СПРАВКА
Bitcoin — первая криптовалюта. Появилась в 2009 году.
Litecoin считается производной от биткоина. Запуск генерации состоялся в 2011 году.
Ethereum — его создание началось в 2015 году. Технология используется при регистрации сделок, передаче ресурсов или авторских прав.
Dash — ранее эта валюта называлась Darkcoin. Требует минимум ресурсов для майнинга.
В большинстве стран ЕС операции с криптоактивами, включая оплату, не запрещены, но наблюдаются национальные особенности. Например, авиакомпания LOT уже несколько лет принимает платежи в биткоинах. В Германии, Испании и Литве возникают нюансы в зависимости от того, к какому виду относятся токены, то есть регулируются как денежные транзакции, ценные бумаги или объекты собственности.
По мнению аналитиков, запретить субъектам той или иной страны осуществлять операции в криптовалютах весьма проблематично. Цифровые деньги намного хуже поддаются контролю со стороны государственных органов. Поэтому важно установить общие международные принципы и стандарты работы, чтобы большинство стран придерживалось единых понятий для обеспечения регулирования. Имеется в виду специальное регулирование операций с криптоактивами — лицензирование или авторизация провайдеров криптосервисов (криптобирж, криптообменников и другого).
Существует мнение, что в операциях с криптоактивами финансовых институтов, в частности банков и финансовых компаний, актуально совершенствовать систему оценки рисков, вводить требования в отношении достаточности капитала, ликвидности и другие нормативы для субъектов, осуществляющих такие операции, в том числе с криптовалютами.
На уровне ЕС общее регулирование криптоактивов отсутствует, сегодня оно фрагментарно. Но активность рынка высокая.
Кроме того, под действие существующих директив подпадают лишь определенные категории активов. Например, если криптоактивы по своим характеристикам соответствуют финансовым инструментам, то регулируются директивой о рынках финансовых инструментов (вторая редакция). Каждая страна может интерпретировать их по-своему и, соответственно, предусматривать индивидуальные особенности в национальном законодательстве. Директивы не обязывают выдавать лицензии конкретной стране для работы со своими криптоактивами на территории всего ЕС.
Хороший пример — криптоваучеры Amazon, лидера в области продаж товаров массового спроса через интернет.
Токены ART могут быть привязаны к стоимости имущества, земли, корзине валют, а не к одной валюте.
Довольно устойчивые стейблкоины (цифровые активы, стоимость которых привязана к конкретному виду физического или финансового актива, например к доллару, евро и т.п.) способны оказывать негативное влияние на эффективность монетарной политики. Риски возрастают в случае международного характера транзакций и при возможности перетока капитала из одной юрисдикции в другую.
СПРАВКА
Первым государством, утвердившим биткоин как полноценное платежное средство, стал в 2021 году Сальвадор.
В этой стране субъекты торговли получили право устанавливать цены в биткоинах, а компании — платить налоги в цифровой валюте.
Позиция Китайской Народной Республики отличается от европейской. Большинство операций с частными криптовалютами не разрешены на территории этой страны. Так, в 2013 году китайским банкам запретили операции с криптовалютами, в 2017-м — проведение ICO и работу криптобирж в КНР, а с 2019 года Народный банк Китая начал обсуждать ограничения в сфере добычи криптовалют, которые вступили в полную силу в 2021 году. Это серьезно повлияло на структуру рынка майнинга, то есть ряд майнинговых центров и компаний ушел из страны, переместившись, в частности, в Россию, США, Канаду и Казахстан. В сентябре 2021 года в Китае запретили криптообменные операции. Однако с учетом того, что полностью регулировать рынок криптовалют на уровне одного государства сложно, около 20% мирового майнинга до сих пор сосредоточено в КНР — и это в условиях жестких ограничений.
В основном майнинг-компании располагаются в тех государствах, где он разрешен и есть недорогая электроэнергия. Например, добыча криптовалют развита в Казахстане и Иране, потому что там относительно невысокие цены на электричество и благоприятный климат. В Иране даже возникали перебои с электроснабжением из-за активного майнинга. Исключение составляет Германия. Она считается одним из центров майнинга даже при высоких тарифах на электроэнергию.
В России регулирование рынка криптовалют находится в процессе эволюции — развивается законодательство в данной сфере. До введения санкций действовал запрет на использование криптовалют для оплаты товаров, работ и услуг, хотя наказание за это не предполагалось. Планировалось даже ужесточить регулирование, в частности запретить майнинг. Сейчас ожидается его легализация.
Причины жестких ограничений майнинга понятны. Они связаны с большими рисками — высокой волатильностью криптовалют, совершением мошеннических операций, отрицательным влиянием на экологию в связи с высокой энергозатратностью и т.д.
Кроме того, повышение спроса на энергоресурсы создает дополнительное давление на их стоимость, замедляет процесс перехода от традиционных к возобновляемым источникам энергии.
Основные причины развития крипторынка эксперты видят в низком доверии, в частности, к банковской системе, в возможности ухода от налогов, в неконтролируемом оттоке капитала (Россия и Украина) и в развитом IT-секторе.
Что касается в целом крипторынка за 2021 год, то Беларусь находится на 33-м месте (Россия — на 18-м) в рейтинге стран с самой развитой криптоиндустрией.
Объем рынка криптовалют Восточной Европы увеличился с июля 2020-го по июнь 2021-го в десять раз по сравнению с июлем 2019-го — июнем 2021-го и составил 422 млрд долларов. В то же время Восточная Европа — единственный регион мира с общим оборотом рынка более 400 млн долларов, где незаконные транзакции составляют более 0,5% общего объема. Однако у экспертов вызывает настороженность высокий уровень мошеннических сделок на территории этих стран.
Такие валюты рассматриваются как альтернатива частным криптовалютам и считаются вариантом переориентации сегодняшних предпочтений с частных криптовалют на устойчивые цифровые валюты центральных банков стран.
Так, цифровая валюта центрального банка Камбоджи запущена в промышленную эксплуатацию в ноябре 2020 года в рамках проекта Bakong. Пользователи могут, загрузив в App Store или Google единое приложение, пройти регистрацию посредством банка-партнера, зачислить цифровые деньги и осуществлять переводы и платежи в режиме реального времени.
Кроме того, ЦБ Камбоджи и малазийский Maybank запустили трансграничный проект. В результате граждане Камбоджи, работающие в Малайзии, могут открывать через малазийский банк электронные кошельки, зачислять цифровую валюту и перенаправлять ее своим семьям.
Еще один пример — «песочный» доллар Багамских Островов. С октября 2020 года резиденты страны могут открывать электронные кошельки, осуществлять платежи в цифровых деньгах посредством специального мобильного приложения или платежной карты. Цифровая валюта в данном случае нужна в связи с тем, что на Багамах часто происходят стихийные бедствия, и островитяне оказываются отрезанными от финансового обслуживания. Ускорил процесс запрет на осуществление платежных операций нефинансовыми компаниями. Соответственно, продвижение цифрового доллара началось не с банков, а с новых участников финансового рынка, которые уже обладали необходимыми возможностями.
Пилотный проект по введению цифровой валюты запустил Китай. Однако цифровой юань (ЦЮ) нельзя назвать классической криптовалютой, так как блокчейн здесь не используется. Но он может быть применен, когда цифровой юань введут в действие при оптовых операциях для выпуска wholesale ЦВЦБ в рамках проекта с ОАЭ, Таиландом и Гонконгом. Предполагается, что торговля в ЦЮ возможна в странах, которые активно взаимодействуют с Китаем в экономической сфере и заинтересованы в дальнейшем расширении сотрудничества (Лаос, Камбоджа). Подключиться к пилотному проекту ЦЮ могут и страны с менее ощутимой кооперацией, но стремящиеся к тесному партнерству с Поднебесной.
Предполагалось, что в 2022 году Россия запустит пилотный проект по внедрению цифрового рубля (ЦР), в котором будут участвовать 12 банков. 18 февраля минфин России направил в правительство проект закона о регулировании криптовалют. В случае его принятия физические и юридические лица получили бы возможность осуществлять транзакции через специальную платформу и открывать кошельки с помощью посредников — финансовых организаций. Ожидалось, что транзакционные издержки при осуществлении операций с ЦР будут ниже издержек в случае обычных безналичных переводов и платежей, смарт-контракты позволят обеспечить целевое расходование средств, например, при перечислении денег на благотворительные цели. Воплотится ли проект — неизвестно.
Эксперты отмечают, что существует несколько подходов к упорядочиванию рынка криптоактивов. Первый основан на жестком регулировании, в том числе на запрете майнинга (Китай, Турция, Россия). К нему прибегают страны с более жесткими ограничениями на рынке или нестабильной денежной системой, заинтересованные в быстром введении ЦВЦБ. В данном случае платежное средство на основе ЦВЦБ может рассматриваться крупными государствами как альтернатива международным платежным системам и возможность повышения статуса национальных валют до уровня региональных.
Второй подход, предусматривающий определение рынка криптоактивов как управляемое развитие (ЕС, Япония, США), предполагает внедрение специального регулирования криптооперациями, которое позволяет, с одной стороны, развивать рынок, а с другой — обеспечивать минимизацию существующих рисков и издержек, согласованность действий и сотрудничество на наднациональном уровне. Введение ЦВЦБ при этом подходе возможно в среднесрочной перспективе. Управляемое развитие рынка поощряет внедрение технологий с минимальным отрицательным воздействием на окружающую среду.
Белорусское законодательство способствует развитию криптосферы. Республика входит в топ-50 стран по Индексу принятия криптовалют (государства с самым высоким уровнем распространения криптовалют) и индексу принятия децентрализованных финансов (DeFi — фининструменты в виде сервисов и приложений, созданных на блокчейне).
Перспективы отечественного крипторынка будут зависеть от многих факторов, в том числе от эволюции белорусского законодательства, развития IT-индустрии, а также от регулирования крипторынка в других странах.
По мнению аналитиков, подход, основанный на управляемом развитии, является более сложным, но в то же время он более перспективный для Беларуси. Существует несколько направлений его реализации. Первое предполагает совершенствование национальных норм регулирования деятельности провайдеров криптоуслуг, участников крипторынка в области раскрытия информации, а также требований к капиталу, норм резервирования, порядка регистрации эмиссии токенов (включая стейблкоины). С учетом появления новых категорий финансовых инструментов (различных видов стейблкоинов) необходимо будет уточнение норм регулирования и определение для финансовых учреждений условий по созданию резервов, совершенствованию риск-менеджмента, идентификации клиентов при осуществлении операций с криптоактивами. Должна будет проводиться экологизация проектов, включая достижение углеродной нейтральности криптодобычи и переход от алгоритма консенсуса proof-of-work к менее энергозатратным способам майнинга.
Другой подход предполагает утверждение международных правил работы, стандартов и требований, предъявляемых к субъектам криптоопераций, разработку проекта по созданию собственной ЦВЦБ на основе уже существующих. При этом на первом этапе проекта цифровой рубль может дополнять обычную наличность, а не заменять ее.
В любом случае, учитывая быстро меняющуюся экономическую ситуацию, глобальную перестройку мирового финансового порядка, Беларусь должна быть готова к новым условиям.
ФОТО открытые источники