Поиск

Поток

НЕФТЕХИМИЯ БЕЛАРУСИ: ТЕХНОЛОГИИ ИЗМЕНЯЮТ ВОЗМОЖНОСТИ

Ольга Спехова

Ольга Спехова

Пресс-секретарь концерна "Белнефтехим"

Концерн – это многоотраслевое объединение, которое непрерывно работает в режиме многозадачности.  В 2017 году совместными действиями аппарата «Белнефтехима» и директоратом предприятий  достигнут баланс бизнес-процессов и максимальная отдача от всех направлений и специализаций. 

О некоторых аспектах производственной деятельности  и  формирования инвестиционных программ  рассказывают топ-менеджеры  концерна. 

Игорь Ляшенко, председатель концерна

— Игорь Васильевич, с какими результатами концерн «Белнефтехим» завершил 2017 год?

игорь ляшенко

— Год начинался сложно и в целом выдался непростым: только в апреле вступили в силу официальные  договоренности по поставкам российской нефти, которые позволили наладить стабильные производственные отношения. Тем не менее, наши НПЗ  приняли превентивные  меры по снижению рисков при недозагруженности производств. Мы организовали работы так, что даже при сниженных объемах переработки нефти, выпуск сырья для всей отрасли был обеспечен в максимально возможном количестве.

Причем качество произведенной продукции соответствует требованиям ТНПА. В прошлом году около 70 процентов продукции НПЗ экспортировалось, в том числе на рынки стран Западной Европы, что свидетельствует о высоком качестве белорусских нефтепродуктов. Именно поэтому могу с уверенностью сказать, что все же год закончился неплохо — наши флагманы получили удовлетворительный финансовый результат,  по прибыли от реализации продукции в плюс вышло абсолютное большинство предприятий «Белнефтехима».  

Наша маркетинговая политика полностью отвечает стратегии концерна: при ограниченных ресурсах мы должны максимизировать свою доходность, выбирать самые маржинальные для себя рынки. Вместе с тем, диверсифицировать направления. 

Сергей Шмаенков, производственно-технологическое управление

Сергей Шмаенков

— В 2017 году концерн реализовал сразу несколько крупных инвестиционных проектов. Общий объем их финансирования составил около 1,4 млрд рублей.

  • «Белшина» впервые на постсоветском пространстве выпустила цельнометаллокордную шину с посадочным диаметром 63 дюйма — у самого мощного БелАЗа, 450-тонника, будет белорусская шина.
  • «Белоруснефть» реализовала крупный проект по строительству электрической станции на Белорусском газоперерабатывающем заводе. С вводом этого проекта мы выполнили показатель по возобновляемым источникам энергии. Мы получаем товарную электроэнергию на базе экологически чистого и возобновляемого источника с годовым объемом до 55 млн. кВт×ч, что обеспечит дополнительную выручку в сумме 19,4 млн.долларов США в год. 
  • В ОАО «Лакокраска» приступили к эксплуатации нового производства фталевого ангидрида, увеличив мощности до 48 тыс. т в год.
  • Начала работу новая установка первичной переработки нефти АТ-8 на «Нафтане» , с ее вводом  объем переработки нефти увеличится до 12 млн.тонн в год.
  • ОАО «Гомельский химический завод» реконструировал цех фосфорной кислоты и перевел механическую подачу фосфатного сырья на пневмотранспорт. 
  • ОАО «СветлогорскХимволокно» расширил производств мягких разовых контейнеров типа «биг-бег»
  • ОАО «Полоцк-Стекловолокно» увеличил производительность печи, теперь  ее мощность увеличится с 15,3 до 17 тыс.тонн в год волокна из стекла марки «Е».

— Расскажите о планах на 2018 год

— В прогноз социально-экономического развития страны на 2018 год заложен темп роста ВВП на уровне 103,5%.  В своей деятельности концерн будет традиционно ориентироваться на  максимальную отдачу от всех направлений деятельности, улучшать производительность труда, повышать эффективность.  Работать над повышением качества и конкурентоспособности производимой продукции. 

В политике продаж мы будем стремиться обеспечивать максимальный объем реализации продукции на наиболее премиальных рынках и планомерно осваивать новые перспективные регионы сбыта нашей продукции. Что касается инвестиционных программ, обеспеченных источниками финансирования, то в 2018 году мы приложим максимум усилий на реализацию новых проектов модернизации. В первую очередь, мы не намерены останавливаться в том, что касается увеличения глубины переработки нефти и выхода светлых нефтепродуктов.

  • Продолжится строительство комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков в ОАО «Мозырский НПЗ» (завершение строительно-монтажных работ запланировано в 2019 году) и комплекса замедленного коксования в ОАО «Нафтан», строительств установок гидроочистки и производства водорода, входящих в состав этого комплекса. На Нафтане окончание строительно-монтажных работ по комплексу замедленного коксования запланировано в 2019 году.  
  • В ОАО «Могилевхимволокно» планируем завершить  первую очередь нового комплекса по выпуску полиэфирной продукции. 
  • Большой проект планируется к завершению в 2018 году на ОАО «Гродно Азот» - строительство производства азотной кислоты с реконструкцией действующего производства азотных удобрений и увеличением выпуска товарной продукции до 1,2 млн. тонн в год. Устаревшее энергоемкое оборудование будет заменено, что приведет к  снижению потребления ресурсов, уменьшено количество выбросов вредных веществ в окружающую среду, а также улучшены условия труда персонала. В этом году  ОАО «Гродно Азот» определит генерального подрядчика по проекту строительства нового азотного комплекса.
  • ОАО «Белшина» реконструирует подготовительный цех главного корпуса завода СКГШ, где будет создано производство цельнометаллокордных шин радиальной конструкции с посадочным диаметром до 63".  В этом году планируется поставить на серийное производство новые сверхкрупногабаритные ЦМК шины с посадочным диаметром 57"—63" и приступить к реализации второй очереди проекта. Вторая очередь - освоение производства ЦМК шин радиальной конструкции с посадочным диаметром 49"—51" (что позволит частично заместить объемы диагональных шин).
  • Продолжится обновление мощностей в ОАО «Светлогорск-Химволокно» и ОАО «Полоцк-Стекловолокно».

Светлана Гурина, главное управление экономики и финансов

— На предприятиях, входящих в состав концерна, проводится плановая модернизация, а значит, деньги нужны всегда. Какие инструменты финансирования выбирает концерн?

Светлана Гурина

— Мы никогда не были ограничены в привлечении разных инструментов кредитования. В приоритете всегда был и остается один принцип: ищем самый выгодный и самый дешевый для предприятия вариант. Большинство наших заводов формируют свою отчетность в соответствии со стандартами МФСО. Это позволяет привлекать финансы не только белорусских, но и иностранных банков. Кстати, когда НПЗ покупает оборудование (а это недешевые проекты), страна-поставщик предлагает и кредитные линии под выгодные проценты, как правило, ниже, чем в белорусских банках.

Используем и такой инструмент, как выпуск собственных облигаций предприятиями (ОАО «Белшина» и ОАО «Мозырский НПЗ»). Так, в декабре 2017 г. ОАО «Мозырский НПЗ» осуществлен выпуск корпоративных облигаций. Средства, полученные от продажи облигаций, будут направлены на финансирование инвестиционной программы предприятия.

Что касается использования нетрадиционных финансовых инструментов, таких как депозитарные расписки, следует отметить, что процедура их выпуска затруднена как сложностью самого механизма, его значительной стоимостью, так и недостаточной развитостью в республике институтов, участвующих в данном процессе.

Александр Коваленко,  главное управление внешнеэкономических связей, отдел поставки нефти, логистики и лицензирования экспорта нефтепродуктов

— Конкурентоспособность продукции на зарубежных рынках во многом зависит от правильной логистики. Какие логистические схемы поставки сырья и готовой продукции выстроены в концерне? Как вы будете совершенствовать логистику?

— Политика реализация продукции на экспорт строится из принципа наибольшей экономической эффективности, на конкурсной основе, а также по одноканальным схемам в регионы присутствия субъектов товаропроводящей сети концерна «Белнефтехим». При проведении конкурсов выигрывает то направление поставки, которое предусматривает доставку по наименее затратной логистической схеме. Так  реализуются, например, нефтепродукты производства белорусских НПЗ, отгружаемые через морские порты. Закупка самих транспортно-экспедиционных услуг по доставке продукции железнодорожным или автомобильным транспортом на таких приближенных к потребителю условиях, как DAP, DDP или CFR и CIF также осуществляется на конкурсной основе, обеспечивающей оптимальные логистические затраты при доставке продукции.

Оптимизацию логистических затрат при экспортных поставках в дальнее зарубежье нефтепродуктов и азотных удобрений обеспечивает система скидок на перевозку грузов, предусмотренных для белорусских грузоотправителей долгосрочными договорами с ЗАО «Белорусская нефтяная компания» и ОАО «Гродно Азот» с АО «Литовская железная дорога». Оптимизированы затраты на перевалку белорусских нефтепродуктов и азотных удобрений и в рамках долгосрочных договоров, заключенных с морскими терминалами в литовском порту Клайпеда.


Закупки сырья также осуществляются на конкурсной основе, обеспечивающей оптимальную логистику доставки при прочих равных условиях. Транспортировка основных объемов углеводородного сырья на белорусские НПЗ идет с использованием магистральных нефтепроводов. В этом году мы продолжим работу по внедрению информационно-аналитической системы «Логистика». Процессы перевозки грузов будут максимально автоматизированы. 

Ольга Самохвалова, главное управление производства и сбыта нефтепродуктов

— Специалисты «Белоруснефти» активно разрабатывают месторождения в других государствах. Могут ли эти проекты решить задачу стабильного поступления сырья на НПЗ в необходимых объемах и по оптимальной цене?

Ольга Самохвалова

— Реализуется совместный проект по добыче нефти на территории Венесуэлы. Совместное белорусско-венесуэльское предприятие АО «Петролера БелоВенесолана» добывает нефть на семи нефтяных месторождениях, а также на нефтяных залежах шести газовых месторождений.  За период деятельности СП добыло более 9 млн.тонн нефти.

Мы участвуем в двух добычных проектах в Эквадоре: разработке месторождения Армадильо и поисково-разведочных работах. Контракт на разработку предусматривает два этапа, включая четырехлетний период разведки и двадцатилетний период разработки и эксплуатации месторождения при условии открытия коммерческих запасов залежей нефти. В Российской Федерации работает дочернее предприятие РУП «ПО «Белоруснефть»  ОАО «НК «Янгпур», которое является владельцем лицензии на право пользования недрами лицензионного участка в Тюменской области.

— Как получилось, что в нашей стране, где своей нефти почти нет, работают специалисты, признанные одними из лучших в мире?

— Исторически так сложилось, что в Беларуси были высокоинтеллектуальные кадры. В том числе в нашей отрасли. У нас ведь тоже добывали нефть в значительных объемах. Вспомните печальную историю нещадной эксплуатации белорусских месторождений. В начале 70-х годов здесь добывали по 8 млн тонн, но такими методами, о которых остается только сожалеть: просто заводняли скважины. И когда белорусские месторождения истощились, перед учеными была поставлена сложнейшая задача — найти новые технологии добычи для наращивания объемов нефти.

Сегодня у нас прекрасные специалисты в БелНИПИнефть. Этот интеллектуальный сплав позволяет оказывать нефтесервисные услуги высокого уровня — от разведки до добычи.

— Каким вы видите стратегическое развитие НПЗ как поставщика не топлива, а нефтехимического сырья?

— Да, сегодня НПЗ производят не только моторные топлива, но и сырье для нефтехимической отрасли. Доля транспортных средств в потреблении топлива в мире уже не превышает 20%. Несмотря на увеличение количества электромобилей, авто с двигателями внутреннего сгорания и через 10 лет меньше не станет. Мы в ближайшие 3-4 года продолжим заниматься поиском новых химических производственных циклов и определением того, что будет востребовано. Через пятилетку в Беларуси стартуют новые проекты химического направления. Ежегодный рост потребления продуктов нефтехимии в мире составляет 3—4%. В этом нет ничего удивительного: растет численность населения на планете.

Игорь Ляшенко, председатель концерна

Игорь Ляшенко_председатель концерна Белнефтехим

— Каким вы видите стратегическое развитие НПЗ как  поставщика не топлива, а нефтехимического сырья?

— Сегодня наши НПЗ  производят и моторные топлива, и сырье для нефтехимии.  Это ароматические углеводороды, нефрасы, гачи и петролатум, рефлюкс и прямогонный бензин, которые претерпевают дальнейшие переделы с конечным выпуском лаков и красок, химических волокон, полиэтилена.   Я перечислил только некоторые, а всего НПЗ  выпускают около 100 наименований продукции. Мы, конечно,  понимаем, что в долгосрочной перспективе спрос на топливо будет снижаться, а потребность в нефтехимической продукции будет только возрастать. Поэтому в ближайшие три-четыре года концерн продолжит поиск новых химических производственных циклов и определением того, что будет востребовано.

При разработке дальнейшей стратегии развития белорусских НПЗ рассматриваем варианты производства нетопливных нефтехимических продуктов.  В частности, получит развитие нефтехимическое направление производства на базе завода «Полимир» ОАО «Нафтан». Здесь планируется строительство новых мощностей по пиролизу и газоразделению с выводом из эксплуатации установок по производству этилена и пропилена. Через пятилетку в Беларуси стартуют новые проекты химического направления. Ежегодный рост потребления продуктов нефтехимии в мире составляет 3—4%. В этом нет ничего удивительного: растет численность населения на планете. 

— Как влияет на работу концерна динамика цены на нефть?

— Для производства выгоднее стабильность, а не колебания цен. Мировые трейдеры подтвердят: этот рынок волатилен. При удорожании стоимости нефти контрактные цены на нефтепродукты опаздывают почти на месяц, а иногда и больше. Кроме того, в число наших приоритетов входит социальная защита населения, что выражается в сдерживании цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке. Так что не могу сказать, что рост цен на нефть приводит нас к мгновенной прибыли.  

Есть еще некоторые факторы, которые прямо влияют на себестоимость продуктов переработки.  Так  запасы нефти и так называемой «легкой» нефти истощаются. В мире возникает необходимость разработок новых месторождений с высокой себестоимостью добычи. В нефтепереработке в долгосрочной перспективе будет прослеживаться тенденция активного вовлечения в переработку тяжелых видов нефтей и битумов.

Считается, что центральную роль в мировой нефтепереработке сохранят технологические процессы по углубленной переработке нефтяного сырья – процессы замедленного коксования, гидрокрекинга и др. Причины – различия в уровне доходности с глубокой и неглубокой схемой переработки и необходимость переработки тяжелого сырья. В этой связи в качестве важнейших стратегических задач технологического развития до 2030 года ОАО «Мозырский НПЗ» и ОАО «Нафтан» ставят перед собой продолжение поэтапной модернизации нефтеперерабатывающих заводов.  Глубина переработки нефти и выход светлых дистиллятов увеличится за счет вовлечения в переработку низкодоходных темных нефтепродуктов.

— Поддерживаете ли вы развитие малого и среднего бизнеса в нефтехимии?

— В нашей отрасли предприятия очень зависят от поставки сырьевых ресурсов. Мы против необоснованного посредничества частных структур в этом направлении. Что же касается производственной деятельности — мы открыты для сотрудничества. Более того, «Могилевхимволокно», «СветлогорскХимволокно» и другие предприятия активно предлагают свои площадки малому и среднему бизнесу, приглашают разворачивать производства, привязывать их к нашим сырьевым потокам, чтобы создавать добавленную стоимость.

Мы готовы образовывать кластеры, декларировать долгосрочные обязательства в обеспечении сырьевыми и энергетическими ресурсами. Но большой активности частников в этой сфере не видно. И хотя арендаторы есть почти на всех предприятиях, большая работа в этом направлении еще впереди.


ТЕКСТ Ольга Спехова, Фото Дарья Хачирашвили

28 Февраля 2018
3425
Рейтинг: 4