Поиск

Поток

Андрей Вериго: «Необходим новый уровень безопасности, при котором ситуации, подобные апрельской, будут исключены»

24 Июня 2019
Андрей Вериго: «Необходим новый уровень безопасности, при котором ситуации, подобные апрельской, будут исключены»

Безопасность, надежность и эффективность — три аспекта, в соответствии с которыми строилась работа гомельского нефтепроводного предприятия с момента его образования. Эти направления остаются актуальными в сфере транспортировки углеводородного сырья и сегодня, однако ситуация с загрязнением нефти хлорорганикой внесла некоторые коррективы в подходы по обеспечению безопасного и надежного функционирования нефтепровода.

О приоритетах развития предприятия рассказывает первый заместитель генерального директора — главный инженер ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Андрей Вериго.

 заместитель генерального директора — главный инженер ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Андрей ВЕРИГО о грязной нефти и не только

— Андрей Брониславович, в каком режиме сегодня работает предприятие и как реализуется дорожная карта по замещению некачественной нефти в нефтепроводе «Дружба»?

— В соответствии с мероприятиями дорожной карты, которая была согласована с российскими коллегами, ОАО «Гомельтранснефть Дружба» осуществляет замещение некондиционной нефти следующим образом. Поступающая с российской стороны чистая нефть движется по нитке трубопровода DN1000 до ЛПДС «Мозырь», оттуда перенаправляется по ниткам DN600 и DN700 до НПС «Кобрин», где «разворачивается» и идет по нитке DN800 через НПС «Туров» снова в Мозырь, откуда опять же по DN800 поступает обратно в Унечу. Таким образом, подавая чистую нефть по сформированному кольцевому маршруту, мы выталкиваем грязную нефть в Российскую Федерацию. Осуществление реверса по DN800 прибавило хлопот диспетчерской службе: если раньше работали на прием углеводородов из России, а также с Речицкого месторождения и на сдачу в направлении Мозырского НПЗ, Украины и Польши, то сегодня принимаем с трех направлений — прибавилось западное — и дополнительно осуществляем сдачу в Унечу.

— Когда планируете вытеснить некондиционную нефть из системы ОАО «Гомельтранснефть Дружба»?

цитата

— На 15 июня в Россию вытеснено 530 тыс. т нефти из 850 тыс. т, находящихся в системе гомельской «Дружбы». 9 июня завершено замещение нефти в двух нитках западного участка в объеме 275 тыс. т, возобновлена транспортировка чистой нефти в направлении Польши по трубам DN600 и DN700 режимом 75 тыс. т в сутки. Из экспортного объема на границе с Республикой Польша согласно дорожной карте отбирается около 10 тыс. т в сутки для замещения грязной нефти в третьей нитке DN800 в направлении Мозыря. Весь западный участок планируем освободить до конца июня, останется отрезок Мозырь — Унеча. Дорожная карта предусматривает окончание работ по вытеснению некондиционной нефти 15 августа. Российская сторона увеличила лимит приема нефти в Унече, так что есть все предпосылки справиться досрочно и уже в июле обеспечить вытеснение всей грязной нефти из системы ОАО «Гомельтранснефть Дружба».

ЛПДС «Мозырь». Насосная станция
ЛПДС «Мозырь». Насосная станция

 

— Как оцениваете состояние нефтепровода с учетом работы в реверсивном режиме?

— То, что нефтепровод работает в реверсивном режиме на участках Адамова Застава — Мозырь и Мозырь — Унеча, уже говорит о его удовлетворительном состоянии. Перед запуском мы произвели определенные расчеты, в том числе с помощью автоматизированного программного комплекса, разработанного НИИ «Транснефть» и внедряемого у нас на предприятии. Комплекс программно-технических средств подключен к датчикам давления и температуры на трассе, видит состояние линейной и станционной части, резервуарного парка, берет во внимание различные факторы (геодезию и другие) и на основе собранных данных моделирует работу нефтепровода. С помощью этого комплекса мы выполнили расчет реверса на отрезке от Мозыря до Унечи — безопасность данного режима была подтверждена. Также произвели расчет кольцевой перекачки протяженностью 880 км с реверсом через НПС «Кобрин» и НПС «Туров». Расчет могли выполнить и вручную, однако в этом случае не учли бы некоторые факторы безопасности — к примеру, проходящее давление в приграничной зоне. Компьютерное моделирование выявило эти недостатки, что позволило получить более точные расчеты.

На практике мы видим, что давление на участках, которые работают в реверсивном режиме, не типичное — оно повышено в несколько раз. Стоит понимать, что трубопровод по своей структуре телескопичен: секции укладываются таким образом, чтобы на выкиде насосных станций, где давление высокое, стенка была максимальной толщины, а на приеме следующей станции она тоньше, поскольку давление снижается линейно. Вместе с тем анализ состояния нефтепровода показывает, что он способен обеспечивать безопасную перекачку углеводородного сырья и при обратном движении.

— Как осуществляется диагностика трубопровода после инцидента с поставками нефти с высоким содержанием органических хлоридов?

— В связи со сложившейся ситуацией в ОАО «Гомельтранснефть Дружба» подготовлен график дополнительных диагностических работ. При этом на особый контроль взяты участки нефтепровода, расположенные на открытой местности и подвергающиеся нагреву, а также резервуарный парк. Проводится еженедельный мониторинг толщины стенки на восьми участках трубопровода и в двух резервуарах, в которых до сих пор хранится нефть с показателем содержания хлорорганики более 200 ppm. По результатам мониторинга в мае не выявлено заметных изменений толщины стенок резервуаров и трубопровода. Одновременно выполняются диагностика магистральных агрегатов на насосных станциях, контроль герметичности запорной арматуры и состояния уплотнителей там, где существует вероятность влияния органических хлоридов.

Своевременная диагностика — важный фактор безопасности и надежности нефтепроводной системы. Группа диагностики при отделе эксплуатации является внутренним подразделением предприятия, обеспечивающим анализ внутритрубной диагностики, дополнительный диагностический контроль при проведении работ, технический надзор за объектами строительства магистрального трубопровода. Но это не лаборатория в общепринятом смысле. Чтобы получить доверие контролирующих органов и партнеров, нужна аккредитация по стандартам ИСО-17025. Мы ведем работу и в этом направлении: к концу года планируем создать аккредитованную лабораторию, расширить сферы деятельности до радиографического контроля и полностью перейти на контроль сварных стыков своими силами. Для этого приобретается оборудование, уникальное для нашей страны. Аккредитованная лаборатория неразрушающего контроля сможет осуществлять все виды работ, в том числе для сторонних организаций, с выдачей документов международного образца и с международным уровнем доверия.

Если коснуться внутритрубной диагностики в плане предотвращения рисков аварий, в 2019 году предприятие намерено наверстать некоторые упущения за прошлые годы. В текущем мы планируем выполнить диагностику около 80% всех трубопроводов. На востоке это весь участок от границы с Россией до ЛПДС «Мозырь», на западе — трубы DN700 и DN800, на юге — также весь участок Мозырь — Броды.

— В силу полувековой давности постройки трубопровода износ основных средств составляет более 60%. Как продвигается замена аварийных участков?

цитата

— Мы планомерно осуществляем замену аварийных участков, однако в этой части хотелось бы отдельно осветить возникшую в последние годы проблему. Надежность и безопасность в целом — это не просто работа нефтепровода и выполнение технических параметров, обеспечивающих отсутствие аварий, это еще и взаимодействие с окружающей действительностью.


В своей деятельности мы руководствуемся «Правилами охраны магистральных трубопроводов». Они устанавливают охранную зону в 50 м, в которой запрещается нахождение сторонних субъектов, позволяя нам эксплуатировать нефтепровод. Прописанные в СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы» зоны минимальных расстояний — это 100, 150, 200 м от трубопровода — были рассчитаны еще в советские времена в целях обеспечения безопасности людей вблизи нефтепровода. Однако процессы дебюрократизации сделали эти требования необязательными для соблюдения со стороны органов местной власти, и с развитием градостроения и сельского хозяйства границы населенных пунктов подошли вплотную к трубопроводной системе. Когда два года назад мы передали схемы размещения наших объектов в Белорусскую национальную геоинформационную систему, контролирующие органы, Госпромнадзор и прокуратура увидели, что по всей стране трубопроводы оказались вблизи населенных пунктов. Примеров много. Это и всем известная деревня Ольшаны в Пинском районе, фермерские хозяйства которой расположены «на трубе», и десятки других поселков, мелких хуторов и дачных кооперативов.

Проблема актуальна, поскольку сдерживает наши возможности по реконструкции нефтепровода. Есть крупные строительные объекты, напрямую связанные с безопасностью. Переход через реку Припять — это пять ниток трубопровода диаметром от 500 до 1 000 мм — построен в 60-е годы и ни разу не реконструировался. Припять — крупная водная артерия, проходящая через национальные парки и впадающая в Днепр. Авария на ней может стать трансграничной экологической катастрофой, имеющей последствия для Беларуси и Украины. В зоне минимальных расстояний от трубопровода на берегу реки расположены дачные кооперативы «Сантехник» и «Дружба-1», деревня Акулинка. Из-за существующей застройки мы не можем приступить к реконструкции этого водного перехода.

Мы ищем пути решения вопроса, ведем диалог с органами власти по вопросам ограничения землепользования и исключения расширения границ населенных пунктов в сторону трубопроводов, участвуем в Евразийской экономической комиссии по пересмотру техрегламента «Магистральные нефтепроводы» для установления новых норм минимальных расстояний, взаимодействуем с Национальной академией наук по разработке методики расчета компенсирующих мероприятий в целях сокращения этих зон. Активно подключился к решению проблемы концерн «Белнефтехим».

цитата

Вопросы, связанные с безопасностью эксплуатации нефтепровода, нельзя затягивать. Необходимо взаимодействие на всех уровнях, чтобы мы смогли продолжить реконструкцию объектов и при этом выполнить требования законодательства, соблюсти интересы землепользователей, не создавая социальную напряженность.

 

— Актуальным вопросом для предприятия также является развитие резервуарного парка…

— Действительно, резервуарный парк, который находится на ЛПДС «Мозырь», требует существенной реконструкции. Программа инвестиционного развития на 2019—2021 годы предусматривает реконструкцию девяти емкостей, в том числе для сокращения естественной убыли нефти.

ЛПДС «Мозырь». Строящийся резервуар
ЛПДС «Мозырь». Строящийся резервуар

 

На сегодня из эксплуатации выведено девять резервуаров — это треть парка ЛПДС «Мозырь». В их числе — подземные железобетонные резервуары, которые, несмотря на свой небольшой объем, также нужны в эксплуатации для приема отдельных сортов углеводородов, а именно нашей, белорусской, легкой нефти. В то же время они необходимы для работы системы сброса волны давления. Реконструкции будут подвергнуты резервуары, отработавшие свой ресурс (40—50 лет). Взамен их планируем построить современные стальные емкости, оснащенные плавающим понтоном. Сегодня остро стоит вопрос о технологических потерях и естественной убыли нефти, и резервуары с плавающим понтоном обеспечивают сокращение таких потерь в 5—10 раз. Это положительно сказывается на экологии, поскольку сокращаются выбросы испарений нефти в атмосферу.

Еще большую актуальность подобные технические решения приобретают с учетом апрельской ситуации, связанной с загрязнением нефти органическими хлоридами. Предельно допустимая концентрация этих соединений составляет всего лишь 5—10 мг/м3 воздуха, так что формирование отравляющей концентрации вещества в резервуарах без плавающей крыши возникает с высокой вероятностью как в самой емкости, так и в окружающей зоне.

Резервуарный парк — элемент надежности системы, позволяющий выдержать колебания конъюнктуры рынка, технологические переключения, ремонтные ситуации и так далее. Следует обратить внимание, что до сих пор концепция энергобезопасности страны строилась на том, что имеющаяся в трубопроводе нефть также является нашим резервом. Мы всегда смотрели на эту нефть как на государственный запас, который можно будет использовать в критической ситуации. Но практика показала, что весь стратегический запас может быть уничтожен буквально одной цистерной органических хлоридов. Это лишний раз подтверждает, что нужно ориентироваться на создание резервуарных парков с современными емкостями, защищенными от внешних воздействий, иначе создать необходимый резерв нефти будет невозможно.

— Коль вернулись к теме органических хлоридов, расскажите, какие изменения эта ситуация привнесла в работу химической лаборатории.

— В соответствии с рекомендациями по метрологии все испытания, проводимые в химической лаборатории ЛПДС «Мозырь», делятся на приемо-сдаточные и периодические. Приемо-сдаточные осуществляются для каждой партии нефти ежесуточно, а периодические не реже, чем раз в 10 дней, что вполне достаточно в условиях стабильного качества нефти. После выявления загрязнения нефти органическими хлоридами испытания по этому показателю перешли из периодических в приемо-сдаточные. Эта мера должна сохранятся до тех пор, пока трижды подряд не будет зафиксирована норма по содержанию органических хлоридов. Однако, учитывая опасность данных соединений для технологического оборудования и в целом риски для транспортировки, это испытание теперь будет проводиться для каждой партии нефти. Испытание становится приемо-сдаточным, что зафиксировано в нормативных документах, которыми руководствуется как ОАО «Гомельтранснефть Дружба», так и ПАО «Транснефть».

цитата

Более того, если раньше мы контролировали нефть только на ЛПДС «Мозырь», то есть нефть, уже поступившую на территорию Беларуси, то сейчас оперативно организуется лаборатория и на НПС «Гомель», которая будет контролировать сырье по основным показателям качества на входе в страну.

Также в настоящее время проектируются узлы учета нефти, которые будут построены на границе с Россией и Польшей. Подходы к безопасности предполагают, что мы должны обеспечить прием и сдачу поступающей в республику нефти касательно соответствия как качественного, так и количественного параметров и гарантировать тем самым соблюдение экономических интересов своей страны. К 2020 году ОАО «Гомельтранснефть Дружба» планирует подойти с готовыми системами по учету качества и количества нефти. Свою позицию мы зафиксировали в рамках переговорного процесса на уровне Министерства энергетики РФ.

— То есть случившееся привело к пересмотру концепции безопасности в сфере транспортировки нефти?

— В целом подходы к безопасности остаются прежними, мы просто их совершенствуем, чтобы повысить оперативность реагирования на внештатные обстоятельства. Мы должны создать новый уровень безопасности, при котором ситуации, подобные апрельской, будут исключены принципиально. Ранее таких случаев просто не было: фиксировались колебания содержания воды, незначительные превышения показателя серы и так далее. Все это связано со структурой поставок нефти с разных месторождений, такие изменения качества сырья не оказывают влияния на безопасность транспортировки и связаны исключительно с экономикой переработки. Мы принимали нефть в отдельные резервуары, производили ее подготовку для дальнейшей транспортировки.

19 апреля после обнаружения партии нефти с измененными характеристиками мы уведомили российскую сторону и проинформировали других наших партнеров. Но Россия не остановила перекачку нефти, европейские операторы тоже не сразу оценили масштаб наступающей трагедии и возможные последствия. То есть система информирования была отработана четко, а система реагирования дала сбой. В итоге прием ядовитой нефти негативно сказался на дорогостоящем оборудовании нефтеперерабатывающих заводов, привел к длительному простою трубопроводной системы и повлечет существенное снижение объемов транспортировки в последующий период. Случай беспрецедентный, экономикам ряда государств нанесен колоссальный ущерб.

Впредь действия оператора в таких случаях должны быть простыми и понятными: остановка транспортировки.

цитата

Это вопрос безопасности всей транснациональной системы. Прокачка загрязненной нефти продолжалась в течение пяти дней, а вытеснять ее мы будем на протяжении двух месяцев, поскольку максимальная скорость обратного потока вчетверо ниже привычной. Добавьте к этому то, что ближайший год нефтепровод будет работать вполсилы. Даже по оценкам российских экспертов, для очистки трубопроводов ПАО «Транснефть» потребуется минимум восемь месяцев. Только после этого система «Дружба» сможет выйти на привычную мощность. Это только предварительные оценки. С течением времени можно будет более трезво оценить ситуацию и назвать реальные цифры ущерба.

БЕСЕДОВАЛА Татьяна Лозко
ФОТО автора

Самое интересное в белорусской нефтехимии всегда на нашем Telegram-канале. Присоединяйтесь! 

Гомельтранснефть Дружба Андрей ВЕРИГО ЛПДС «Мозырь» некачественная нефть
24 Июня 2019
9344
Рейтинг: 4