Благодаря комплексу замедленного коксования ОАО «Нафтан» наладило выпуск нефтяного кокса. Однако внимания достоин еще один продукт переработки нефтяных остатков — тяжелый газойль коксования. Его последующая переработка, которую предложили нафтановские рационализаторы под руководством главного инженера предприятия Юрия Кривача, позволяет получать дополнительный объем высокомаржинальной продукции с ожидаемой прибылью более 7 млн долларов в год.
Точка кипения
Нефтяной кокс — основной продукт процесса замедленного коксования нефтяных остатков, однако образуется еще и промежуточный — тяжелый газойль коксования (ТГК).
Выглядит он весьма привлекательно: кажется, что в лабораторной пробирке оказались рубины из тиары английской королевы. Зрелище завораживает, но ненадолго. При хранении ТГК становится черным в силу того, что содержит много предельных углеводородов и легко окисляется. По фракционному составу ТГК можно сравнить с вакуумным газойлем.
На других НПЗ с тяжелым газойлем особо не церемонятся. Или отправляют на рецикл, возвращая в процесс коксования со снижением его выхода, но увеличением объемов кокса. Или, наоборот, минимизируют выход кокса, забирая ТГК из процесса на максимуме кипения (500 °С). По словам главного технолога ОАО «Нафтан» Артема Дудника, в дальнейшем переработка такого продукта крайне затруднительна. Его судьба — топочный мазут или компонент судового топлива.
До последней капли
Предложение рационализаторов-нафтановцев позволяет повысить коэффициент полезности ТГК и перерабатывать его с максимальной прибылью.
Изначально была изучена техническая возможность вовлечения ТГК в сырье комплекса «Гидрокрекинг». Один минус — общая производительность установки «Юникрекинг» снижалась бы со 141 тонны в час до непозволительных 110 тонн. Но и продавать ТГК как компонент мазута — тоже не выход.
— Было найдено альтернативное решение — перерабатывать газойль коксования на нашей установке мягкого гидрокрекинга (МГК), — поясняет Артем Дудник. — Минимальная конверсия, которая была заложена, превышала 25%. На деле получилось больше — 40%. Именно с таким результатом мы забираем из ТГК дополнительное количество светлых нефтепродуктов. Оставшиеся 60—70%, которые можно было «утопить» в мазуте, теперь превращаются на МГК в гидроочищенный вакуумный газойль с низким содержанием серы (не более 150 ррм). А это уже товарный продукт с более высокой стоимостью. Ожидается, что годовой экономический эффект от такой дополнительной переработки превысит 7 миллионов долларов.
Многопрофильные мощности «Нафтана» в очередной раз выручили. Не осталась в стороне и проверенная временем «первичка» АВТ 2, где используется система регулирования подачи тяжелого газойля коксования на МГК.
Качество
Технологи добились стабильного качества ТГК. С первых дней пусконаладочных работ на установке замедленного коксования тяжелый газойль был вовлечен в процессы дополнительной переработки с конверсией до 40% светлых нефтепродуктов. Топливо, которое дополнительно получают из ТГК, соответствует всем стандартам качества, классу Евро 5.
Службы предприятия сработали оперативно. Заводская проектная служба выполнила перерасчет оборудования на задействованных установках. Силами отдела главного механика проведены дооборудование емкостей и адаптирование технологической схемы на установке МГК. Служба главного метролога обеспечила подготовку и настройку схемы дозирования ТГК на установке АВТ 2. Служба материально-технического обеспечения оперативно закупила каталитическую систему реакторного блока.
ФОТО Татьяна Зенько