В мировой практике один из общепризнанных показателей эффективности использования ТЭР — энергоемкость ВВП. При этом чем ниже показатель энергоемкости, тем выше энергоэффективность экономики.
Благодаря проводимой государственной политике в сфере энергоэффективности энергоемкость ВВП Беларуси имеет тенденцию к снижению (рис. 1).
По данным Международного энергетического агентства, Республика Беларусь значительно продвинулась в работе по повышению энергоэффективности экономики. За 26 лет энергоемкость ВВП снизилась почти в 3,5 раза: с 0,546 кг н.э./доллар в 1990 году до 0,161 кг н.э./доллар в 2016 году.
Тем не менее наша страна по энергоемкости все еще отстает от развитых стран.
Для экономически развитых стран характерна высокая степень удельного потребления электроэнергии на душу населения (рис. 2).
Житель Финляндии потребляет в четыре раза больше электроэнергии, чем белорус. В Норвегии потребление электроэнергии на душу населения почти в семь раз выше, чем в Беларуси.
Энерговооруженность (отношение количества потребляемых энергоресурсов на одного занятого в экономике человека в год) и электровооруженность (отношение количества потребляемой электроэнергии на одного занятого в экономике человека в год) также характеризуют уровень развития экономики государства. При этом для развитых стран характерно высокое значение данных показателей (рис. 3).
Таким образом, для высокоразвитых стран характерно, с одной стороны, высокое потребление ТЭР и электроэнергии на душу населения, энерго- и электровооруженность; с другой стороны, в этих странах низкая энергоемкость ВВП.
Для повышения эффективности производства энергии и диверсификации используемых видов топлива в энергетической системе Беларуси проведена масштабная работа по модернизации и строительству основных производственных фондов. И все же в стране крайне низкие темпы роста потребления электроэнергии (рис. 4). Это говорит о недостаточной энерговооруженности и узкой сфере применения электроэнергии в промышленности, аграрной сфере, транспорте, IT-секторе, ЖКХ, домашних хозяйствах и других областях.
В большинстве государств мира темпы роста электропотребления находятся в прямой зависимости от роста ВВП. В нашей стране такая зависимость сегодня прослеживается лишь частично (рис. 5).
Запуск БелАЭС даст для Беларуси существенный сдвиг в экономике, в потреблении энергоресурсов, повышении энергоэффективности экономики. В стране планируется наращивать в экономически оправданных целях использование электроэнергии, поэтому государственная политика в сфере энергетики будет скорректирована.
Изучаются возможности увеличения использования электрической энергии в стране, поскольку рост потребления будет способствовать улучшению технико-экономических показателей работы отечественной энергосистемы.
Правительством утвержден комплексный план развития энергетической сферы и межотраслевой комплекс мер по увеличению потребления электроэнергии. Оба документа с горизонтом до 2025 года. По итогам реализации мер программных документов прирост ожидается на уровне 1,6 млрд кВт*ч в год в 2026 году, в том числе 1,1 млрд кВт*ч в год в 2021 году (первый год после ввода АЭС). Действенным механизмом государственной политики повышения потребления электроэнергии будет наращивание объемов ВВП, в том числе за счет производства и последующего экспорта энергоемкой продукции.
В данном контексте основная цель строительства Белорусской АЭС — обеспечение растущих энергетических потребностей экономики Беларуси. Введение в эксплуатацию ядерного энергетического источника мощностью 2300—2400 МВт позволит обеспечить надежное развитие ТЭК страны и решить следующие задачи: вывести из топливного цикла значительные объемы органического топлива; обеспечить диверсификацию энергетических источников; улучшить экологическую обстановку в Республике Беларусь, так как при производстве электроэнергии резко уменьшается химическая нагрузка на окружающую среду; повысить инвестиционную привлекательность региона размещения АЭС; развить новую технику и технологии; расширить социальные и экономические возможности региона размещения АЭС.
Ввод энергоблоков Белорусской АЭС имеет большое значение в решении социальных, экономических и экологических задач Гродненской области и северо-западной части Республики Беларусь, поскольку обеспечивает дополнительную занятость при сооружении и эксплуатации БелАЭС, сдерживание роста тарифов на электроэнергию.
Существует огромный потенциал повышения энергоэффективности в производстве и использовании электроэнергии. Многолетний опыт реализации энергосберегающей политики во многих странах мира, прежде всего в странах Международного энергетического агентства, свидетельствует о необходимости выработки последовательных мер для стимулирования использования электрической энергии. В нашем государстве доля населения, имеющего доступ к электроэнергии, составляет 100%.
Беларусь строит АЭС прежде всего для себя, для нужд белорусской экономики, повышения ее конкурентоспособности, хотя выход на экспорт также исключить нельзя.
Сегодня большинство электрической и тепловой энергии в стране вырабатывается за счет дорогостоящих импортных энергоносителей, что в итоге негативно сказывается на себестоимости энергии и продукции. Газоемкость ВВП Беларуси в 5,3 раза выше, чем странах ЕС, и сопоставима с газоемкостью России — страной, самообеспеченной газом. В Беларуси этот показатель не публикуется в официальной статистике, несмотря на важность проведения анализа динамики потребления импортируемого газа. По газоемкости экономики Беларусь находится на одном из первых мест в мире. Если рассматривать показатель газоемкости ВВП Беларуси и в странах ЕС, то разница со странами разительна (рис. 6).
В энергетике для обозначения сочетания экологически чистых источников энергии — солнца, ветра, воды и атома — используется образ «зеленого квадрата». Вклад Белорусской АЭС в экологическую составляющую — снижение выбросов парниковых газов — около 7—10 млн т ежегодно. Тем самым Беларусь сможет выполнить свои обязательства в рамках Парижского соглашения по климату.
Эффект от строительства АЭС проявляется уже сейчас. Поднялся престиж энергетических специальностей, в частности атомных, в белорусских вузах. С началом реализации проекта получили новый импульс и научные исследования в сфере развития атомной энергетики, с которой связан инновационный путь отечественных медицины, сельского хозяйства, производства новых материалов и оборудования, а также других направлений. БелАЭС — это примерно 2,4 тыс. новых рабочих мест непосредственно на самой станции и в организациях, которые будут ее обслуживать.
Главный приоритет при сооружении и эксплуатации БелАЭС — безопасность. Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ № 70, которым вносятся коррективы в Указ от 16 февраля 2015 года № 62 «Об обеспечении безопасности при сооружении Белорусской атомной электростанции». Указом в новой редакции предусматривается регулирование вопросов безопасности не только при строительстве, но и при эксплуатации БелАЭС. В этом документе уполномоченным государственным органам предоставляется право осуществлять контроль радиоактивного загрязнения без получения лицензии, а МЧС наделяется полномочиями на внесение изменений в особые лицензионные требования в области использования атомной энергии. Кроме того, Госатомнадзор МЧС сможет проводить общественные слушания по принимаемым решениям в области безопасности использования атомной энергии. Данная норма введена во исполнение рекомендаций МАГАТЭ.
При сооружении БелАЭС безопасность обеспечивается тремя составляющими.
Прежде всего, качеством проектной документации. Она проходит тщательный анализ со стороны специалистов заказчика. Белорусская АЭС проектируется на основе российского проекта АЭС-2006, который соответствует современным требованиям, нормам радиационной и ядерной безопасности, не уступает по данным параметрам аналогичным проектам АЭС западных стран. Проект соответствует рекомендациям МАГАТЭ серии изданий по безопасности АЭС и требованиям Европейских энергетических компаний к АЭС с легководными реакторами.
Проект АЭС-2006 отличается повышенными характеристиками безопасности и технико-экономическими показателями, а также полностью соответствует международным нормам и рекомендациям МАГАТЭ.
Вторая составляющая безопасности — контроль качества оборудования в ходе его изготовления и приемки при поступлении на площадку, а также контроль качества выполнения работ.
Еще одна важнейшая составляющая — подготовка кадров. Эта работа ведется в рамках генерального контракта на строительство Белорусской АЭС и Государственной программы по подготовке кадров для ядерной энергетики. Белорусская АЭС укомплектована специалистами для запуска первого энергоблока.
Проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности в процессе строительства и эксплуатации Белорусской АЭС чрезвычайно актуальны и должны решаться в комплексе — в техническом, экономическом и экологическом аспектах. Отдельные теоретико-методологические и практические вопросы, относящиеся к экономическим аспектам обеспечения энергетической безопасности государства в целом, энергетических предприятий и отдельных производств, рассматривались в работах как зарубежных, так и белорусских ученых и специалистов. Однако необходимо констатировать, что сегодня экономические аспекты обеспечения ядерной и радиационной безопасности на Белорусской АЭС не изучались.
Для обеспечения энергетической безопасности Беларуси в контексте эффективного функционирования БелАЭС были бы целесообразными разработка методики экономической оценки ядерной безопасности и проведение расчетов прогнозируемого уровня кризисности ситуации на станции. Экономический эффект от реализации данного предложения заключается в предотвращенном экономическом ущербе, а также экологическом и политическом.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что будущее белорусской энергетики теперь уже неразрывно связано с развитием атомных технологий.
Отметим, что увеличение потребления электроэнергии не вступает в противоречие с проводимой в стране политикой энергосбережения и повышения энергоэффективности. Политика энергосбережения не изменится. После ввода Белорусской АЭС энергоемкость ВВП страны планируется снизить на 2% к 2015 году. Такое снижение предусматривается Государственной программой «Энергосбережение» до 2020 года. Это будет возможно за счет внедрения энергоэффективных технологий с использованием электричества в каждом секторе экономики.
Сейчас основной вопрос: как сбалансировать развитие всех видов генерации в связи с вводом в эксплуатацию БелАЭС? Что касается ВИЭ, то в последние годы возобновляемая энергетика в Беларуси стала самым быстро развивающимся видом генерации. Доля ВИЭ в потреблении уже достигла запланированных к 2020 году 6%. В то же время на начало текущего года общая мощность всех действующих установок ВИЭ составила 390 МВт, что пока выглядит незначительным на фоне общей мощности Белорусской энергетической системы, которая превышает 10 тыс. МВт.
По мнению специалистов Минэнерго, назрела необходимость совершенствовать подходы к развитию ВИЭ. Так, разного рода преференции для возобновляемых энергоисточников должны уступать место конкурентным принципам. Сегодня средняя цена покупки энергии от источников ВИЭ значительно выше произведенной на тепловых электрических станциях энергосистемы. Таким образом, установление высоких тарифов на покупку электроэнергии из ВИЭ фактически является скрытым видом перекрестного субсидирования. Целесообразно упорядочить коэффициенты, по которым рассчитывается стоимость электроэнергии от установок ВИЭ, применять повышающие и стимулирующие коэффициенты. Сегодня средняя цена 1 кВт*ч электроэнергии, произведенного на собственных источниках «Белэнерго», в пять раз меньше покупного тарифа от ВИЭ.
Требует решения и режимное взаимодействие владельцев установок ВИЭ с энергоснабжающими организациями. С вводом в эксплуатацию Белорусской АЭС, работающей с выдачей электроэнергии по ровному графику, значительные объемы электроэнергии от установок ВИЭ требуют их учета при суточном планировании и регулировании. В условиях интеграции АЭС работа установок с использованием ВИЭ значительно влияет на режимы работы энергосистемы, что в свою очередь требует внедрения на энергоисточниках ГПО «Белэнерго» дополнительных как режимных, так и технических мероприятий. Поэтому необходимо прописать норму режимного взаимодействия с оперативными диспетчерскими управлениями: собственники установок должны ежесуточно информировать о режиме своей работы. Это правило ранее было предусмотрено в концепции энергетической безопасности и общепринято в мировой практике.
Развитие технологий по использованию ВИЭ, снижение стоимости оборудования и повышение его эффективности обусловливают необходимость перехода от государственной поддержки ВИЭ на условия рыночных отношений.
По мнению международных экспертов, идеальное соотношение между видами электрогенерации в энергосистеме должно быть в равных пропорциях: по 25% на атомные станции, природный газ, использование переработки отходов и возобновляемых источников энергии. Страны, которые достигнут этого баланса, обеспечат свою энергетическую безопасность. Будущее белорусской энергетической сферы направлено на гармоничное развитие различных видов энергоресурсов.
Для Беларуси в перспективе до 2035 года представляется такое соотношение в балансе электроэнергетики: 40% электроэнергии будет вырабатывать АЭС, 60% — газ, потребление которого в дальнейшем будет замещаться возобновляемыми источниками энергии.
ФОТО Дарья Хачирашвили, Марина Костюченко