— Основу нашей деятельности составляет соблюдение требований промышленной безопасности. При осуществлении транспортировки нефти во главу угла ставим надежность и безопасность этого процесса. Все, что связано с нефтью, требует предельно внимательного отношения, ведь последствия возможных инцидентов могут нанести непоправимый вред окружающей среде в виде загрязнения сельскохозяйственных земель, лесного фонда и акваторий, гибели флоры и фауны. То есть ущерб может коснуться тех отраслей, которые занимают важное место в структуре ВВП страны. Мы вкладываем средства в надежность нефтепровода, внедряем технологии, которые позволяют минимизировать отрицательное воздействие на природу. Это превентивные меры, поскольку с точки зрения и экологии, и экономики проще предупредить аварию, чем потом устранять ее последствия.
Суть эколого-экономической политики ОАО «Гомельтранснефть Дружба» в том, что мы инвестируем в надежность и безопасность нефтепровода, чтобы свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду в процессе деятельности предприятия.
— Автоматизация процесса транспортировки нефти — это действительно своеобразная профилактика предупреждения аварий. Любая авария развивается от момента возникновения до момента обнаружения и локализации. В части локализации регламенты четко описывают время выезда, развертывания спецсредств на месте, сбора нефти и так далее — эти действия отработаны персоналом аварийно-восстановительных служб.
Самое важное — сократить период между возникновением и обнаружением аварии. И это достигается за счет средств автоматики и телемеханики. Предприятие использует системы управления магистральным нефтепроводом, которые обеспечивают мониторинг параметров работы объекта в реальном времени. В случае поступления информации о разгерметизации интеллектуальная система обнаружения утечек сигнализирует об этом. С помощью средств телемеханики осуществляется управление запорной арматурой, что позволяет перекрыть трубопровод в нужных точках и ограничить выбросы нефти.
Модернизацию систем управления, мониторинга и контроля мы ведем непрерывно. С 2018 года в ОАО «Гомельтранснефть Дружба» перешли на оптические системы связи и получили доступ к информации практически в реальном времени. По сравнению с медными системами, которые для обработки сигнала требовали задержки и синхронизации во времени, это качественное улучшение доставки данных. С 2019 года мы постепенно меняем контроллеры телемеханики по всей трассе, благодаря чему появилась возможность чаще опрашивать датчики, ускорить реагирование на изменение тех или иных параметров нефтепровода. Также создаем резервную систему связи, основанную на цифровых технологиях.
Анализ аварийных ситуаций показывает, что за счет внедрения и совершенствования этих систем удалось сократить время от возникновения до обнаружения утечки. Если раньше аварии сопровождались существенными выбросами нефти, то сейчас эти значения остаются в пределах нескольких десятков кубометров, что сокращает затраты на локализацию и последующие меры по восстановлению исходного состояния природы.
— Процесс наполнения и слива резервуарного парка, так называемого дыхания резервуаров, сопряжен с наибольшими технологическими потерями нефти при транспортировке. Вместе с тем на резервуарный парк приходится весомая доля выбросов в атмосферу. Совокупное поступление нефти в резервуарный парк ввиду особенностей технологического процесса прокачки составляет около 6 млн т в год, или 10% транспортируемого сырья.
Испарение нефти негативно сказывается не только на экологии, но и на экономике предприятия — ежеквартально мы платим экологический налог на сумму фактических выбросов. Чтобы сократить эти выбросы, ОАО «Гомельтранснефть Дружба» осуществляет поэтапную модернизацию резервуарного парка ЛПДС «Мозырь». Из структуры парка выведены почти все резервуары, построенные ранее с применением газоуравнительной системы. Ее суть заключается в том, что емкости соединены между собой трубопроводом и при наполнении одной из них испарившиеся из нефти газообразные углеводороды переходят в другую. Когда давление превышает допустимое, срабатывают клапаны — и все это выбрасывается в атмосферу. Из последних восьми стальных резервуаров с такой классической схемой сегодня остаются два. В следующем году они будут выведены из эксплуатации, и в резервуарном парке останутся только емкости с плавающей крышей либо понтоном. Их преимущество в том, что лежащие на поверхности нефти конструкции движутся вместе с ней, исключая ее прямой контакт с воздухом и сводя к минимуму испарение. Благодаря применению этих технологий выбросы в атмосферу уменьшаются в 5—10 раз.
— Аварийность на нефтепроводе постоянно снижается с момента ввода его в эксплуатацию. Мы повсеместно ведем работы по реконструкции и модернизации, применяя современные технологии. Следовательно, новые участки трубопровода по надежности в разы превышают те, что были построены в советское время.
Самое главное — качество металла и изоляции. Поставляемая для строительства магистрального нефтепровода труба имеет необходимые сертификаты. Для ее изготовления используются высокопрочные легированные стали. Заводское изоляционное покрытие обеспечивает более высокие показатели прочности и более длительные сроки эксплуатации. При этом исключен человеческий фактор, когда нанесение изоляции ручным способом может повлечь отсутствие адгезии или разрушение слоя.
Усовершенствованы и методы контроля: на смену визуальному осмотру давно пришли радиография и ультразвук. При их применении можно быть уверенными в качестве тела трубы, изоляции и сварных соединений. Контроль с применением этих методов — стандартная процедура, без которой не принимается ни один сварной стык при монтаже.
Все эти методы и меры позволяют поддерживать эксплуатируемые участки нефтяной магистрали в безопасном состоянии, а значит — свести на нет возможные аварийные ситуации.
— Любой проект ОАО «Гомельтранснефть Дружба» реализуется с соблюдением экологических требований. Для сокращения влияния на окружающую среду мы специально выбрали трассу прохождения нефтепровода «Гомель — Горки» в междуречье Днепра и Сожа, что позволяет избежать пересечения водных преград.
Стоит отметить, что с пуском нефтепровода за счет перехода с железнодорожного на трубопроводный транспорт для доставки сырья между Мозырским НПЗ и «Нафтаном» существенно сократится влияние на экологию. Трубопроводный транспорт сегодня является самым экологичным: нефть находится в замкнутом пространстве — в трубе под землей — и транспортируется без вспомогательных механизмов. При использовании подвижного состава, учитывая технологию слива-налива железнодорожных цистерн, выбросы в окружающую среду в десятки раз выше, чем при задействовании трубопроводов.
— Действительно, с января 2020 года транзит нефти магистральными трубопроводами по территории нашей страны признан объектом налогообложения. Введение экологического налога более чем оправдано, поскольку Беларусь — страна с повышенной экологической ответственностью. Транзитные направления магистрального нефтепровода проходят от границы с Россией до границ с Польшей и Украиной, пересекая крупнейшие реки — Днепр, Припять, Сож, транспортные артерии и сельскохозяйственные угодья и пролегая через Припятский национальный заповедник с его уникальными природными ценностями. Беларусь имеет международные обязательства по значительному снижению темпов утраты биоразнообразия в глобальном, региональном и национальном масштабах.
Конечно, налоги — это дополнительная финансовая нагрузка для ОАО «Гомельтранснефть Дружба», но мы экологически ответственная компания и при осуществлении своей деятельности всегда придерживаемся принципов экологической безопасности и рационального природопользования.
ТЕКСТ Татьяна Лозко
ФОТО Татьяна Лозко, из архива ОАО «Гомельтранснефть Дружба»