форму, а два боковые ступенчатую, что позволяет протектору шины самостоятельно очищаться, усиливая сцепление во время снегопадов и оттепелей. То есть BRAVADO cargo — это совершенство во всем.
Кроме того, новыми видами легковых шин был дополнен ассортимент линейки Аrtmotion ALL SEASONS со всесезонным рисунком протектора. Пополнилась новинками и линейка грузовых цельнометаллокордных шин ESCORTERA и FORCERRA. Освоен ряд новых сельскохозяйственных шин. Поставлены на производство шины 46/90R57, которые отличаются высокими индексами нагрузки и способностью работать в весьма тяжелых условиях, а также обеспечивают максимальное сцепление с дорогой, — для сверхтяжелых карьерных самосвалов ОАО «БЕЛАЗ». Отмечу в числе новинок и крупногабаритные цельнометаллокордные шины с посадочным диаметром 25 дюймов.
В настоящий момент специалисты нашего предприятия осваивают легковые шины с посадочным диаметром 19—20 дюймов линеек Аrtmotion HP ASYMMETRIC и ASTARTA SUV. А в ближайшем будущем планируем вывести на рынок новые линейки легковых и цельнометаллокордных грузовых шин премиум-класса под торговыми марками Аrtmotion PREMIUM и ESCORTERA OWNTRACK. Первая — это продукция с характеристиками, улучшенными благодаря оригинальной рецептуре резиновой смеси для протектора. Такие шины будут меньше шуметь и обладать пониженным коэффициентом сопротивления качению, что позволит экономить на топливе. При разработке линейки грузовых шин ESCORTERA OWNTRACK применялись передовые технологии с использованием новых составов смесей, конструкции и рисунка протектора. Эта продукция будет выигрывать за счет повышенной топливной экономичности и способности нести бóльшую нагрузку, чем аналоги.
— На чем сделан акцент в бизнес-плане на 2023 год?
— Документ разработан с учетом комплекса мероприятий, охватывающего все основные аспекты деятельности предприятия. Они направлены на общее повышение эффективности работы ОАО «Белшина» за счет производства и реализации наиболее маржинальной продукции при оптимизации всех видов затрат, а также на достижение целевых ориентиров Стратегии развития предприятия до 2026 года.
Наша опора — внутренний рынок, сотрудничество именно с белорусскими потребителями для нас в приоритете.
— 2022-й прошел под знаком полувекового юбилея ОАО «Белшина». Если бы вам довелось оставлять напутствие следующим поколениям бобруйских шинников, которые откроют капсулу еще через 50 лет, что бы вы им написали?
— В первую очередь попросил бы их не забывать, что без сегодня нет завтра, а без завтра нет будущего. Ведь именно в юбилейном 2022-м мы работаем слаженно, развиваемся и строим планы для того, чтобы в 2072-м имя «Белшины» звучало так же гордо, как сейчас, а шинники гордились своим предприятием и его успехами. Передавая следующим поколениям работников наших заводов и производств импульс созидательной энергии, эстафету добрых дел и трудовых достижений, я был бы уверен в том, что полвека, которые нас разделят, станут временем интенсивного развития «Белшины». И я убежден в том, что, несмотря на изменения, которые неизбежны, как и развитие общества в целом, бобруйские шинники продолжат бережно хранить историю, традиции и культуру предприятия и родной страны.
ФОТО Виктория Анискевич-Клопоцкая, Наталья Асташевич