Когда-то проект по строительству в Бобруйске крупнейшего в Европе предприятия по производству шин называли «амбицией всесоюзного масштаба». Во времена СССР Белорусский шинный комбинат активно развивался, поставлял свою продукцию в страны обоих полушарий и, можно сказать, проблем не знал. Ситуация резко изменилась в 1990-х. После распада Советского Союза предприятие теряет рынки сбыта, объемы производства значительно сокращаются, устаревшее оборудование требует обновления, долги растут, люди сидят без работы. Если раньше комбинат был в центре внимания и заботы огромной страны, то сейчас оказалось, что рассчитывать приходится только на собственные силы... За минувшие 30 лет «Белшина» прошла сложный, но верный путь к новым производственным успехам.
ГОСПОДДЕРЖКА
Именно в тот момент, когда, теряя дееспособность и не понимая, куда двигаться дальше, закрывались десятки, сотни заводов в бывших союзных республиках, Белорусский шинный комбинат получает государственную поддержку. Это позволяет в 1994 году начать здесь техническое перевооружение с расчетом на перспективное расширение ассортимента выпускаемой продукции, актуальной во все времена.
В частности, предусматривалось, и это удалось, нарастить мощности по выпуску сельскохозяйственных шин до 150 тыс. штук в год, шин для легкогрузовых автомобилей — до 700 тыс., а также наладить производство цельнометаллокордных (ЦМК) шин на экспериментальном участке с ежегодным объемом 1,5 тыс. штук. Уже в 1995 году шина размера 175/70R13 модели Би-391 категории скорости Н была признана лучшей в СНГ и удостоена золотой медали на международной специализированной выставке!
Одно из знаковых для предприятия событий произошло 7 мая 1998 года: ОАО «Белшина» впервые посетил Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. Следующий визит состоялся в августе 2001 года. Посещая производственные площадки, Глава государства заинтересовался новинками градообразующего предприятия. На выставочном стенде он ознакомился с образцами продукции шинного комбината.
Общаясь с коллективом, Александр Лукашенко подчеркнул, что шинникам предстоит еще больше работать для оздоровления финансового состояния комбината, искать резервы для снижения цены и повышения конкурентоспособности продукции.
В начале 2000-х «Белшина» приступила к реализации первого инвестиционного проекта — «Техническое перевооружение завода массовых шин», которым предусматривались освоение производства грузовых радиальных ЦМК шин с посадочным диаметром 17,5 — 22,5 дюйма и модернизация производства шин для легковых автомобилей. В рамках проекта было закуплено современное заготовительно-сборочное и вулканизационное оборудование, а также оборудование для инспекции качества шин. Благодаря проекту потребителям была презентована линейка шин нового поколения под брендом Artmotion.
Всего за несколько лет удалось полностью реализовать проект «Техническое перевооружение завода крупногабаритных шин». В итоге предприятие увеличило ассортимент и объемы производства широкопрофильных сельскохозяйственных шин радиальной конструкции с низким удельным давлением на почву для самоходной энергонасыщенной отечественной и импортной сельхозтехники.
К 2005-му предприятие вышло на прибыль. В 2006-м рентабельность превысила 32%, а продукции было продано вдвое больше, чем в 2005-м. Среди шинных заводов бывшего СССР ОАО «Белшина» стало лидером по объему выручки от реализации продукции.
ЛУЧШЕЕ СПАСИБО
В начале 1998 года «Белшина» выпускала около 150 типоразмеров шин, сегодня — уже более 300. Отечественного производителя этой продукции знают в каждом уголке Беларуси и далеко за ее пределами. Если 30 лет назад у него был один бренд — Belshina, то в 2024-м популярность набирают и другие, например в сегменте легковых шин, — Artmotion, Artmotion HP, AstartA SUV, Artmotion Snow, AstartA Snow SUV, Artmotion All Seasons. Опять-таки о сравнении: в середине 1990-х максимальный посадочный диаметр выпускаемых в Бобруйске шин достигал всего 13—14 дюймов, а сегодня на предприятии разработана и поставлена на серийное производство линейка шин с посадочным диаметром до 20 дюймов. Собственно, легковой ассортимент «Белшины» способен удовлетворить практически любые запросы потребителя. Это готово подтвердить и ЗАСО «БЕЛДЖИ», которое с первых дней выпуска автомобилей Geely комплектует их именно белорусскими шинами.
Кстати, на данный момент на заводе массовых шин ОАО «Белшина» за одну смену способны выпускать более 400 шин против 120 времен 30-летней давности.
В наши дни вместо 35 старых сборочных станков здесь работают девять новых современных комплексов. Качество продукции под жестким контролем.
— После техперевооружения ощутимо вырос спрос на нашу продукцию, увеличилось количество положительных отзывов от потребителей, а рекламаций становится все меньше и меньше. Это лучшее спасибо, — отметила начальник конструкторско-технологического отдела ЗМШ ОАО «Белшина» Тамара Бойко.
РЕКОРДЫ
Еще одна историческая дата в летописи предприятия — 30 сентября 2017 года. На заводе сверхкрупногабаритных шин в рамках инновационного проекта по созданию производства радиальных ЦМК шин с посадочным диаметром до 63 дюймов изготовлена первая в Беларуси и странах СНГ радиальная бескамерная шина размера 59/80R63 модели Bel-190 с карьерным рисунком протектора.
Это самая большая шина, которая сегодня выпускается в мире! Ее высота более 4 метров, ширина 1 метр 47 сантиметров, вес 5 тонн 770 килограммов. Шина предназначена для комплектации самосвалов особо большой грузоподъемности (до 450 тонн) ОАО «БЕЛАЗ», а также зарубежной карьерной техники. Над созданием мегашины мирового масштаба трудились сотни бобруйских шинников.
Отдельно следует отметить инвестиционный проект по созданию ЦМК шин с посадочным диаметром 25 — 29 дюймов на заводе крупногабаритных шин.
Именно на шинах «Белшины» экипаж команды «МАЗ-СПОРТавто» стал победителем ралли-рейда «Шелковый путь — 2023».
На современном этапе продукция «Белшины» успешно поставляется в Казахстан, Кыргызстан, Азербайджан, Таджикистан, Афганистан, Грузию, Туркменистан, ОАЭ, Иран, Пакистан. В качестве перспективного сегмента дальней дуги рассматривается Африка. Специалисты предприятия прорабатывают варианты возобновления взаимоотношений и увеличения продаж в адрес контрагентов из Египта, ЮАР, Зимбабве.
УНИКАЛЬНОСТЬ
Новые технологии, новые типоразмеры шин, новые виды продукции... В 2022 году республиканские СМИ растиражировали и непрофильную разработку «Белшины» — хоккейные шайбы. Увидев их 17 июня 2022 года во время очередного рабочего визита на предприятие, Президент Беларуси Александр Лукашенко отметил: «Молодцы, я не знал. Хорошее дело!»
В чем еще уникальность «Белшины»? Конечно, в людях — в работниках, которые из поколения в поколение сохраняют и передают традиции белорусских шинников.
— На «Белшине» трудится много династий, общий стаж некоторых из них превышает 100 лет, — говорит генеральный директор Александр Ковалёв. — Мне очень приятно подписывать приказы о приеме на работу молодых специалистов, зная, что когда-то их бабушки или дедушки начинали на нашем предприятии, а сегодня проходную ежедневно переступают родители. Мы благодарны всем, кто стоял у истоков создания предприятия, и будем поддерживать тех, кто пополняет наши ряды сегодня.
Например, бобруйчанка Алина Вихрова после окончания Международного государственного экологического института имени А.Д. Сахарова Белорусского государственного университета вернулась на малую родину. «Белшина» — ее первое место трудоустройства.
— Для меня это — работа мечты, — улыбается инженер — проектировщик отдела проектирования Алина Вихрова. — Я здесь почти год и считаю, что повезло во всем: здесь самый замечательный коллектив, у меня хороший наставник, который поддерживает и помогает в развитии. Быть частью знаменитого на весь мир предприятия — огромная честь и в то же время ответственность. Стараюсь соответствовать и ни в чем не подводить ни коллег, ни руководство.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Шины «Белшины» в буквальном смысле готовы к любым поворотам. Команда профессионалов ежедневно изучает требования современного рынка — мимо специалистов не проходит ни одно достижение мировой шинной промышленности. Стопроцентное качество, разнообразие ассортимента, топовые новинки — такой результат дает только командная работа.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что стабильность и перспективы отечественному производителю шин обеспечивает реализация продуманных, взвешенных программ и принятых за минувшие 30 лет решений.
Работы здесь много, работу здесь любят — а значит, в судьбе белорусской шины будет еще много триумфов.
ФОТО Маргарита Гацко, архив газеты «Шинник»