Поиск

Поток

НЕБЕСА ПОЛНЫ УГРОЗ

25 Ноября 2019
Сергей Кирелюк

Сергей Кирелюк

Заместитель директора по розничной торговле РУП "Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт"

Дроны умеют делать фото- и видеосъемку, раздавать интернет, доставлять мелкие предметы. Но всегда ли человек управляет ими во благо? В этом разбирается начальник управления РУП «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт» Сергей КИРЕЛЮК. Его доклад в Москве на I Евразийском аналитическом форуме «ЕАЭС: опыт, проблемы, приоритеты развития и безопасности» был посвящен возможным угрозам инфраструктуре нефтепродуктообеспечения.

начальник управления РУП «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт» Сергей КИРЕЛЮК выступил с докладом в  Москве на I Евразийском аналитическом форуме «ЕАЭС: опыт, проблемы, приоритеты развития и безопасности»

Парящий ворон

В давние времена у славян дронами называли воронов. С некоторых пор словом «дрон» называют не птиц, а летательные аппараты без пилота на борту (БПЛА). А с воронами их связывает только то, что свои функции они осуществляют с высоты птичьего полета.

Мы наблюдаем, как формируется новый мировой коммуникативный рынок информационных, транспортно-логистических и прочих сервисов. Их предоставляет целая флотилия автономных летательных беспилотных средств, способных долгое время находиться не только в близлежащем воздушном пространстве, но и на низких околоземных орбитах. Прогнозируется, что в ближайшие 10 лет в режиме круглосуточного ежедневного пребывания в воздушном пространстве СНГ будут находиться более
90 тыс. автономных летательных средств. Совершенствование автономных авиасистем и космических установок потребует формирования коммуникаций различных систем контроля совершаемых перелетов и трансфера информации. Для этого будет создана унифицированная система организации и обеспечения сервисов.

Оценки показывают, что объем мирового рынка БПЛА, комплексных решений и услуг к 2035 году составит более 200 млрд долларов. Пожелания клиентов изменятся, потенциальным драйверам придется подстраиваться и корректировать задачи дронам.

Одним из принципиальных показателей использования БПЛА является предельное время нахождения в полете. Именно оно определяет экономическую целесообразность. Допустимый временной промежуток, позволяющий БПЛА находиться в воздухе без дозаправки, — уже более суток, и это далеко не предел.

Говоря о стремительной технической эволюции дронов, стоит предвидеть весь спектр их возможного использования, поскольку летательные способности могут быть применены в деструктивных целях.

Проблема использования беспилотных летательных аппаратов стала особенно актуальной в сентябре 2019 года после нападения группы БПЛА на технологические объекты и склады временного хранения нефти компании Saudi Aramco. По информации руководителя энергетической сферы Саудовской Аравии Абдулазиза бин Салмана, нападения привели к резкому снижению объема поставляемой нефти на экспорт — около 6 млн баррелей в сутки, что составило 5% общемировой добычи. Нападение на объекты Saudi Aramco привело к самому серьезному колебанию стоимости нефти с 1991 года. Утром 16 сентября на бирже Лондона ICE фьючерсы марки Brent устремились вверх почти на 19% (до 72,62 доллара за баррель), а фьючерсы WTI — на 15,8% (до 63,47 доллара за баррель).

Этот случай наглядно продемонстрировал, что средства противодействия угрозам отстают от развития технологий.

 

Зона особого внимания

Из Новополоцка до Фаниполя проложен магистральный нефтепродуктопровод протяженностью почти 300 км, который доставляет топливо в столичный регион. Крупнейший в Беларуси склад хранения нефтепродуктов в Фаниполе представляет собой резервуарный парк с единовременным хранением десятков тысяч тонн разных видов топлива. Подобные склады хранения нефтепродуктов есть и в других областях. Кроме того, в Беларуси около 900 автозаправочных станций. Они все считаются взрывопожароопасными объектами и требуют повышенного внимания к новым угрозам, которые могут нести дроны. Ведь даже кратковременный сбой в работе электроники (а это бесконечное количество насосов, задвижек и т.п.) или стороннее воздействие на резервуарный парк может парализовать работу тысяч объектов и привести к транспортному коллапсу.

НЕБЕСА ПОЛНЫ УГРОЗ
НЕБЕСА ПОЛНЫ УГРОЗ
НЕБЕСА ПОЛНЫ УГРОЗ

 

Потенциальную опасность представляет и наличие паров бензина в резервуарах. В каждом резервуаре предусмотрены технологические люки — так называемые дыхательные клапаны для стравливания паров нефтепродуктов. Необходимо обеспечивать безопасную работу оборудования, поскольку даже пролет безобидного китайского фонарика над резервуаром потенциально опасен.

 

Авиапатруль

Как остановить БПЛА на подлете к нефтепродуктохранилищу или АЗС? Вопрос пока открытый и требует внимания компетентных органов. В первую очередь необходимо применять средства подавления и (или) перехвата сигнала управления БПЛА для отвода его от стратегического объекта. Разработка и опытная эксплуатация средств радиоэлектронной борьбы с беспилотниками ведутся одним из отечественных конструкторских бюро. Использование подобного оборудования возможно только при приобретении комплекса средств противодействия, наличии разрешений министерства обороны, а также квалифицированного сотрудника в штате.

Для обеспечения безопасного функционирования объектов стратегической важности возможна также коллаборация с военными структурами.

Пока остаются нерешенными вопросы законодательно-правового урегулирования взаимодействия. В условиях увеличения спектра использования БПЛА времени на принятие решения очень мало.

НЕБЕСА ПОЛНЫ УГРОЗ
НЕБЕСА ПОЛНЫ УГРОЗ

 


СПРАВОЧНО

В Республике Беларусь обращение с беспилотными летательными аппаратами регламентируется:

  • Указом Президента Республики Беларусь от 5 июня 2019 года № 215 «О пресечении полетов авиамоделей и беспилотных летательных аппаратов»;
  • постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2016 года № 636 «О некоторых вопросах использования авиамоделей в Республике Беларусь».

Указ № 215 наделяет широкими полномочиями военнослужащих, работников военизированной охраны по пресечению полета путем принуждения к посадке, повреждения или уничтожения, если такой полет совершается с нарушением установленного порядка. При этом особое внимание уделяется полетам над охраняемыми территориями, военными складами (базами), нефтеперерабатывающими и нефтехимическими предприятиями.

 

В Республике Беларусь определено 80 зон,  в которых установлены разной степени ограничения для полетов. Планируется  расширить количество зон, закрытых для полетов беспилотных летательных аппаратов и авиамоделей, практически в четыре раза — до 318.

 ФОТО Игорь Рубан и предоставлено автором

 


 

Самое интересное в белорусской нефтехимии всегда на нашем Telegram-канале. Присоединяйтесь!

 

Белоруснефть Минскоблнефтепродукт БПЛА Угроза
25 Ноября 2019
3357
Рейтинг: 4