— Глобальные изменения 15 — 20 и более лет назад в основном происходили в химии пленкообразующих материалов. Природные смолы заменяли на синтетические, повышая при этом качественные характеристики лакокрасочной продукции. Производители ЛКМ переходили от масляных олиф к алкидным смолам, от алкидных смол к эпоксидным и полиуретановым пленкообразователям. Сейчас таких активных изменений не происходит. Да, производители ЛКМ постоянно улучшают свои рецептуры, применяя новые виды пленкообразователей. Но основная активность развернулась в химии добавок для лакокрасочной промышленности. Для улучшения потребительских свойств лакокрасочных покрытий в мире производятся тысячи химических компонентов, которые в относительно небольших дозировках могут кардинально менять свойство покрытия. Эти добавки используются для модификации реологических свойств жидкого ЛКМ, для изменения его поверхностных свойств, для улучшения коррозионной стойкости покрытия и так далее. Увеличение влияния химии добавок приводит к увеличению рецептурного состава лакокрасочного материала. И это ощущает ОАО «Лакокраска». Если 10 — 15 лет назад средняя рецептура состояла из 10 — 12 компонентов, то сейчас их среднее количество уже перевалило за 20 и стремится к уровню 25 — 30 позиций на рецептуру.
Второе направление развития лакокрасочной отрасли (к сожалению, менее свойственное производителям на территории СНГ) — это увеличение доли возобновляемых видов сырья в рецептурах. Данное направление набирает популярность в Европе и Северной Америке. Некоторые производители достигли 75% доли возобновляемого сырья в своей продукции. Стали появляться заводы, которые используют в производстве только растительное сырье. Например, компания Wacker построила завод по производству этиленвинилацетатных дисперсий, сырьем для которого служит обычный тростниковый сахар.
Так что технологии в отрасли постоянно меняются. Два года назад мы запустили производство фталевого ангидрида, увеличив мощности до 48 тыс. т в год, и с точки зрения технологий и используемого оборудования «Лакокраска» остается лучшей организацией по производству фталевого ангидрида в регионе.
— Потребность во фталевом ангидриде растет в среднем на 3—4% в год — это неплохой рост по сравнению с другими отраслями. Основной поставщик ортоксилола — ОАО «Нафтан», которое обеспечивает около 50% от общей потребности в этом сырье. Вторую половину мы покупаем в России: на НПЗ в г. Кириши у «Сургутнефтегаза», в Башкирии у «Роснефти» и на заводе в г. Омске у «Газпромнефти».
— Малеиновый ангидрид содержится в отходящих газах, которые сегодня идут на сжигание. Строительство такого производства целесообразно только в том случае, если количество малеинового ангидрида в газах достаточно велико. Если его мало — капитальные вложения не окупятся.
Еще в 2011 году ОАО «Лакокраска» просчитывало целесообразность проекта по организации производства малеинового ангидрида. При планируемой мощности производства фталевого ангидрида (ФА) 55 000 т в год расчетная мощность производства малеинового ангидрида (МА) составляла до 2 000 т в год. Предварительные инвестиционные затраты составляли 11 млн долларов, а срок окупаемости проекта оценивался в 5,6 года.
После завершения в 2017 году реализации проекта «Техническое перевооружение производства фталевого ангидрида с увеличением мощности до 48 тыс. тонн в год. Строительство отделения дистилляции и технологической нитки «А» и ввода этого производства в эксплуатацию был проведен фактический анализ состава отходящих газов на содержание малеинового ангидрида.
Согласно результатам анализа цеховой лаборатории по производству ФА содержание МА составляет от 0,9 гр/нм3 до 1,5 гр/нм3, что соответствует 512—844 т в год.
Снижение содержания малеинового ангидрида в отходящих газах обусловлено применением в процессе производства фталевого ангидрида новых типов катализаторов, обеспечивающих повышенный выход готового продукта за счет снижения количества образующихся побочных продуктов (малеинового ангидрида).
Кроме того, необходимо учитывать, что реализация проекта предполагала выпуск нового продукта, которого тогда не было на рынке стран СНГ. В настоящее время планируется строительство следующих заводов по производству малеинового ангидрида:
Таким образом, снизив количество образующихся побочных продуктов и принимая во внимание ожидаемую высокую конкуренцию на рынке, мы пришли к выводу о нецелесообразности на данный момент производства малеинового ангидрида.
— Чтобы быть конкурентными на рынке ЕАЭС, мы обязаны представлять продукцию соответствующей себестоимости. Свинцовые пигменты хороши тем, что они дают качественный с точки зрения стойкости и долговечности цвет. Цвета, которые производятся без свинцовых пигментов, менее стойкие, быстрее выцветают. А стойкие несвинцовые пигменты в разы удорожают продукцию.
На внутреннем рынке пока большая часть потребителей предпочитает продукцию эконом- и субэконом-сегмента. Экономические факторы здесь превалируют над экологическими. В состав определенных цветов эмалей, грунт-эмалей, красок входят пигменты, содержащие свинец. Доля таких пигментов, используемых в производстве продукции, составляет до 5,5%.
Основной тенденцией и требованием к лакокрасочным материалам на мировом рынке является экологичность. На смену традиционным лакам и эмалям с высоким содержанием летучих органических соединений пришли экологически безвредные ЛКМ — на водной основе, порошковые, с высоким сухим остатком.
В своей экологической политике, с одной стороны, мы вынуждены учитывать влияние и требования рынка. С другой стороны, мы активно развиваем экологическое направление нашей продукции. В частности, водные материалы — наиболее динамично развивающийся сегмент, объем производства и реализации которого каждый год прирастает на 10—20%. Мы организуем и производим экологическую продукцию без свинцовых пигментов для тех потребителей, которые поставляют свою продукцию на европейский рынок (это в основном предприятия минпрома), где эти требования актуальны.
Требования к лакокрасочной продукции в ЕАЭС в перспективе приблизятся к европейским. Ведь краска — это фактически раствор. Разница в том, на чем сделан раствор краски: на воде либо органическом растворителе. Кроме ухода от вредных пигментов, есть еще одно направление повышения экологичности: сокращение летучих органических соединений (ЛОС) в красках на основе органических растворителей. Мы работаем над созданием новых материалов, где содержание ЛОС уменьшается с 50—40% (в настоящее время) до 20—10% (в перспективе).
— Предприятия министерства промышленности имеют сформированную техническую базу для нанесения лакокрасочных покрытий. Исходя из технических возможностей линий окраски, каждое предприятие формирует свое индивидуальное техническое задание, в котором определяются физико-химические требования к жидкому лакокрасочному покрытию, к получаемой лакокрасочной пленке, а также технологические требования к нанесению ЛКМ.
Требования к потребительским, эксплуатационным свойствам отличаются по твердости материалов, стойкости к воздействию разных сред и в зависимости от того, где эксплуатируется техника. Одним важна устойчивость к царапинам, выгоранию на свету, другим — декоративные свойства (блеск, палитра и т.д.). Так что унификации здесь быть не может — не существует ни одинаковых технических требований к ЛКМ, ни одинаковых лакокрасочных материалов. И, несмотря на применение однотипных лакокрасочных материалов и схожесть технологических процессов по нанесению лакокрасочного покрытия, ОАО «Лакокраска» разрабатывает новые виды продукции индивидуально для каждого предприятия. Технические требования к применяемым ЛКМ содержат десятки параметров, и ОАО «Лакокраска» стремится все их выдерживать.
Для каждого предприятия минпрома мы разрабатываем десятки персональных материалов, ведь каждый элемент может краситься отдельным материалом. За пять лет активной работы с Минским автомобильным заводом мы освоили около пяти материалов для различных поверхностей и элементов, сейчас ведем разработки для окраски кабин автомобилей и автобусов. Это длительный и сложный процесс.
Сам процесс получения допуска материалов ОАО «Лакокраска» на окрасочную линию состоит из нескольких этапов, например лабораторные, опытно-промышленные или расширенные промышленные испытания. На каждом этапе проводится верификация разработанной продукции, и после прохождения всех стадий тестирования ОАО «Лакокраска» может получить допуск к конкурсным торгам на поставку ЛКМ.
— Эмаль АК-555 производства ОАО «Лакокраска» предназначена для разметки проезжей части автомобильных дорог общего пользования с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием. Эмаль обладает хорошей белизной, высокой твердостью, эластичностью, седиментационной устойчивостью, быстрым высыханием, прекрасной адгезией к асфальту и бетону, высокой сопротивляемостью к износу. В целях повышения износостойкости разметки и обеспечения видимости горизонтальной дорожной разметки в условиях темного времени суток для отражения луча, падающего от фары автомобиля, в эмаль можно вводить светоотражающие стеклянные микрошарики.
Основной цвет краски для разметки дорог — белый. Но есть также желтая, черная, зеленая и красная краска. Нам интересен этот продукт в первую очередь из-за больших объемов заказа. В общем объеме реализуемых лакокрасочных материалов краска для разметки дорог занимает около 20% — это приблизительно 2 тыс. т в год. Основные поставки осуществляются организациям ОАО «Управляющая компания холдинга «Белавтодор».
— Наше предприятие — это большой химический завод, который занимается выпуском разных видов продукции. В тоннаже краска занимает около 15%. В деньгах, конечно, больше. Для краски главный рынок — Беларусь. Здесь мы активно пользуемся силой бренда и логистическими преимуществами. На рынок Республики Беларусь поставляется полный ассортимент лакокрасочных материалов, полуфабрикатные лаки и фталевый ангидрид.
На экспорт в основном реализуем фталевый ангидрид и полуфабрикатные лаки. Фталевый ангидрид отправляем в более чем 30 стран мира, его основные потребители — Европа, страны Азии (Пакистан, Индия), Россия.
Для полуфабрикатных лаков наиболее интересными являются рынки Украины, России, Узбекистана, Молдовы.
— В настоящее время на предприятии реализуются несколько направлений работы. Первое направление — работа с предприятиями министерства промышленности. Мы создаем двухкомпонентные эмали для ОАО «Минский тракторный завод», однокомпонентные грунт-эмали для краски шасси и двигателей ОАО «Минский автомобильный завод» и ОАО «Минский моторный завод» соответственно, финишные эмали для ОАО «Гомсельмаш». Второе направление — комплекс антикоррозионных материалов для предприятий концерна «Белнефтехим». Это грунт-эмаль на эпоксидной основе и финишное полиуретановое покрытие. И третье направление — грунт-эмаль по ржавчине с молотковым эффектом, однокомпонентная цинконаполненная грунт-эмаль, лак по камню. Эта продукция востребована в розничной торговле, и мы работаем над расширением ассортимента для торговых сетей.
— Первая задача — стабилизация финансового положения предприятия, снижение кредитного портфеля, снижение затрат на производство.
Второе направление — коммерческое. Мы видим те рынки, которые для нас являются преимущественными, и знаем те продукты, которые должны развивать, чтобы присутствовать на этих рынках. Мы отрабатываем рынок Беларуси по конкретным продуктовым линейками и брендам, которые сами создаем. Прорабатываем рынки Украины и Российской Федерации. Наша задача — максимально увеличить доли на этих рынках.
Третье направление — создание новых материалов, в первую очередь, на базе оборудования, которое уже имеется. Есть программа разработки новых материалов, определена группа специалистов, которые занимаются только инновациями в рамках лабораторной работы: созданием рецептур, проведением испытаний данных материалов. Под эти разработки у нас предусмотрена инвестиционная программа: строительство мощностей, которые позволят выпускать новые материалы.
— Защита материалов от поражения ржавчиной является обязательной мерой перед введением конструкций и отдельных деталей в эксплуатацию. Запланированные исследовательские работы на ОАО «Лакокраска» в области создания антикоррозионных лакокрасочных материалов позволят уменьшить количество наносимых слоев покрытия с 5—6 до 2—3, сократить выбросы органических компонентов в атмосферу, увеличить срок службы покрытия до 15 лет, снизить затраты при применении материалов за счет нанесения малого количества слоев с большей толщиной пленки. Это в конечном итоге позволит потребителю сократить затраты непосредственно на окрашиваемом объекте.
В области промышленных материалов основным направлением развития будут повышение защитных и декоративных свойств покрытий и снижение затрат при нанесении ЛКМ. Наиболее часто промышленные предприятия используют лакокрасочные материалы с температурой сушки от 100 до 135 °С. Плановая работа ОАО «Лакокраска» по созданию новых промышленных ЛКМ позволит снизить температуру сушки до 60 °С, увеличить срок службы покрытия в 1,5—2 раза, применять лакокрасочные материалы на основе воды, что даст возможность уменьшить выбросы органических компонентов в атмосферу.
Традиционные эмали для разметки дорог дают от 25 до 30% выбросов от массы материала и служат в среднем до полугода. Внедрение двухкомпонентных ЛКМ с 100-процентным сухим остатком для разметки дорог (холодных пластиков) позволит увеличить срок эксплуатации дорожной разметки до трех лет и снизить выбросы вредных веществ в атмосферу практически до нуля.
ФОТО Виктория Анискевич-Клопоцкая, Игорь Рубан