Какие составляющие формируют розничную цену на моторное топливо, как на нее влияет волатильность нефтяных рынков, смогут ли электрокары снизить спрос на бензин — на эти и другие вопросы, касающиеся ценообразования на топливном рынке, мы попросили ответить четверых экспертов. В обсуждении приняли участие независимый аналитик, экс-глава Департамента анализа и прогнозирования глобальных рынков нефти агентства ThomsonReuters (Великобритания, Лондон) Шакил Бегг, заместитель начальника планово-экономического управления (по ценам) концерна «Белнефтехим» Лариса БОЛОТИНА, заместитель генерального директора ОАО «Мозырский НПЗ» Сергей КРОТ и научный исследователь Школы бизнеса и экономики университета г. Умео (Швеция) Сергей МАНЖИНСКИЙ.
Л. Болотина: Определяющим фактором, конечно, является цена на нефть, закупаемую НПЗ, — в себестоимости нефтепродуктов она занимает более 80%. Еще один существенный фактор — курс национальной валюты. Примерно 1/3 всего производимого объема нефтепродуктов реализуется на внутреннем рынке за белорусские рубли, в то время как нефть приобретается за валюту. Около 30% в розничной цене моторного топлива — налоговая нагрузка, так что любое изменение налогового законодательства тоже оказывает свое влияние.
Для населения топливо — это товар ежедневного использования, цена на который является весьма чувствительной позицией. То есть я хочу сказать, что социальный фактор при формировании цен на моторное топливо также немаловажен.Однако объективную оценку влияния изменяющихся условий на цену топлива может дать только комплексный подход к рассмотрению всех факторов.
С. Крот: В розничной цене моторного топлива несколько важных составляющих. В первую очередь — цена на нефть, а также ставки налогов, розничные цены сопредельных стран, политика регулирующих органов. В действующих ценах доля НДС составляет 17%, акциза — 8-13%, остальное приходится на затраты по производству, в том числе на приобретение нефти, а также на расходы, связанные с реализацией топлива.
С. Манжинский: Розничные цены на моторные топлива в Швеции одни из самыхвысоких в Европе: около 1,85 долл. стоит 1 литр бензина (super — аналог АИ98) и 1,94 долл. — 1 литр дизеля (diesel). Однако это не должно вводить в большое заблуждение, т.к. по паритету покупательской способности скандинавские страны имеют на самом деле дешевые по сравнению с Беларусью топлива. На розничную цену моторного топлива влияют такие факторы, как цена сырья и стоимость его переработки, налоги, маржа рентабельности, которую закладывают участника рынка (шведский рынок моторных топлив олигополен и поделен, по сути, между четырьмя основными игроками). Довольно сильное значение имеет и сезонность.
Ш. Бегг: Цена на бензин зависит, прежде всего, от баланса спроса и предложения на топливо в каждом конкретном регионе. Что касается моторных топлив (бензина и дизельного топлива), то цена, как уже отметили белорусские эксперты, зависит от стоимости сырья — сырой нефти, а также динамики международного спроса и предложения. В конечном итоге это все определяет стоимость продуктов, которые создаются в процессе переработки. Другие факторы включают (но не ограничиваются ими) внутреннее налогообложение, импортные пошлины или субсидии.
Учитывая необходимость переработки сырой нефти для производства нефтепродуктов, включая моторное топливо, значительная доля оптовых цен на топливо может зависеть от стоимости сырья в отсутствие других затрат, таких как внутренние налоги.Влияние акцизов и налогов варьируется по всему миру и в конечном итоге зависит от политики, проводимой правительствами. Например, в Великобритании более 50% розничной цены на моторное топливо составляют акцизные сборы и другие налоги. Аналогичная налоговая политика применяется в большинстве других стран Западной Европы. Однако акцизы и налоги представляют относительно небольшую долю розничной цены на топливо в США.
Ш. Бегг: В регионах с низкими пошлинами и налогами на топливо большую часть розничной цены регулируют стоимость сырья и оптовые цены на топливо. Таким образом, волатильность цен из-за внешних или фундаментальных факторов оказывает большое влияние на цены на топливо. Однако если налогообложение представляет собой значительную долю розничной цены на конкретное топливо в конкретном регионе, то волатильность цен на топливо будет иметь ограниченное влияние. Это, безусловно, имеет место в Западной Европе.
Волатильность цен на оптовых рынках приводит, как правило, к большей неопределенности для производителей и потребителей и часто влечет за собой более структурные изменения в промышленности.
Л. Болотина:Мировые котировки нефти меняются ежедневно. Предсказать их движение в ту или иную сторону крайне сложно. Но реакция на изменение цен на нефть в виде адекватной корректировки цен на нефтепродукты в рыночной экономике присутствует всегда.
С. Манжинский:В Швеции волатильность достаточно сильно влияет на стоимость топлива, поскольку страна импортирует сырую нефть (в основном из Норвегии, Дании и России). Цена на нефть (как правило, марки Brent) используется как базис цены для топлива.
Однако следует отметить, в Швециисокращается использование нефтяных продуктов.Например, в 2017 году по сравнению с 1983-м оно упало вдвое. Это происходит за счет внедрения мощностей возобновляемых источников энергии и внедрения более энергоэффективных технологий. Все это приводит к менее зависимому положению Швеции от мировых нефтяных рынков.
С. Крот: Поскольку в себестоимости нефтепродуктов затраты на сырье занимают 80-90%, розничные цены на нефтепродукты в идеале должны коррелировать с ценами на нефть. Но бензины и дизельное топливо являются социально значимыми продуктами и оказывают значительное влияние на другие отрасли экономики страны. Это значит, что резкие колебания розничных цен на моторные топлива могут «лихорадить» экономику в целом.
Л. Болотина: Что касается Беларуси, то рынок электромобилей только начинает у нас зарождаться. Поэтому говорить о его значительном влиянии на цены моторного топлива преждевременно.
С. Крот: Рынок электрокаров развивается при государственной поддержке в виде субсидий и налоговых льгот. Но, насколько я знаю, в США уже звучат предложения о сокращении и впоследствии полной отмене субсидирования владельцев электромобилей. Поэтому в среднесрочной перспективе конкуренция электромобилей может носить незначительный характер.
С. Манжинский: Это сложно однозначно предсказать, хотя, скорее всего, цены на топливо будут расти за счет дальнейшего повышения карбонового налога. Но важнее даже не сами цены, а то, чтоспрос на негов обозримом будущем будет, вероятно, не так высок. В частности, в Швеции. Например, здесь принята энергетическая стратегия, согласно которой к 2045 году страна должна выйти на нулевые чистые выбросы парниковых газов. Это предполагает, что переходыкак на электромобили, так и на биотопливо будут стимулироваться и впредь. Дополнительно планируется вводиться экологические сборы с автомобилей с двигателями, работающими на продуктах нефтепереработки.
Ш. Бегг: Распространение электромобилей, безусловно, поглощает долю рынка обычных моторных топлив, хотя и очень скромными темпами. Однако электромобили — это не единственное препятствие, с которым в транспортном секторе сталкиваются производители бензина и дизельного топлива. Мандаты на производство биотоплива, сжиженного газа и другие возобновляемые источники также влияют на спрос, обычно наблюдаемый на бензин и дизельное топливо. Однако, как и в случае с электромобилями, существуют проблемы, связанные с логистикой, доступностью и эффективностью поставок. За последнее десятилетие цены на аккумуляторы, с одной стороны, резко снизились, но с другой — остаютсядостаточно высокими при относительно коротком сроке годности этих аккумуляторов. В то же время электрозаправки еще не столь широко распространены, чтобы автомобилисты не опасались остаться без подзарядки при путешествии на короткие расстояния.
Согласно большинству отраслевых оценок, в 2019 году спрос на бензин в США — крупнейшем рынке снова сократится. Ожидается, что потребление дизельного топлива увеличится за счет спроса на морской газойль вследствие предстоящих изменений в правилах IMO для рынка бункерного топлива. В 2018 году впервые за 20 лет Китай, крупнейший в мире рынок автомобилей, снизил продажи. Однако, что интересно, продажи электрокаров продолжали расти. На фоне изменений в окружающей среде и более слабых продаж бензина и дизельного транспорта в мире мы можем ожидать, что производители продолжат диверсифицировать производство. Это позволит им включить в свои линейки больше электрических, гибридных и топливных элементов, что неизбежно поддержит спрос на альтернативные виды топлива.
С. Крот: Форма регулирования цен на моторные топлива в любом случае должна отвечать следующим задачам: обеспечивать относительную стабильность (без резких колебаний) и доступность розничных цен и, одновременно, эффективность деятельности нефтепереработки.
Л. Болотина: В странах, которые не имеют достаточного объема собственных ресурсов нефтяного сырья, в том числе в Беларуси, для обеспечения нефтепродуктами внутреннего рынка извне закупается либо нефть, либо непосредственно сами нефтепродукты. Организация долгосрочных поставок импортируемых товаров возможна только при обеспечении экономической эффективности данного процесса. В противном случае на рынке может иметь место дефицит топлива.
Иной подход к данному вопросу в странах, которые добывают собственную нефть. Они имеют возможность реализовыватьнефтепродукты на внутреннем рынке без жесткой привязки к мировой конъюнктуре нефтяного рынка, в большей степени учитывая социальный фактор и стимулируя рост объема потребления топлива, что в свою очередь может повлечь рост цен.
Ш. Бегг: Ценообразование на топливо — сложный вопрос, на который влияют многие переменные. Он неразрывно связан с политикой и режимами правительств, но на оптовом уровне рыночные цены в конечном итоге определяются фундаментальными, структурными и циклическими тенденциями.