Поиск

Поток

НЕ СТОИТ БОЯТЬСЯ БЕЛОГО ДИЗЕЛЯ

06 Февраля 2020
Наталья Нияковская

Наталья Нияковская

Заместитель главного редактора

НЕ СТОИТ БОЯТЬСЯ БЕЛОГО ДИЗЕЛЯ

Контроль качества топливных нефтепродуктов в ОАО «Нафтан» охватывает всю технологическую цепочку их движения — с момента поступления сырья (нефти) на установки первичной переработки, а также промежуточные этапы и до паспортизации готовой продукции и ее отгрузки.

Такая схема позволяет гарантировать неизменные характеристики ассортимента, который реализует завод.

цитата

— Основная задача контроля — обеспечивать потребителя только кондиционным топливом, — говорит начальник центральной лаборатории ОАО «Нафтан» Сергей Сушко. — Репутацией предприятия мы дорожим и ответственно заявляем: качество автомобильного топлива, которое мы производим и реализуем, отвечает международным стандартам и требованиям, а также запросам потребителя.

 Лаборатория по контролю топливного производства — самое крупное подразделение в структуре центральной лаборатории. Ее сотрудники отвечают за анализ всех видов товарного топлива — бензина, реактивного, дизельного, судового топлив, керосина, некоторых видов растворителей, мазута, остаточного продукта гидрокрекинга. Лаборатория оснащена современным сверхточным оборудованием, которое по мере разработки новых видов продукции и появления более строгих методов испытаний обновляется. Так, недавно, рассказывает Сергей Сушко, «Нафтан» приобрел две установки Waukesha американского производства, предназначенные для определения октановых и цетановых чисел топлива. Сейчас идут пусконаладочные работы. 

начальник центральной лаборатории ОАО «Нафтан» Сергей Сушко.
Сергей Сушко: «Качество автомобильного топлива ОАО «Нафтан» отвечает всем международным стандартам и требованиям»

 

Основные характеристики дизельного топлива, на которые обращают внимание сотрудники лаборатории, — температуры помутнения, предельная температура фильтруемости, смазывающая способность, содержание серы и цетановое число. Всего же каждая партия нефтепродуктов в зависимости от марки подвергается 18—20 анализам. Даже если один из них показывает несоответствующий результат, топливо паспорт качества не получает и за пределы завода не выходит.  

Предшествует анализам отбор проб. Начальник лаборатории по контролю топливного производства Анна Ремез обращает внимание, что это едва ли не самый ответственный этап при испытании топлив:

— Топливо мало хорошо «приготовить» и проанализировать — мы еще должны правильно отобрать пробу, чтобы она была репрезентативной. Получив заявку, мы отбираем пробы с определенной высоты резервуара — из верхнего, среднего и нижнего слоя топлива. Как правило, больше трех литров. Часть объема необходима непосредственно для испытаний, а часть оставляется для арбитража на случай разногласий с потребителем. Арбитражная проба топлива, предназначенного для внутреннего рынка, хранится 45 дней, экспортной партии — четыре месяца. Выдавая паспорт качества на продукт, мы должны быть уверены, что от отбора пробы до получения результатов испытаний и доставки покупателю все выполнено идеально точно и качественно.

Анализ проб проводится в определенных кабинетах, каждый из которых тоже делится на условные части. Длятся испытания от нескольких минут до суток. Например, периодические исследования на содержание механических примесей и термоокислительную стабильность требуют много времени. Анна Ремез поясняет, что для начала сама проба выдерживается в оборудовании 16 часов, после этого она должна охладиться, затем следует процесс фильтрации, далее сушатся фильтры и т.д. 

Начальник лаборатории по контролю топливного производства ОАО "Нафтан" Анна Ремез
Каждая партия нефтепродуктов в зависимости от марки подвергается 18—20 анализам. За испытания отвечает лаборатория по контролю топливного производства под руководством Анны Ремез

 цитата

— Это показательный анализ, — говорит начальник лаборатории по контролю топливного производства. — Он помогает понять, насколько стабильным будет топливо в течение длительного хранения, а также в период эксплуатации. То есть если окислительную стабильность оно выдерживает, то мы можем уверенно говорить, что наше топливо в течение гарантийного срока хранения (один год) будет проявлять себя на высшем уровне. 

 

Главным зимним показателем качества топлива Анна Ремез называет предельную температуру фильтруемости. Этот показатель — «любимая» тема автолюбителей, которые зачастую сетуют, что, мол, дизель замерз и стал белым, как молоко.

— Но это далеко не всегда является характеристикой плохого или хорошего качества топлива, — авторитетно разубеждает Анна Ремез. — Есть два важных момента в дизельном топливе: температура помутнения и предельная температура фильтруемости. В обычном нашем дизельном топливе температура помутнения не нормируется. Чаще всего этот показатель находится в диапазоне минус 5 °С — минус 10 °С. То есть мы должны понимать, что при температуре на улице минус 10 °С дизель будет белым, что вовсе не означает потерю эксплуатационных свойств. Потому что благодаря добавлению депрессорно-диспергирующих присадок зимнее дизельное топливо будет работать при уличной температуре до минус 20 °С как минимум.

Для эксплуатации автомобиля во время сильных морозов рекомендуется использовать другой продукт ОАО «Нафтан» — дизельное топливо ДТ-З-К5, класс 2 (так называемая «Арктика») с улучшенными низкотемпературными характеристиками. От обычного зимнего оно отличается фракционным составом — более облегченным. Иногда автолюбители этого боятся, ошибочно полагая, что у «Арктики» худшая смазывающая способность, из-за чего двигатель может выходить из строя. Но это не так, утверждают в лаборатории по контролю топливного производства ОАО «Нафтан». Поддерживать все свойства топлива на должном уровне позволяют смазывающие присадки, которые не оказывают негативного влияния на двигатель. Использование «Арктики», наоборот, сохраняет работоспособность топливных систем современных двигателей внутреннего сгорания при значительном понижении температуры на улице. Более того, «Арктика», как и другие виды топлива производства ОАО «Нафтан», полностью соответствует экологическому нормативу Евро-5.

Нафтановское дизельное топливо — это великолепная смазывающая способность, хорошие низкотемпературные показатели и высокая стойкость к окислению
Нафтановское дизельное топливо — это великолепная смазывающая способность, хорошие низкотемпературные показатели и высокая стойкость к окислению

 

Резюмируя, Анна Ремез ответственно заявляет, что нафтановское топливо — это великолепная смазывающая способность, что бережет двигатель автомобиля от износа, хорошие низкотемпературные показатели, которые позволяют «дизелистам» оставаться на ходу зимой, и высокая стойкость к окислению, что подтверждает отличные эксплуатационные характеристики дизельного топлива в течение длительного периода.

цитата

— От качества топлива напрямую зависят эффективность эксплуатации той или иной техники и состояние двигателя. Потребители нефтепродуктов, выпускаемых ОАО «Нафтан», могут быть уверены, что мы всегда поставляем на рынок лучшее, — добавляет Сергей Сушко.

 

ФОТО Ольга Королькова

 

Самое интересное в белорусской нефтехимии всегда на нашем Telegram-канале. Присоединяйтесь!

 

 

 

НАФТАН Контроль качества топлива Дизель Арктика Предельная температура фильтруемости
06 Февраля 2020
6208
Рейтинг: 4