Отель сиял своими изогнутыми формами под ослепительным солнцем. Красивая современная архитектура, удобные кулуары, вместительный конференц-зал, — все располагало к деловым беседам. Участники конференции напоминали пчелиный улей: большое количество людей, каждый в работе, все довольны и энергичны.
В самом начале конференции были сделаны доклады о работе флагманов нефтяной, нефтеперерабатывающей и топливной отраслей страны. Так, (на тот момент) заместитель генерального директора ОАО «Мозырский НПЗ» Виталий Павлов сообщил о перспективах развития завода и качестве товарной продукции. Он, в частности, отметил, что после реализации всех инвестпроектов (2017—2020 годы) с ростом мощности нефтепереработки отбор светлых нефтепродуктов увеличится до 71,3%, глубина переработки — до 89,2%, коэффициент сложности завода (индекс Нельсона) поднимется до 11,9%.
Заместитель гендиректора ОАО «Нафтан» Владимир Кутько, в свою очередь, отметил, что реализация программы развития ОАО «Нафтан» на 2011—2015 годы позволит довести глубину переработки до 89% (к 2020 году планируется достигнуть 95,8%), также наращивая мощности. Как сообщил в своем докладе заместитель гендиректора ПО «Белоруснефть» Сергей Каморников, объем производства сжиженного газа в Беларуси вырастет в этом году на 7% — до 604 тыс. т. Было отмечено, что поставки на внешние рынки за последние 4 года увеличились в 2,5 раза. Если три года назад продукция в основном направлялась в Польшу (19% — Украину), то сегодня она экспортируется в 14 стран.
В этом году Белорусский газоперерабатывающий завод поставит на экспорт 72% выпущенной продукции, Мозырский НПЗ — 63%. «Впервые в этом году нам удалось стабилизировать объемы добычи нефти. Если раньше они ежегодно немного падали, то в 2014 сохранились на уровне 2013 года. По итогам года мы выйдем на 1,645 млн т, — отметил в беседе с журналистами Серегей Сергеевич. — За 8 месяцев объем добычи нефти по сравнению с соответствующим периодом прошлого года вырос на 8 тыс. т.
В следующем году планы такие же — выйти на 1,645 млн т за счет применения, в т. ч. новых технологий бурения». Заместитель генерального директора ЗАО «Белорусская нефтяная компания» Виктор Краснянский в докладе подробно рассмотрел экспорт нефтепродуктов из Беларуси.
Он подчеркнул, что для присутствия на близлежащих рынках, в том числе в мелкооптовом сегменте, ЗАО «Белорусская нефтяная компания» целенаправленно развивает свою товаропроводящую сеть. Сегодня дочерние компании ЗАО «БНК» созданы в пяти странах. За январь-июнь 2014 года доля экспорта нефтепродуктов через дочерние компании составила 89%. «ЗАО «Белорусская нефтяная компания» работает, чутко и взвешенно реагируя на изменения мировой и региональной конъюнктуры. Приоритетами на 2015 год остаются углубленное освоение близлежащих рынков и оптимизация экспорта по морю. Сеть дочерних компаний на рынках России, Украины, Польши и Латвии планомерно создает необходимые логистические цепочки и налаживает партнерские связи, приближающие качественное белорусское топливо к его конечным потребителям», — сказал Виктор Краснянский. Для того чтобы иметь большую гибкость в вопросах ценообразования, дочерние компании ЗАО «БНК» используют различные инструменты международного трейдинга. Предприятие постоянно расширяет перечень базисов и условий поставки белорусских нефтепродуктов, чтобы соответствовать запросам своих многочисленных клиентов.
Осуществляются поставки дизельного топлива речным транспортом. Экспорт темных нефтепродуктов в направлении портов на условиях FOB занимает весомую долю в обороте компании. «Улучшение эффективности морского экспорта путем оптимизации логистических затрат, заключения прямых контрактов с портовыми терминалами, четкого графика отгрузки и перевалки, является безусловным приоритетом компании в предстоящем году», — заявил Виктор Краснянский.
Директор департамента ООО «БНК-Украина» Сергей Короленко рассказал о ситуации на рынке нефтепродуктов этой страны. Обстановка там довольно сложная, но, тем не менее, ООО «БНК-Украина» работает вполне успешно. Как отметил Сергей Короленко, проблемные вопросы этого рынка — сохраняющиеся черные схемы импорта нефтепродуктов, возобновление поставок без таможенной очистки, производство поддельных нефтепродуктов, увеличение поставок сырья для этих целей на мини-НПЗ. Прозвучала информация о том, что в Украине на автозаправочных комплексах каждый третий литр может быть неофициального производства. При этом сохраняется проблема качества и количества нефтепродуктов на нефтебазах и некоторых небрендовых АЗС.
«По данным статистики сокращение потребления нефтепродуктов в Украине составило около 300 тыс. т. Несмотря на это, ООО «БНК-Украина» сохранила свои объемы поставок в Украину, — уточнил Сергей Короленко. — Совместно с БНК были осуществлены поставки бензинов в Украину в счет выполнения обязательств по долгосрочным договорам. Если говорить о потребностях рынка нефтепродуктов Украины, то можно отметить, что эта страна нуждается в высоком качестве нефтепродуктов, не ниже Евро-4, Евро-5. Украине необходимо сохранять официальный прозрачный канал импорта нефтепродуктов, осуществлять ритмичные поставки, разумный контроль качества поставок нефтепродуктов потребителям».
За первое полугодие ООО «БНК-Украина» реализовала около 800 тыс. т нефтепродуктов (347 тыс. т автобензина, 451 тыс. т дизтоплива), нарастив свою долю более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. При этом доля ООО «БНК-Украина» в общем объеме импорта нефтепродуктов из Беларуси составляет около 49%. Среди перспективных направлений развития компании — выход на розничный украинский рынок в 2014—2015 годах (приоритетные направления — Киевская, Житомирская, Хмельницкая области) для продвижения светлых нефтепродуктов класса Евро-5. Сегодня уже ведется работа по сбору и обработке предложений контрагентов, владеющих собственными АЗС, для выбора более оптимального расположения первых автозаправочных станций ООО «БНК-Украина».
Руководитель консалтинговой группы А-95 (Украина) Сергей Куюн не был в числе докладчиков, но журналисты поговорили с ним в кулуарах, чтобы узнать ситуацию, как говорится, изнутри. Вот что, в частности, рассказал украинский аналитик:
— Как мы и прогнозировали весной, позиция белорусов в Украине намного лучше, чем у всех остальных. Рынок выровнялся — выровнялась и конкуренция. После февральских событий у нас произошли серьезные изменения. Были отодвинуты недобросовестные трейдеры, которые закупали топливо, в т. ч. и без налогов, и завозили контрабандой.
Соответственно, когда условия стали равными для всех, доля Беларуси резко возросла. Ведь по всем условиям, в т. ч. и логистическим, белорусские поставки — самые конкурентные. Сегодня мы наблюдаем, что в условиях снижения потребления их доля остается примерно такой же, как в прошлом году. Получается, когда все теряют, белорусы сохраняют свои позиции, поэтому ситуация для вас в целом выглядит неплохо. Как прозвучало на конференции, построен большой дополнительный парк резервуаров для 92-го бензина. Думаю, сделан шаг к тому, чтобы поставки стали еще более стабильными. В целом у белорусов на нашем рынке все нормально.
— В Украине хорошо работать. Наш рынок дает очень серьезную премию, по моим оценкам, это самое прибыльное направление белорусских поставок.
Хоть доля нашей страны в общем объеме белорусского нефтяного экспорта не так уж и велика — примерно 20—25%, но полагаю, в структуре прибыли она очень заметна. Если бы потребление у нас в Украине не упало, а сохранилось высоким, на уровне прошлого года, то у вас были бы великолепные результаты. К сожалению, пока не получается. Дело в том, что у нас доходы остались на прежнем уровне, а бензин подорожал примерно на 60%, газ — 30%. В такой ситуации водителям сложно. Сегодня бензин стоит примерно 16,5 гривен, а газ — 8,5. Поэтому водители массово переходят на сжиженный газ — своего рода ответ рынка на проблемы. Да, потребление бензина падает, но отчасти это еще и изменение структуры потребления моторных топлив. Сегодня в Украине исчезающие объемы бензина примерно наполовину замещаются сжиженным газом.
На этом рынке тоже не самая безупречная ситуация. Председатель правления Beloil Polska Sp. z o.o. Сергей Кузавков сообщил в своем докладе, что главные проблемы топливного рынка Польши — это серые схемы, а также несовершенство польского законодательства в сфере оборота топлива.
В частности, актуальны такие ситуации недобросовестной конкуренции, как неуплата НДС; уход от уплаты акциза и топливного сбора (ввоз топлива под иными кодами ТН ВЭД либо в режиме «завешенного акциза»); наличие ценовых предложений, значительно отличающихся от текущих цен компаний, которые работают легально с полной уплатой всех налоговых и законодательных обязательств в бюджет государства; пробелы в законодательстве по вопросу создания обязательных госрезервов топлива и выполнения национального показателя NCW (после первого года своей деятельности фирма уходит с рынка, чтобы не выполнять данные законодательные нормы) и т.д. В основном в Польшу нелегально ввозится дизтопливо, в меньших масштабах — сжиженный газ и бензин. Также по серым схемам завозятся моторные масла.
Прозвучала экспертная оценка: продажи дизельного топлива по серым схемам в Польше заняли в 2012 году — 12,6% потребления ДТ, в 2013 году — 15%. Разумеется, на государственном уровне предпринимаются действия, направленные на борьбу с серыми схемами. Так, в октябре 2013 году приняты изменения в закон об уплате НДС: введен принцип «солидарной ответственности» в отношении уплаты НДС; налогоплательщик обязан вносить залог в качестве уплаты налогов в размере мин. 200 тыс. злотых и макс. 3 млн злотых в налоговую инспекцию и т. д. По мнению Сергея Кузавкова, принятые меры имели кратковременный характер. Компании, работающие по серым схемам, уплатили залоги и… продолжали ввозить топливо нелегально. В июне этого года президент Республики Польша Бронислав Коморовский подписал изменения в Закон о запасах нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа, а также в некоторые другие законодательные акты в сфере оборота топливом на рынке Польши.
Основные изменения предполагают следующее:
— поэтапное ежегодное уменьшение объемов создаваемых и подлежащих к хранению производителями и предпринимателями запасов топлива (кроме LPG) до объема, соответствующего 68-дневному обороту топлива от его годового объема производства или импорта в предшествующем году, начиная с 01.01.2015 г.; 63 дн.
— с 31.03.2016 г.; 60 дн.
— с 01.10.2016 г.; 57 дн.
— с 31.03.2017 г.; 53 дн.
— с 31.12.2017 г. (в 2014 г. — 76 дн., по LPG — без изменений 30 дн.);
— количество хранимых обязательных запасов нефти и топлива приводится в соответствие до 31 марта каждого календарного года до уровня, необходимого для создания и хранения запасов за предыдущий год;
— с 2015 г. вводится «резервная оплата», ставки которой определяются Распоряжением министра экономики, и должна уплачиваться ежемесячно в соответствии с объемом топлива, завезенного в предыдущем месяце.
Максимальные ставки «резервной оплаты» не могут быть выше: для топлива — 90 злотых на тонну эквивалента нефти, для LPG — 160 злотых на тонну LPG; вводится концессия на деятельность в сфере оборота топливом с заграницей, которая предполагает обязательное внесение обеспечения в размере 10 млн злотых (за исключением LPG). Орган, выдающий концессию — URE (Управление энергетики).
Кроме этого, в конце июня Министерство финансов Польши представило проект изменений закона об изменении налогов от товаров и услуг, который предполагает повышение размера минимального и максимального обеспечения для предпринимателей, занимающихся продажей топлива на рынке Польши — с 200 тыс. до 1 млн злотых минимум и с 3 млн до 10 млн злотых максимум. Каковы же планы поставок белорусских нефтепродуктов на рынок Польши? Намечено увеличить импорт дизельного топлива до 20—30 тыс. т ежемесячно. Поставки сжиженного газа планируется сохранить в объемах 2013—2014 годов. Импорт автомобильного бензина АИ-95-евро в планах не значится в связи с профицитом бензина на рынке.
Особенности рынка нефтепродуктов в этом регионе рассмотрел в своем докладе председатель правления ООО TransBaltic Oil Андрей Маркушев.
Так, в соответствии с Правилами Кабинета министров Латвийской Республики от 14 декабря 2004 г. № 1020 в Латвийской Республике разрешено реализовывать дизельное топливо категорий A, B, C, D, E, F согласно стандарту LVS EN 590 + A1:2011 только с содержанием биодизеля, полученного из рапсового масла, в размере 4,5% общего объема конечного продукта. Не требуется добавления биодизеля в арктических и суровых погодных условиях, когда реализуется дизельное топливо класса 0, 1, 2, 3 и 4. Эти требования предъявляются при реализации дизтоплива в свободное обращение — в розничной торговле или другим конечным покупателям.
При этом при реализации через сети АЗС обязательным является публичное указание для клиента показателя CFPP (точки (температуры) закупоривания холодного фильтра). При реализации на акцизные склады, расположенные на территории Латвийской Республике и других стран Евросоюза, обязательное добавление биодизеля в дизельное топливо не требуется. С середины октября до середины апреля на территории Латвийской Республики реализуется, как правило, дизельное топливо класса 0 и 1. Как отметил Андрей Маркушев, основными игроками оптовой торговли дизельного топлива на внутреннем рынке Латвии являются SIA OrlenLatvija и Neste Oil Oyj.
О своих планах по вхождению на внутренний рынок этой страны в ближайшей перспективе заявляют российские нефтетрейдеры. В качестве главных поставщиков дизтоплива на мелкооптовом рынке Латвии, цены которых являются базовыми для всего сегмента, были названы SIA OrlenLatvija, SIA LUKoil Baltija R и SIA StatoilFuel&RetailLatvia. Особенностью мелкооптового рынка Латвийской Республики является низкая платежеспособность покупателей, которые готовы приобретать дизельное топливо только с отсрочкой платежа от 30 до 60 дней. Важным моментом при организации мелкооптовой торговли дизельным топливом на внутреннем рынке Латвийской Республики является месторасположение и техническое состояние нефтебазы (акцизного склада).
Вице-президент по странам СНГ Argus Media Вячеслав Мищенко, прежде чем приступить к докладу, поздравил организаторов с успехом, отметив, что на конференцию собралась весьма внушительная аудитория.
Первый основной тезис докладчика, который, кстати, не нов, заключался в том, что крупнейший рынок как сбыта, так и производства нефтепродуктов, ближайший к Беларуси, рынок Западной Европы испытывает довольно серьезные трудности в связи с воздействием факторов глобального рынка.
Кризис нефтепереработки в Западной Европе связан, в первую очередь, с довольно взрывным и очень успешным развитием североамериканского рынка. «Сланцевый бум» в добыче нефти и газа в этом регионе запустил различные процессы, которые уже сегодня отражаются и на мировом рынке. Соответственно, так или иначе, США становятся нетто-экспортером светлых нефтепродуктов с ростом добычи и объемов переработки на североамериканском рынке. Параллельно происходит и другой процесс, который существенно влияет на глобальную картину — это развитие нефтеперерабатывающих отраслей в странах азиатско-тихоокеанского региона.
Соответственно, европейские переработчики теряют свою долю мирового рынка из-за увеличения экспорта из Северной Америки и Азии. Как подчеркнул аналитик, сланцевый бум приводит к удешевлению сырья и, в первую очередь, заметно влияет на рост переработки в США. Нефтеперерабатывающие мощности в Индии и странах Персидского залива тоже растут. Так, Индия за последние 5 лет увеличила их на 50%, превратив страну в региональный центр экспорта нефтепродуктов. Европа может стать новым рынком сбыта дизтоплива для новых НПЗ в странах Персидского залива, которые планируется запустить в ближайшие три года. Еще одна тенденция — уменьшение прибыли и отрицательная зона маржи нефтепереработки в странах Евросоюза. Вячеслав Мищенко уточнил, что в 2014 году маржа нефтепереработчиков в Европе выросла, но, скорее всего, быстро снизится вновь. «Нефтеперерабатывающие мощности и их загрузка в Европе сокращаются.
Запасы нефтепродуктов в регионе остаются высокими, их экспорт затруднен, — отметил аналитик. — Перспективы потребления нефтепродуктов в Европе неблагоприятны ввиду слабого роста спроса. Можно ожидать дальнейшего сокращения мощностей НПЗ в регионе». Американские нефтепродукты отвоевывают рынки в первую очередь у европейских переработчиков. На восточном побережье Северной Америки активно занимаются экспортом светлых продуктов через Атлантику на европейский рынок и в Западную Африку. Нужно иметь в виду, что НПЗ на восточном побережье Северной Америки находятся на морских берегах. Там нет необходимости в трубопроводах, железнодорожном транспорте и т. д. В этом логистическое преимущество североамериканских заводов. Говоря о балансе спроса и предложения на рынке бензина, эксперт предположил, что США в течение ближайших пяти лет могут сократить импорт продукта на 50%.
Было обращено внимание на то, что экспорт на Ближний Восток снижается с вводом в строй новых заводов в регионе. Кроме этого, необходимо учитывать, что сланцевая нефть дешевле и обеспечивает более высокий выход светлых нефтепродуктов, что дает колоссальное преимущество американским нефтепереработчикам. По мнению аналитика, рынок бензинов остается достаточно волатильным и ближайший прогноз заключается в том, что волатильность продолжит сохраняться. Анализируя динамику рынка дизтоплива, он сообщил, что зависимость Европы от импорта продукта сохраняется, несмотря на экономический спад.
Переработчики Восточного побережья США экспортируют продукт в Европу, используя более крупные танкеры (дедвейт до 50 тыс. т). Переработка в Азии стремительно растет. Однако поставщики из СНГ имеют конкурентное преимущество благодаря выгодному географическому расположению и хорошо развитой транспортной инфраструктуре. При этом сталкиваются с жесткой конкуренцией. И она на мировых рынках будет только расти.
Программа модернизации российской нефтепереработки, которая была принята несколько лет назад, выполняется. Для белорусских предприятий это фактор, который будет влиять со временем на общую ситуацию и конъюнктуру рынка, поскольку рынок сбыта практически один и тот же. На фоне мировых тенденций у переработчиков Беларуси и России есть свои наработки: налаженные отношения, схемы поставок, модернизированные или находящиеся в этом процессе НПЗ, которые за последние 2—3 года смогли значительно улучшить качество нефтепродуктов.
В России за год с небольшим доля бензинов 5 класса, производимых на экспорт, составила свыше 60%. Существенно выросла доля производства низкосернистого дизтоплива 10 ппм. В рамках структуры ЗАО «Транснефть» идет процедура улучшения качества поставляемого топлива по различным направлениям. «В планах «Транснефти» модернизация всей системы и переход на прокачку низкосернистого топлива были намечены к 2016 году. Насколько нам известно, вся система до конца этого года уже готова и может перейти на прокачку низкосернистого топлива. Налицо изменения», — считает Вячеслав Мищенко.
Как сказал эксперт, выводы напрашиваются сами:
В целом, подводя итог, можно утверждать, что прошедшая конференция оказалась отличной площадкой для открытого диалога по важнейшим вопросам развития нефтегазовой отрасли, обмена мнениями и опытом, поиска новых клиентов и партнеров по бизнесу. Особенностью форума стали технические визиты: на нефтеперерабатывающий завод ОАО «Нафтан», и на объекты «Белоруснефти» — современную нефтебазу, передвижную автозаправочную станцию, а также на зарядный комплекс для электромобилей. Участникам конференции были продемонстрированы возможности современного электромобиля.
Электромобиль Nissan Leaf — 5-дверный хэтчбек. Паспортный запас хода — 160 км, фактический — 135—145 км. При отрицательных температурах запас хода уменьшается. Максимальная паспортная скорость — 140 км в час. Аккумуляторные литий-ионные батареи расположены по днищу, что повышает устойчивость и жесткость кузова. Батарей хватает на 5 лет.
У этого электромобиля расход электроэнергии аналогичен расходу 2—2,4 л топлива на 100 км. Расход электроэнергии оплачивается по тарифам Минэнерго, на один км — 200—240 рублей. Заряжается он в двух режимах: стандартный — 220 вольт, 16 ампер и ускоренный — 380 вольт, 32 ампера. Для зарядки авто в обычном режиме можно использовать бытовую сеть, но должен быть специальный адаптер, в ускоренном необходима зарядная станция. Кстати, она заряжает авто и в стандартном режиме. Опыт эксплуатации автомобиля показал, что наиболее эффективно заряжать электромобиль на ночь в своем гараже. В Минске сегодня насчитывается менее 20 электромобилей.
Специальный грузовой автомобиль «Передвижная автозаправочная станция» (ПАЗС) предназначен для обеспечения физических лиц и организаций светлыми нефтепродуктами плотностью не более 0,86 г/см3 за наличный и безналичный расчет. Его применение наиболее актуально в районах, недостаточно обеспеченных АЗС других типов: агрогородках, в местах загородных стоянок транспортных средств, на автомобильных трассах, туристских автомобильных маршрутах, строительных площадках, для заправки транспортных средств в полевых условиях, а также временно на территории стационарных АЗС во время ремонта технологического оборудования.
Работает ПАЗС при температуре окружающего воздуха от -40 °С до +40 °С. Емкость у ПАЗС чемоданного типа, двухсекционная. Номинальная вместимость — 14 тыс. л, сосуд сделан из алюминиевого сплава. Налив — универсальный: верхний через загрузочные люки, расположенные в крышках горловин, нижний — через оборудование нижнего налива. Слив — самотеком или насосом, производительностью 600 л/мин. В каждой секции находятся оптические датчики от перелива. Сосуд ПАЗС может быть оборудован системой измерения уровня и параметров нефтепродукта.
Система отпуска нефтепродуктов размещена в кабине автомобиля. Оборудование, учитывающее расход топлива, российского производства. ПАЗС укомплектована системой внешнего видеонаблюдения по периметру автомобиля, включая накопитель видеоинформации, переговорным устройство «клиент-кассир», выдвижным (откидным) лестничным трапом-подиумом для расчета клиента с оператором.
Светлана САБИЛО, фото Виктории Анискевич-Клопоцкой