Результаты поиска

Поток

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО РЫНКА НЕФТЕПРОДУКТОВ

17 Мая 2019
Наталья Лейченко

Наталья Лейченко

Начальник главного управления производства и сбыта нефтепродуктов концерна «Белнефтехим»
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО РЫНКА НЕФТЕПРОДУКТОВ

Традиционная мировая модель нефтепереработки — это производство нефтепродуктов в регионах их потребления для минимизации логистических издержек.

В настоящее время основные мировые нефтеперерабатывающие мощности сосредоточены в Северной Америке, Западной Европе и Азии, поскольку именно эти регионы являются ключевыми потребителями нефтепродуктов. На Ближнем Востоке создается большое количество новых мощностей как по первичной, так и по глубокой переработке нефти. Однако их недостаточно для удовлетворения быстрорастущего внутреннего спроса на нефтепродукты. Поэтому для обеспечения баланса между производством и потреблением нефтепродуктов на Ближнем Востоке планируется дальнейшее наращивание нефтеперерабатывающих мощностей.

 

Один из крупнейших экспортеров нефтепродуктов — регион СНГ. В первую очередь это относится к Российской Федерации и Республике Беларусь. Дело в том, что таможенная субсидия в виде разницы между экспортными пошлинами на нефть и нефтепродукты позволяет, по сути, нивелировать логистическое отставание континентальных НПЗ этого региона при поставках нефтепродуктов на экспорт (график 1).

таможенная субсидия в виде разницы между экспортными пошлинами на нефть и нефтепродукты позволяет, по сути, нивелировать логистическое отставание континентальных НПЗ этого региона при поставках нефтепродуктов на экспорт
График 1

 

В мире основными нетто-экспортерами нефтепродуктов традиционно являются регионы, обладающие богатой ресурсной базой добычи углеводородного сырья, наличием выхода к морю и доступом к высоколиквидным рынкам нефтепродуктов. Прежде всего это Северная Америка, Ближний Восток, Индия.

Страны, не имеющие доступа к морю, а также достаточных запасов углеводородов экспортируют нефтепродукты, как правило, в минимальном количестве, главным образом исходя из возможного объема реализации с наибольшей добавленной стоимостью. С учетом затрат на логистику это достигается на территории в радиусе до 500 км (за исключением НПЗ припортового расположения).

Эффективно работающих НПЗ континентального расположения, которые ориентированы на экспорт нефтепродуктов, выработанных из нефти, приобретаемой по мировой цене, не существует. Так, например, доля чистого экспорта в общем объеме производства нефтепродуктов на НПЗ Германии за 2017 год составила 6%, на НПЗ Польши — 12%, Японии — 8%, США — 13% (график 2).

Доля экспорта производимых нефтепродуктов
График 2

 

Такой невысокий уровень экспортных поставок нефтепродуктов данными странами закономерен, поскольку их поставки на более удаленные рынки снижают эффективность реализации товарной продукции. Например, переориентация белорусского дизельного топлива с украинского рынка на рынки Польши и Балтии снижает выручку на 23 доллара, а на рынки Германии и Великобритании соответственно на 43 и 62 доллара за тонну (график 3).

Эффективность экспортных поставок нефтепродуктов белорусскими НПЗ
График 3

 

Основные источники дохода, генерируемого нефтеперерабатывающими комплексами топливного профиля в мире, — это продажа нефтепродуктов на внутренних рынках стран, где эти мощности расположены. Так, в странах, не имеющих достаточной добычи нефти (например в Польше, Литве, Украине), НПЗ, приобретая нефть по мировым ценам, поддерживают высокий уровень оптовых и розничных цен на моторное топливо на своих внутренних рынках.

Например, загрузка шести польских НПЗ, два из которых являются основными (Плоцкий и Гданьский), с суммарным объемом переработки в 2018 году 24,8 млн т (сопоставимым с техническими возможностями белорусских НПЗ) обеспечивается исходя из баланса спроса и предложения моторного топлива на польском рынке. На экспорт поставляется лишь минимальный объем, главным образом по причине эффективного логистического радиуса реализации.

В 2018 году на польских НПЗ при объеме производства автобензина, равного 4,3 млн т, на экспорт поставлено только 384 тыс. т, или 9% общего выпуска. Выпуск дизельного топлива сложился на уровне 12,5 млн т, при этом экспортные поставки составили около 16 тыс. т, или 0,13% общего выпуска. Сжиженных углеводородных газов произведено 495 тыс. т, при этом их экспорт не осуществлялся.

Важные факторы эффективной работы компаний PKN Orlen S.A., которой принадлежит Плоцкий НПЗ, и Grupa Lotos S.A., владеющей Гданьским НПЗ, — крайне высокая доля в оптовой реализации топлива (по дизтопливу — 94,8%), а также разветвленная сеть АЗС (у PKN Orlen S.A. — 1 774 станции, Grupa Lotos S.A. — 488 станций).

На рынке Польши ценообразование на автомобильное топливо строится на основании котировок государственных производителей PKN Orlen S.A. и Grupa Lotos S.A. Котировки устанавливаются на ежедневной основе в зависимости от ситуаций, происходящих на мировых рынках нефтепродуктов, изменения международных котировок Platts, текущего спроса и предложения топлива на внутреннем рынке, фискальной политики государства, а также тренда изменения валютного рынка. По такому же принципу, как и польские НПЗ, функционирует и Мажейкяйский НПЗ в Литве, который с 2006 года входит в состав PKN Orlen.

С 2011 по 2018 годы загрузка Мажейкяйского НПЗ (по конфигурации — аналог Мозырского НПЗ, оба были построены в 1970-х годах по одним типовым проектам) варьировалась с 7,5 до 9,8 млн т при его технических возможностях перерабатывать более 10 млн т. И это в условиях рыночного ценообразования на рынке стран Балтии, более низких тарифов на энергоресурсы и его практически припортового расположения, что дает за счет логистики дополнительный доход 15 долларов на тонне экспортируемых в порт нефтепродуктов (график 4).

Влияние логистики на эффективность работы Мажейкяского НПЗ и ОАО "Нафтан"
График 4

 

Средний уровень маржи переработки европейских НПЗ с учетом волатильности нефтяного рынка с 2007 по 2018 годы варьировался от 30 до 56 долларов за тонну, НПЗ побережья Мексиканского залива — 23—115 долларов за тонну, Сингапура — 17—45 долларов за тонну. Уровень маржинальности формировался за счет премиального внутреннего рынка нефтепродуктов и оптимальной логистической составляющей.

Наиболее низкая эффективность переработки нефти на европейских НПЗ складывалась с 2009 по 2014 годы. Это было вызвано высоким уровнем цен на нефтяное сырье и повлияло на уменьшение нефтеперерабатывающих мощностей в Европе на 12% (с 865 до 759 млн т в год), при этом сокращено около 70% именно производственных мощностей НПЗ континентального расположения.


СПРАВКА

В этот период в Европе были сокращены производственные мощности таких компаний, как Total Flandres Refinery, Bayernoil Ingolstadt Refinery, Tamoil Cremona Refinery, OMV Arpechim Pitesti Refinery, Shell Hamburg Harburg Refinery, MOL Mantova Refinery, ERG Rome Refinery, Petrolplus Reichstett Refinery, Petroplus Coryton Refinery, ENI Venice Refinery, и других.

Таким образом, баланс спроса и предложения, соответствующие условия хозяйствования (цена реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке, тарифы на энергоресурсы, налогообложение) — это базовые условия, определяющие эффективную работу нефтеперерабатывающей отрасли.

Объем и структура производства нефтепродуктов формируются с учетом потребностей внутреннего рынка региона для минимизации логистических издержек.

Благодаря таможенной субсидии в России и Беларуси производство нефтепродуктов значительно превышает их внутреннее потребление.

PKN Orlen S.A Мозырский НПЗ Нафтан Мажейкяйский НПЗ
17 Мая 2019
491
Рейтинг: 4