— Нефтехимия — один из наиболее перспективных и технологичных секторов мировой экономики. Спрос на продукты нефтехимии в мире продолжает расти быстрыми темпами, намного опережая рост мирового ВВП.
Спрос на нефтехимию в ближайшие 20 лет будет расти темпами примерно 5,5—6,5% в год. Это очень много, если учитывать, что спрос на нефть увеличивается в такой перспективе примерно на 1—1,3%.
Известно, что без развития химической отрасли достигнуть серьезных успехов в таких продвинутых направлениях, как наноматериалы, фармацевтика, биотехнологии, будет невозможно. Почему в странах, не имевших крупной химической промышленности (Южная Корея, Тайвань, Сингапур), она зародилась и стала основой их развития? И это несмотря на то, что страны перенесли и колониальную зависимость, и нищету, и массовую безработицу и сверх того практически полностью лишены природных ресурсов для развития химии и топливно-энергетических запасов. Тем не менее высокотехнологичная и ориентированная на мировой рынок промышленность в этих странах была создана в сравнительно сжатые сроки. На первых этапах там строили заводы по производству минеральных удобрений и нефтехимические комбинаты. Создание химической отрасли явилось основой для последующего развития автомобилестроения, радиоэлектроники, электротехники, производства бытовых изделий.
— Для российской экономики нефтехимическая отрасль в числе ключевых сегментов развития. В России стоит задача увеличить несырьевой экспорт. Важная тенденция развития химического комплекса России — рост малого и среднего бизнеса на базе крупных предприятий.
В стратегии развития химической промышленности России до 2030 года определены три приоритета — кластерный подход, уход от экспортно-сырьевой модели и химизация отечественных отраслей. Кластерный подход — важное направление, которое используется во всех отраслях промышленности.
Работа химических отраслей Беларуси и России, их научное обеспечение до настоящего времени сохранили ряд общих черт, которые связаны с единой стратегией создания химических производств в СССР.
Среди общих черт — значительный удельный вес устаревшего оборудования и технологий, высокая энергоемкость, снижающая конкурентоспособность выпускаемой продукции, а также межведомственная разобщенность и отсутствие координационного органа по организации эффективного взаимодействия академической, отраслевой, вузовской науки с химическими предприятиями. Можно назвать и такие позиции, как отсутствие отечественного химического машиностроения и опытно-технологической базы, модельных, пилотных установок для апробирования новых технологических процессов и наработки опытных партий перспективной продукции. В связи с этим должен отметить крайне низкий удельный вес ученых академической, отраслевой и вузовской науки (до 3%), работающих в интересах предприятий концерна «Белнефтехим».
Таким образом, развитие научного и технологического потенциала химического комплекса характерно как для Беларуси, так и для России. Это может служить стимулом для объединения усилий наших стран по разработке высокотехнологичных наукоемких производств в рамках Союзного государства.
Например, и у нас, и в России существует огромный резерв по расширению ассортимента выпускаемых минеральных удобрений, о чем свидетельствуют примеры некоторых стран Западной Европы. Так, норвежская компания Yara International не располагает собственной сырьевой базой, но имеет свои предприятия почти в 50 странах мира и производит широкий спектр удобрений. Объем производства этой компании превышает 20 млн т удобрений в год.
Небольшая Бельгия имеет несколько крупных компаний, которые также выпускают широкий спектр специальных простых и комплексных водорастворимых удобрений в жидкой и твердой форме и поставляет их в различные страны мира, в том числе в Россию и Беларусь.
В то же время в наших странах, располагающих огромным рынком сбыта, значительным сырьевым и научно-техническим потенциалом, не организовано масштабное производство таких видов удобрений. А ведь научные отечественные разработки в этом направлении не уступают по своему уровню лучшим мировым аналогам.
Мы уже работаем с российскими предприятиями. Так, Институт общей и неорганической химии (ИОНХ)НАН Беларуси — это головная организация по разработке комплексной технологии переработки полиминеральных калийно-магниевых руд Нивенского месторождения Калининградской области на бесхлорное калийное удобрение — сульфат калия. Уже получена положительная оценка международных аудиторских компаний.
Сегодня мы также выполняем контракты по совершенствованию технологии переработки калийных руд галургическим методом с российскими компаниями «ЕвроХим — Усольский калийный комбинат» и ИООО «Славкалий».
В перспективе для организации эффективного научно-технологического сопровождения работы предприятий по производству минеральных удобрений планируется создание Российско-Белорусского научно-практического центра по минеральному сырью и удобрениям, на базе которого будут объединены усилия организаций и предприятий России и Беларуси в единый блок, имеющий всех основных специалистов (добыча и переработка калийного сырья, проектирование горных и технологических предприятий, химическое машиностроение). Это послужит основой для последующего создания российско-белорусской комплексной инжиниринговой компании в области добычи и переработки калийных и других минеральных руд. Предварительная договоренность с российскими коллегами имеется.
Анализ организации экономики развитых стран свидетельствует о высокой инновационной активности и экономической эффективности кластерной системы функционирования предприятий и создания инжиниринговых компаний. В Европе до 60% промышленных предприятий объединены в кластеры.
— Основные направления развития нефтехимической промышленности на ближайшее десятилетие — это максимальная ориентация на использование собственного сырья, переход западных компаний с производства продукции низких переделов на выпуск наукоемкой высокотехнологичной продукции высоких переделов, коренная реконструкция и модернизация НПЗ со строительством установок обессеривания для уменьшения содержания серы в моторных топливах до сверхнизких уровней.
Будет расти доля деструктивных процессов глубокого превращения (крекинга) углеводородного сырья, расширится применение специальных процессов деароматизации бензинов для снижения содержания в них ароматических углеводородов (особенно бензола) путем гидрирования и насыщения. Расширится создание комбинированных установок (проведение технологических процессов на одной установке). Это гидрообессеривание плюс коксование, сверхглубокая очистка плюс крекинг, деасфальтизация плюс крекинг, гидроочистка плюс деароматизация, висбрекинг плюс гидроочистка и др. Данное направление позволяет сократить потери и снизить объемы капвложений.
Продолжится общее технологическое совершенствование процессов и конструктивно-техническое развитие оборудования для снижения энергозатрат, минимизации потерь продукции, повышения надежности и безопасности процессов.
— Для ускоренного развития нефтехимического комплекса и увеличения его вклада в ВВП в стране необходимо принять стимулирующие меры для строительства и развития малых и средних предприятий по углубленной переработке химического сырья и базовых химических продуктов, т.е. обеспечить глубокую переработку нефти, газа и хлоркалиевого сырья в продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Особое внимание требуется уделить производству мало- и среднетоннажной химии, которая вырабатывает в основном высокотехнологичную продукцию. Развитие именно этого сектора химического комплекса должно быть под особым контролем и с соответствующей поддержкой.
На мой взгляд, главные направления развития малотоннажной химии — это разработка технологий создания новых видов товаров на базе основной и промежуточной продукции химических предприятий, технологии производства химических реагентов, материалов для строительной, дорожной и других отраслей экономики страны, а также синтез поверхностно-активных веществ, присадок, смазок, пестицидов, стимуляторов роста растений, красителей, катализаторов, сорбентов.
Крупные предприятия не всегда могут развивать глубокую переработку минерального или нефтяного сырья по различным причинам. Этот пробел могут заполнить предприятия среднего и малого бизнеса. Однако чаще всего у них нет соответствующей базы, а начинать с нуля порой невозможно с учетом значительных капитальных затрат при создании установок и соответствующей инфраструктуры. Затраты на инфраструктуру в области химических технологий составляют 30—40% всех капитальных затрат.
Необходимо решить вопрос о создании предприятий малого и среднего бизнеса на свободной территории крупных химических предприятий концерна, которые имеют соответствующую инфраструктуру — необходимые мощности электроэнергии, системы водоснабжения, а также квалифицированные кадры. Это позволит крупным предприятиям избавиться от избыточной численности работников и улучшить экономические показатели.
— Именно по такому пути развивается химическая промышленность Китая. Был период (1998—2010 годы), за который производство химической продукции в данной стране выросло в 10 раз — с 80 до 800 млрд долларов. Введено в строй около сотни новых производств мирового уровня. При этом Китай вынужден ввозить практически все виды стратегического сырья: нефть, природный газ, калийные соли, натуральный каучук, серу и многое другое.
В современном Китае химическая промышленность является сферой деятельности и источником дохода для большого количества (более 1 тыс.)мелких и средних предприятий, дает толчок к развитию смежных отраслей экономики.
— Сегодня мы проигрываем зарубежным конкурентам не по качеству научных разработок, а в большей степени по организации процесса их практического освоения.
В приоритетном порядке деятельность научно-технических структур должна быть ориентирована не только на научно-технологическое сопровождение работы предприятий концерна «Белнефтехим» как крупнейшего производителя химической продукции, но и на тесное взаимодействие с организациями Минстройархитектуры, Минтранса по вопросам химизации гражданского и дорожного строительства, а также с учреждениями других министерств и ведомств в области разработки и внедрения новых технологий и материалов (Минпром, Минсельхозпрод, Минприроды, Минэнерго, Минфин, МЧС и др.), где также широко используются химические технологии и материалы.
Специфика работы химических предприятий и научно-технической деятельности в области химии и химической технологии в отличие от других отраслей (сельское хозяйство, промышленность, медицина) заключается в масштабности и взаимозависимости ряда крупных установок и предприятий, задействованных в производстве различных продуктов, поскольку они находятся в единой неразрывной технологической цепи. В связи с этим требуется комплексный подход к решению проблем.
Однако отсутствие организаций, выполняющих работы аналитического технико-экономического характера в области химии и нефтепереработки, создает трудности при подготовке стратегии развития нефтехимического комплекса страны. Кроме того, особенности организации научно-технической деятельности в Беларуси привели к тому, что у нас практически полностью отсутствуют научные и инженерные кадры в области технологий переработки полезных ископаемых, оценки их технико-экономической эффективности. Это приводит к серьезным проблемам в процессе практического освоения месторождений.
Таким образом, эффективно решать сложные научно-технические проблемы и выполнять крупные проекты в области химии и химических технологий сегодня не позволяют системные недостатки в организации работы в научной сфере бюджетных предприятий. Прежде всего, их чрезмерная забюрократизированность, недостаточное финансирование проектов, отсутствие материальной заинтересованности у исполнителей, а также специализированных технологических, проектно-конструкторских подразделений и средств на строительство укрупненных опытно-технологических установок и их эксплуатацию, крайне низкая численность ученых-химиков.
— На выполнение крупных комплексных инновационных проектов, включающих необходимые этапы работ.
Требование стопроцентного освоения результатов НИОК(Т)Р, выполняемых в рамках крупных инновационных проектов, не может быть реализовано, поскольку из нескольких вариантов решения той или иной проблемы необходимо выбрать наиболее эффективный вариант с экономической, технологической и экологической точек зрения.
Если мы собираемся интегрироваться в мировой рынок, в том числе в сфере инжиниринговых услуг, пора собирать собственные инжиниринговые команды, подразделения как в академических структурах, так и в промышленности, бизнесе, учиться работе в новых условиях и с новыми ролями, понимать инжиниринг заказчика, технологий, подрядчика.
ФОТО Дарья Хачирашвили, Игорь Малащенко