— В прошлом году мы выпустили 4 миллиона шин. В том числе — около 3 миллионов штук для легкового транспорта и почти 600 тысяч — для грузовых автомобилей и автобусов, а также ориентировочно полумиллиона шин других типоразмеров, включая сверхкрупногабаритные. Сумма реализации в стоимостном выражении в фактических ценах составила 706,7 миллиона рублей.
Тенденцию по наращиванию объемов производства и реализации продукции мы сохранили и в I квартале текущего года. За три месяца выпущено более одного миллиона шин, темп роста превысил 108%, а объем реализации продукции практически достиг 192 миллиона рублей. При этом за январь — апрель на экспорт мы отправили более 1 миллиона 200 тысяч шин на сумму почти 162 миллиона рублей (в эквиваленте это 62,3 миллиона долларов).
— Как известно, с 1 ноября прошлого года Россия ввела неукоснительное правило: все импортеры и производители обязаны выпускать и поставлять в Российскую Федерацию только маркированные кодами в формате DataMatrix шины. Это относится и к нашему предприятию, так как мы плотно сотрудничаем с деловыми партнерами из РФ.
Чтобы соответствовать новым российским требованиям, мы сначала разработали и согласовали блок-схему процесса маркировки продукции. Это позволило определиться с основными этапами, а также службами и подразделениями, ответственными за их выполнение. «Белшина» подключилась к оператору национальной системы маркировки Республики Беларусь «Электронный знак», который получает коды маркировки у российского оператора «Честный знак».
Первые пробные партии промаркированной продукции были отправлены потребителю в мае 2020 года, а уже в начале сентября мы внедрили систему маркировки в промышленную эксплуатацию. С октября начался полномасштабный запуск. В настоящее время маркировка продукции осуществляется в полном объеме перед сдачей готовой продукции на склад.
— Традиционными за последние несколько лет внешними рынками для ОАО «Белшина» стали Россия, Украина, страны Закавказья и Средней Азии. С начала 2021 года мы поставляем свою продукцию более чем в 25 стран дальнего зарубежья. В том числе возобновлены поставки на рынок Монголии. В частности, за четыре месяца туда отгружено 232 инновационные шины типоразмера 14.00R25 Бел-425 для проведения эксплуатационных испытаний.
Увеличивать объемы поставок на экспортные рынки удается благодаря постоянной работе над повышением качества выпускаемой продукции, а также использованию современных технологий при производстве шин, регулярному обновлению линейки типоразмеров. Кроме того, как показывает практика, немаловажную роль играют гарантийные обязательства на шины, предоставляемые «Белшиной», — это повышает привлекательность продукции для конечного потребителя.
— На внутреннем рынке на первичную комплектацию ОАО «Белшина» поставляет свою продукцию открытым акционерным обществам «МТЗ», «МАЗ», «БЕЛАЗ», «Гомсельмаш», «БобруйскАгромаш», «Амкодор», «БЗТДиА», а также СЗАО «БЕЛДЖИ» и другим предприятиям. На вторичный рынок наши шины идут для обеспечения потребностей предприятий, организаций и индивидуальных владельцев. При этом доля поставок предприятиям отечественного автопрома составляет 44,3%, а на вторичный рынок Беларуси — 55,7%.
Темп роста реализации продукции предприятиям Министерства промышленности Беларуси в денежном выражении за четыре месяца 2021 года по отношению к отчетному периоду 2020-го составил чуть больше 126%.
Безусловно, приоритетным рынком сбыта в Беларуси является сегмент первичной комплектации. Ведь бесперебойная поставка шин отечественным автомобилестроительным компаниям обеспечивает непрерывность производственного процесса на этих предприятиях и стабильную реализацию автомобильной продукции, является опорой для производства «Белшины», формирует рынок вторичной комплектации и положительно влияет на экономику страны в целом.
Что касается вторичного рынка, то сегодня мы способны удовлетворить его потребность в наиболее популярных типоразмерах. Ежегодно наш товарный портфель пополняется большим количеством новых типоразмеров и моделей шин. Так, на данный момент ассортимент ОАО «Белшина» насчитывает 10 моделей легковых шин с посадочным диаметром 17 дюймов и 7 моделей шин с посадочным диаметром 18 дюймов.
Если вернуться к языку цифр, то за четыре месяца текущего года на вторичном рынке Беларуси реализовано свыше 117 тысяч шин на общую сумму 38 миллионов рублей.
Также программой импортозамещения на 2021—2025 годы по новым моделям шин на «Белшине» предусмотрены освоение и постановка на производство для предприятий Минпрома 15 моделей шин.
Работаем мы и с крупными предприятиями за рубежом. Темп роста реализации продукции комплектующим предприятиям Российской Федерации за четыре месяца этого года по отношению к отчетному периоду 2020 года в денежном выражении составляет почти 167%.
— Долгосрочные партнерские отношения связывают наши предприятия уже более трех лет. Более того, «Белшину» можно назвать полноправным участником национального проекта по выпуску автомобилей Geely, так как именно наше предприятие обладает эксклюзивным правом поставлять свою продукцию на завод «БЕЛДЖИ».
Так, в 2020 году для комплектации Geely мы отправили на завод 46 537 шин на сумму около 4 миллионов рублей.
По заявке СЗАО «БЕЛДЖИ» и согласно требованиям исследовательского института компании GEELY, а также учитывая перспективы и тенденции современного рынка в 2019—2020 годах, мы специально для самого популярного автомобиля линейки Geely Coolray SX11 спроектировали и поставили на производство новую легковую шину 215/55 R 18 BEL-412 с всесезонным рисунком протектора Artmotion All Seasons. Продукт отличают улучшенные технические и эксплуатационные характеристики, а также более высокая топливная экономичность. Для этой шины был разработан новый конкурентоспособный всесезонный рисунок протектора Artmotion All Seasons, который допускает эксплуатацию шин и в летний, и в зимний периоды, что позволяет снизить затраты на обслуживание.
Особое требование исследовательского института компании GEELY выставляет к показателю коэффициента сопротивления качению — не более 9,0 Н/кН, что соответствует классу топливной экономичности категории «С». В результате проведенных опытно-конструкторских работ специалистами нашей центральной заводской лаборатории в управлении проектирования и конструирования шин инженерно-технического центра достигнут показатель коэффициента сопротивления качению 8,5 Н/кН по легковой шине 215/55 R18 BEL-412 и 8,7 Н/кН по шине 215/60R17 BEL-402, поставляемой для комплектации NL-4, а также планируемой для проекта SX11.
В период освоения на «Белшине» производства шин для Geely мы провели комплекс обязательных внутризаводских и лабораторно-дорожных испытаний в соответствии с требованиями ТНПА по безопасности, международных законодательных актов, технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», а также дополнительные испытания по определению температуры стеклования, электрического сопротивления, ресурса шины.
На 2021 год суммарная ориентировочная потребность в шинах для автомобилей SX11 заложена в объеме не менее 45 тысяч штук.
— Да, задача выполнена. Мы освоили производство 31 новой модели шин, из которых восемь предназначены для легкового транспорта, три — это легкогрузовые шины, две — грузовые цельнометаллокордные, еще две — сверхкрупногабаритные и 16 — сельскохозяйственные и индустриальные шины.
Специалисты ОАО «Белшина» надеются, что все новые поставленные на производство шины будут востребованы. Особая надежда возлагается на шины с всесезонным рисунком протектора линейки All Seasons и цельнометаллокордные индустриальные шины с посадочным диаметром 25—29 дюймов и особенно ЦМК сверхкрупногабаритные шины радиальной конструкции.
— Решение принимается по результатам анализа маркетинговых исследований рынка, данных таможенной статистики об импорте товаров, а также с учетом требований комплектующих предприятий Министерства промышленности Республики Беларусь и предприятий первичной комплектации.
Если видим, что та или иная модель шин, как вы говорите, «не идет», мы стараемся ее модернизировать, чтобы улучшить технические характеристики. Один из примеров — легковая шина 225/75R16 BEL-275, которая не пользовалась спросом на рынке, однако стоило ее «апгрейдить» — и она стала востребованной.
А в качестве примера самого длительного жизненного цикла назову линейку легковых шин Atmotion. Первые шины были поставлены на производство в 2013 году и пользуются спросом у потребителя до сих пор.
— ЦМК шины радиальной конструкции Forcerra Industry с посадочным диаметром 25—29 дюймов предназначены для шарнирно-сочлененных самосвалов, погрузчиков и бульдозеров. Этот инвестиционный проект наше предприятие реализует в настоящий момент. Создают шины сотрудники инженерно-технического центра «Белшины». Да, эта продукция премиальная. Она отличается современным рисунком протектора, усовершенствованными техническими характеристиками, повышенными (по сравнению с шинами диагональной конструкции) индексами грузоподъемности и скорости.
В отличие от своих диагональных собратьев у радиальных шин лучшие сцепление с дорогой и флотация, они более устойчивы к порезам в зоне протектора, меньше нагреваются во время эксплуатационных циклов, обеспечивают снижение расхода топлива, что в конечном итоге значительно увеличивает срок службы этих шин и оказывает положительное влияние на их экономичность.
Ряд моделей шин линейки Forcerra Industry поставлен на серийное производство в 2020 году. В перспективе товарный портфель ОАО «Белшина» будет пополняться новыми моделями шин этого же бренда.
Первая же шина Forcerra Industry типоразмера 18.00R25 была поставлена в филиал «Автомобильный парк № 10 г. Лунинца» для комплектации автомобилей-самосвалов, работающих на гранитных карьерах в Брестской области. На середину мая 2021 года наработка этой шины составила 62 тысячи километов, и ее эксплуатация продолжается.
— То, о чем вы говорите, — «тоньше, шире, легче» — это про низкопрофильные легковые шины нового поколения серии 45-55 с посадочным диаметром 17 и 18 дюймов. А для нужд, например, сельского хозяйства используются шины нового поколения — так называемые ULTRA FLEX, которые работают при низком давлении и обеспечивают защиту почвы.
По сравнению с первой шиной 18.00-25 диагональной конструкции c текстильным кордом в каркасе и брекере, сошедшей с конвейера в 1973 году, нынешняя продукция завода — гигантский скачок вперед. Сейчас ассортимент продукции составляет около 450 моделей шин, и бóльшая часть — это шины радиальной конструкции с металлокордом в каркасе и брекере.
— На мой взгляд, шиной будущего является, в первую очередь, максимально безопасная шина. За последнее время на автошины серьезно возросла нагрузка из-за высоких скоростей, смены покрытий и дорожных условий. Поэтому сегодня все производители шинной продукции работают над созданием максимально безопасных моделей, активно разрабатывают технологии, улучшающие технические характеристики, устойчивость к нагрузкам и деформациям, а также совершенствуют дизайн покрышек. В то же время огромное внимание уделяется тем аспектам производственной деятельности, которые могут оказать воздействие на окружающую среду, — начиная от разработки продукта и заканчивая мерами по снижению брака и отходов на заводе. Это еще одна составляющая преимуществ идеальной шины — ее экологичность. К повышению уровня данного показателя наше предприятие тоже стремится. Сумеем ли мы сообща выработать идеальную модель идеальной шины — покажет время.
— Шинное производство — одна из главных составляющих химической отрасли страны. Поэтому нашему коллективу День химика особенно близок. Этот праздник дает возможность каждому работнику предприятия почувствовать себя полноправным членом огромной семьи химиков, где на первом месте всегда стояли высокая ответственность и профессионализм. Желаю всем крепкого здоровья, успехов как в решении производственных задач, так и в домашних, семейных делах. Пусть работа доставляет вам удовольствие, а каждую свободную минуту щедро дарите себе, своим родным и близким. Желаю, чтобы каждый день приносил только приятные эмоции!
ФОТО Виктория Анискевич-Клопоцкая, Наталья Нияковская