Мировой нефтяной рынок начинался с монополии компании Стандартойл, напомнил советник-консультант БИСИ докторант Института экономики НАН Беларуси Виталий Демиров. Следом пришло время олигополии «семи сестер» — они доминировали с 1930-х по 1960-е годы. Затем появилась ОПЕК, которая играла важную роль вплоть до 1986 года, когда возник первый нефтяной фьючерс (рис. 1).
Нефтебиржи стали применять рыночные инструменты ценообразования. Возможность накапливать 90-дневные объемы импорта нефти позволяла периодически выставлять эти запасы на продажу и существенно влиять на цену. Так, кроме сырьевой ренты появилась спекулятивная, которая стала одним из фундаментальных факторов формирования цены. Это привело к сближению рыночных цен нефти с равновесными. В итоге — обратное перераспределение спекулятивной ренты, кризис недоинвестированности и исчерпание легкодоступных источников нефти. Хозяйствующие субъекты не стремились включаться в разработку новых более дорогих нефтяных месторождений с большими капитальными вложениями. Эта эпоха недоинвестированности 1990-х привела после 2000-х к следующему периоду, когда цены на нефть значительно выросли и вызвали повышение уровня мировой инфляции. Исторический максимум цены на нефть марки Brent был зафиксирован 4 июля 2008 года — 143,95 доллара. В этот период на биржу были допущены крупные «не нефтяные» игроки. Впервые за всю историю мировой нефтедобычи стала появляться корреляция рыночной цены с объемом добычи, спросом и равновесной ценой.
Важным фактором в формировании цены стал российский налоговый маневр в нефтяной сфере (рис. 2). Сложившаяся экономика нефтепереработки существенным образом снижает рентабельность независимых НПЗ, доля которых на российском рынке в 2019 году опустилась до рекордных 7%. В отличие от экспортной пошлины налогооблагаемой базой для налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) считается тонна добытой нефти без учета издержек на ее получение. Это означает, что по мере выработки легкодоступных и высокомаржинальных месторождений влияние НДПИ на результаты нефтедобывающих компаний будет усиливаться, что в конечном счете может привести к замедлению объемов добычи.
Еще одним серьезным условием, влияющим на нефтяной рынок, стал «зеленый поворот» Байдена и сворачивание сланцевой революции.
В 2020-м в США обанкротились почти 150 сланцевых производителей. Число газовых и буровых установок неуклонно сокращалось, компании приостанавливали работу. Удешевление нефти многим не оставило шансов на выживание. Сейчас ситуация незначительно улучшилась. По оценкам EIA, средняя цена барреля марки Brent в 2021-м не превысит 45,62 доллара, а западно-техасской WTI — 43,31 доллара. Сланцевикам же нужно как минимум 50 долларов.
Нельзя недооценивать роль и влияние цифровизации на ТЭК. Нефтегазовый рынок может быть изменен при помощи технологий искусственного интеллекта (ИИ) и больших данных (Big Data). Компания Accenture выяснила, что 36% нефтедобывающих организаций мира сейчас активно используют технологию Big Data, еще 38% намерены взять ее на вооружение в ближайшие 3—5 лет. Возможности ИИ направлены на то, чтобы помочь компаниям определить перспективные скважины, автоматизировать процессы бурения и сделать добычу максимально эффективной и рентабельной. Также для прогнозирования цен на нефть применяется метод опорных векторов, расширяется использование умных биржевых роботов. Для цифровизации НПЗ будут востребованы системы нижнего и верхнего уровней.
Создание эффективной мультивендорной платформы с открытым исходным кодом может перевернуть рынок автоматизации энергетики, превратив его в рынок потребителя.
По мнению заместителя генерального директора РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» Сергея Каморникова, мощности двух белорусских НПЗ успешно справляются с потребностями внутреннего рынка топлива и обеспечивают экспорт в объеме до 70% от всего производства светлых нефтепродуктов. На этом рынке экономическую деятельность осуществляют более трех десятков хозяйствующих субъектов, которые можно разделить на три группы (рис. 3):
К дополнительным факторам, стабилизирующим предложение топлива, следует отнести и существование в Беларуси надежной системы оптовой торговли, обеспечивающей своевременную и бесперебойную поставку нефтепродуктов на АЗС, а также промышленные и сельскохозяйственные предприятия.
Главные риски, несущие угрозы балансу спроса и предложения, связаны с большой зависимостью белорусской нефтепереработки от импорта нефти.
Сергей Каморников обратил внимание на высокий уровень затрат, необходимых для поддержания стабильной работы системы нефтепродуктообеспечения. Так, только в системе объединения «Белоруснефть» постоянно поддерживаются запасы светлых нефтепродуктов в объеме более 100 тыс. т. Это требует постоянных вложений в содержание резервуарного парка, нефтебазового хозяйства в целом и логистику обеспечения нефтепродуктами.
Пиковое потребление нефтепродуктов пришлось на 2019 год и имеет в целом тенденцию к сокращению, что связано с влиянием долгосрочных факторов (развитие электромобильного транспорта, экономия потребления энергоресурсов и другое).
2020 год выдался непростым для системы нефтепродуктообеспечения. Закрытие границ, снижение деловой активности, введение ограничительных противоэпидемических мер существенным образом отразились на трафике транспортных средств. На отдельных приграничных АЗС реализация нефтепродуктов сократилась в 10 раз. Вернуться на объемы 2019 года удалось только в марте 2021-го.
При этом помимо сокращения объемов реализации, выручки по всем видам деятельности (топливо, сопутствующие товары, общепит) возросла затратная часть, связанная с осуществлением комплекса мер, направленных на предупреждение распространения инфекции COVID-19.
В таких условиях существующий уровень розничных надбавок на топливо является недостаточным для дальнейшего развития системы. Уже на протяжении нескольких лет розничная реализация нефтепродуктов убыточна для системы нефтепродуктообеспечения. Эти убытки перекрываются другими видами деятельности.
О дефиците источников финансирования свидетельствует и то, что начиная с 2016 года резко сократилось число вводимых и реконструируемых АЗС. Ежегодного обновления только 15 объектов недостаточно для поддержания уровня развития системы на среднесрочную перспективу (рис. 4).
Но «Белоруснефть» действует по-государственному и идет по пути оптимизации своей работы, затрат, структуры: часть заправок переводится в «холодный режим», то есть работает без операторов или операторы присутствуют только в дневное время, но при этом обеспечение топливом гарантировано всем 24 часа в сутки.
Точка в споре о корректности сравнения цен на топливо в разных странах будет поставлена не скоро. Но карта региона с ценниками на бензин в разных валютах исправно принимается в качестве наглядного аргумента (рис. 5). Заместитель председателя Белорусского государственного концерна по нефти и химии Светлана Гурина изучила различные подходы к формированию цены на топливо. Для Беларуси выбран оптимальный вариант.
Политика ценообразования концерна «Белнефтехим» преследует цель удержать приемлемую для экономики и населения стоимость топлива. В качестве метода финансового регулирования рынка нефтепродуктов выбрано установление предельных максимальных цен. То есть концерн не запрещает продавать топливо дешевле.
Для изменения цен все субъекты хозяйствования должны иметь экономическое обоснование, которое, как правило, включает ряд входящих в формулу цены на топливо факторов (рис. 6). Стоимость моторного топлива в торговой сети зависит от отпускной цены производителя, то есть НПЗ; транспортных расходов на доставку топлива с НПЗ на нефтебазу и непосредственно к каждой АЗС; торговой надбавки (ТН) продавца — системы нефтепродуктообеспечения и НДС.
В составляющих формулы цены на топливо величина НДС определяется законодательством, а оптовые и розничные ТН в целях стабилизации цен концерн ограничил размером не более 7—10% в зависимости от вида топлива. При этом уровень торговых надбавок рассчитан с учетом обоснованных издержек системы нефтепродуктообеспечения и расходов на развитие качественного сервиса. Поскольку размеры торговых надбавок длительное время остаются неизменными, розничные продажи топлива не приносят существенной прибыли продавцам и доходы АЗС формируются в основном за счет торговли сопутствующими товарами и услугами.
Изменение предельных максимальных розничных цен на топливо происходит одновременно с изменением отпускных цен производителей, которые должны обеспечивать покрытие всех затрат на производство с учетом налогов, включаемых в цену, и необходимую для расширенного воспроизводства норму доходности — около 3%.
Корректировка отпускных цен на топливо в сторону роста производится в связи с увеличением его себестоимости на НПЗ и только после оценки внутренних резервов производителей и оптимизации затрат.
Основная причина роста себестоимости топлива — расходы на покупку нефти, доля которых в затратах на производство нефтепродуктов близка к 90%.
В среднем в I квартале 2021 года цена на нефть по отношению к аналогичному периоду прошлого года за счет изменения котировки увеличилась на 21%. Значительное влияние на деятельность НПЗ оказывают и курсовые колебания как при закупках нефти, так и при импорте запчастей, комплектующих, катализаторов, оплате энергоресурсов, так как все эти расходы номинированы в иностранной валюте. За счет изменения курса белорусского рубля стоимость нефти выросла по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 16%, а суммарно за счет всех составляющих цены — на 50%. Вследствие роста затрат на производство нефтепродуктов выросла и стоимость 1 тонны топлива: предельный уровень цен в Республике Беларусь с начала года был повышен на 10 копеек, или на 5,4%.
Стоит отметить, что цены на топливо в республике не только растут, но и снижаются. Так, в 2020 году цена в январе—марте увеличилась на 9 копеек за литр, а в апреле — мае снизилась на 5 копеек.
Во-первых, нужно помнить, что возможности снижения цен выше в тех регионах, где топливо дороже. В Республике Беларусь цены на моторное топливо в 1,2—1,5 раза ниже, чем в странах ЕС и Украине.
Во-вторых, если бы мы решили так делать, то в периоды высокой волатильности нефтяного рынка потребовалась бы практически ежедневная корректировка цен, что в свою очередь спровоцировало бы очереди на заправках на снижающемся ценнике, а на растущем — снижение объемов потребления и попытки заработать на ценовых колебаниях. И это, с одной стороны, стало бы дополнительным фактором неопределенности в работе НПЗ, увеличило бы производственные и финансовые риски. С другой стороны — шоковым сценарием для субъектов экономики и населения, которые сталкивались бы в периоды роста цен с незапланированным и непредсказуемым ростом расходов на топливо.
В качестве базовой стратегия еженедельного изменения цен на топливо не более чем на 1 копейку за литр определена, чтобы у потребителей была возможность адаптироваться к их изменению. В данном случае стоимость топлива не снижается на такой же процент, как падает цена на нефть, но и не увеличивается таким же темпом в периоды роста котировок (рис. 7). Так не происходит ни на одном из рынков. Цены в сопредельных европейских странах изменяются с большей амплитудой, чем в Республике Беларусь, но даже в период пикового падения цен на нефть во II квартале 2020 года(в 2—3 раза) цифры на европейских АЗС пусть и уменьшились примерно на 30%, но все равно оставались значительно выше цен на белорусском рынке. Затем в довольно короткие сроки вернулись в диапазон значений периода до пандемии, а в марте 2021 года превысили этот уровень примерно на 9%.
В то же время стоимость топлива в Республике Беларусь в долларовом эквиваленте практически остается в одном ценовом диапазоне.
— Любую динамику необходимо сравнивать в сопоставимых величинах (рис. 8). Если посмотреть на динамику цен на нефть и нефтепродукты в белорусских рублях в ретроспективе, например, за последние 10 лет, то можно увидеть, что темпы изменения цен на нефть в значительной степени опережают темпы изменения цен на нефтепродукты, — констатировала Светлана Гурина. — В рублевом эквиваленте стоимость нефти для НПЗ с 2010 года выросла в 10,7 раза, стоимость 1 литра топлива — в 6 раз.
В целях сохранения ценовой стабильности на рынке нефтепродуктов концерн в 2021 году продолжает реализацию стратегии поэтапного изменения цен.
При неизменности базовых условий хозяйствования, таких как мировые цены на нефть и курс национальной валюты, цены на топливо до конца года могут увеличиться еще на 5—6%. При этом каждое последующее изменение цен проводится только после всесторонней оценки изменения конъюнктуры рынков и анализа экономического положения производителей.
Участники расширенного заседания общественно-консультативного совета согласились с таким взвешенным подходом и поддержали ценовую политику «Белнефтехима».
Первый заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец отметил:
- Надо понимать возможности наших конкурентов, в первую очередь в Российской Федерации, которые имеют вертикальноинтегрированные структуры и могут нивелировать резкий рост цены на нефть своими добычей и переработкой. Беларусь нефть покупает и такой корректировки сделать не может. Поэтому та стратегия, которая выработана на текущий момент, по поэтапному движению за мировыми ценами без резких скачков, в текущей ситуации — правильная. Мы поддерживаем экономику предприятий, следуя за мировой котировкой, но в то же время не допускаем резких скачков цен и создаем определенную предсказуемость для бизнеса.
Также Иван Вежновец добавил, что у производителей должна быть норма прибыли для инвестиций в развитие.
Данную позицию поддержал и Виталий Демиров, назвав наиболее приемлемым подходом к ценообразованию в текущей ситуации формулу «издержки + норма прибыли».
Другие участники заседания, помимо отношения к политике ценообразования, реализуемой концерном, высказали свою позицию в отношении иных вопросов, касающихся деятельности нефтеперерабатывающей отрасли.
Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Денис Карась обратил внимание на необходимость развития сети электрозарядных станций.
Генеральный директор ИП «Славнефтехим» ЗАО Александр Николаенко сделал акцент на том, что пришло время изменить модель сдерживания цен. В связи с тем, что ресурсы производителей в качестве источника для сдерживания цен практически исчерпаны, пора обратить внимание на налоговую политику: в перспективе, возможно, отказаться от акцизов. Александр Николаенко также предложил изменить структуру продаж автомобильного топлива на внутреннем рынке и при этом отдать приоритет более качественному топливу с повышенным октановым числом.
В обозримом будущем направлениями совершенствования ценовой политики концерна «Белнефтехим» станут:
ФОТО Виктория Анискевич-Клопоцкая