В давние времена у славян дронами называли воронов. С некоторых пор словом «дрон» называют не птиц, а летательные аппараты без пилота на борту (БПЛА). А с воронами их связывает только то, что свои функции они осуществляют с высоты птичьего полета.
Мы наблюдаем, как формируется новый мировой коммуникативный рынок информационных, транспортно-логистических и прочих сервисов. Их предоставляет целая флотилия автономных летательных беспилотных средств, способных долгое время находиться не только в близлежащем воздушном пространстве, но и на низких околоземных орбитах. Прогнозируется, что в ближайшие 10 лет в режиме круглосуточного ежедневного пребывания в воздушном пространстве СНГ будут находиться более
90 тыс. автономных летательных средств. Совершенствование автономных авиасистем и космических установок потребует формирования коммуникаций различных систем контроля совершаемых перелетов и трансфера информации. Для этого будет создана унифицированная система организации и обеспечения сервисов.
Оценки показывают, что объем мирового рынка БПЛА, комплексных решений и услуг к 2035 году составит более 200 млрд долларов. Пожелания клиентов изменятся, потенциальным драйверам придется подстраиваться и корректировать задачи дронам.
Одним из принципиальных показателей использования БПЛА является предельное время нахождения в полете. Именно оно определяет экономическую целесообразность. Допустимый временной промежуток, позволяющий БПЛА находиться в воздухе без дозаправки, — уже более суток, и это далеко не предел.
Говоря о стремительной технической эволюции дронов, стоит предвидеть весь спектр их возможного использования, поскольку летательные способности могут быть применены в деструктивных целях.
Проблема использования беспилотных летательных аппаратов стала особенно актуальной в сентябре 2019 года после нападения группы БПЛА на технологические объекты и склады временного хранения нефти компании Saudi Aramco. По информации руководителя энергетической сферы Саудовской Аравии Абдулазиза бин Салмана, нападения привели к резкому снижению объема поставляемой нефти на экспорт — около 6 млн баррелей в сутки, что составило 5% общемировой добычи. Нападение на объекты Saudi Aramco привело к самому серьезному колебанию стоимости нефти с 1991 года. Утром 16 сентября на бирже Лондона ICE фьючерсы марки Brent устремились вверх почти на 19% (до 72,62 доллара за баррель), а фьючерсы WTI — на 15,8% (до 63,47 доллара за баррель).
Этот случай наглядно продемонстрировал, что средства противодействия угрозам отстают от развития технологий.
Из Новополоцка до Фаниполя проложен магистральный нефтепродуктопровод протяженностью почти 300 км, который доставляет топливо в столичный регион. Крупнейший в Беларуси склад хранения нефтепродуктов в Фаниполе представляет собой резервуарный парк с единовременным хранением десятков тысяч тонн разных видов топлива. Подобные склады хранения нефтепродуктов есть и в других областях. Кроме того, в Беларуси около 900 автозаправочных станций. Они все считаются взрывопожароопасными объектами и требуют повышенного внимания к новым угрозам, которые могут нести дроны. Ведь даже кратковременный сбой в работе электроники (а это бесконечное количество насосов, задвижек и т.п.) или стороннее воздействие на резервуарный парк может парализовать работу тысяч объектов и привести к транспортному коллапсу.
Потенциальную опасность представляет и наличие паров бензина в резервуарах. В каждом резервуаре предусмотрены технологические люки — так называемые дыхательные клапаны для стравливания паров нефтепродуктов. Необходимо обеспечивать безопасную работу оборудования, поскольку даже пролет безобидного китайского фонарика над резервуаром потенциально опасен.
Как остановить БПЛА на подлете к нефтепродуктохранилищу или АЗС? Вопрос пока открытый и требует внимания компетентных органов. В первую очередь необходимо применять средства подавления и (или) перехвата сигнала управления БПЛА для отвода его от стратегического объекта. Разработка и опытная эксплуатация средств радиоэлектронной борьбы с беспилотниками ведутся одним из отечественных конструкторских бюро. Использование подобного оборудования возможно только при приобретении комплекса средств противодействия, наличии разрешений министерства обороны, а также квалифицированного сотрудника в штате.
Для обеспечения безопасного функционирования объектов стратегической важности возможна также коллаборация с военными структурами.
Пока остаются нерешенными вопросы законодательно-правового урегулирования взаимодействия. В условиях увеличения спектра использования БПЛА времени на принятие решения очень мало.
В Республике Беларусь обращение с беспилотными летательными аппаратами регламентируется:
Указ № 215 наделяет широкими полномочиями военнослужащих, работников военизированной охраны по пресечению полета путем принуждения к посадке, повреждения или уничтожения, если такой полет совершается с нарушением установленного порядка. При этом особое внимание уделяется полетам над охраняемыми территориями, военными складами (базами), нефтеперерабатывающими и нефтехимическими предприятиями.
В Республике Беларусь определено 80 зон, в которых установлены разной степени ограничения для полетов. Планируется расширить количество зон, закрытых для полетов беспилотных летательных аппаратов и авиамоделей, практически в четыре раза — до 318.
ФОТО Игорь Рубан и предоставлено автором