Поиск

Поток

НИДЕРЛАНДЫ: ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ КАК СТИМУЛ ДЛЯ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА

11 Марта 2021
Игорь Рубан

Игорь Рубан

ведущий редактор

Доктрину Европейского союза по борьбе за снижение выбросов углекислого газа в атмосферу страны приняли к действию с разной степенью активности. Несомненным лидером в этом стали Нидерланды — страна лидирует по приросту электромобилей и плотности электрозарядных станций.

Разобраться в успешности кейса Нидерландов в области электрификации нам помог Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Королевстве Нидерландов Андрей ЕВДОЧЕНКО.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Королевстве Нидерландов Андрей ЕВДОЧЕНКО

— Андрей Александрович, насколько популярен электротранспорт в Нидерландах?

— Нидерланды возглавляют мировой рейтинг по степени готовности государств к использованию электромобилей и занимают третье место в мире по количеству электромобилей на душу населения (после Норвегии и Швеции).

цитата

Принятая в Нидерландах в 2009 году Национальная программа действий по стимулированию использования электромобилей поставила задачи по наращиванию количества электромобилей до 200 тыс. ед. к 2020 году, до 1 млн ед. — к 2025 году и полному отказу от продаж новых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания к 2030 году. Планируется, что к 2050 году все автомобили в Нидерландах будут только с электрическим двигателем.

Поставленные задачи выполняются с опережением. Электромобили становятся все более популярными, особенно с учетом относительно небольшого размера территории страны, давней приверженности нидерландцев к улучшению экологии и высокой цены на бензин.

На 31 декабря 2020 года в стране насчитывалось 297,4 тыс. электромобилей (за прошедшие два года количество увеличилось в 2,5 раза), в том числе 182,5 тыс. ед. — полностью электрических автомобилей (рост в четыре раза), 108,7 тыс. ед. — гибридных автомобилей (рост на 11,3%) и 6,3 тыс. ед. — полностью электрических легких микроавтобусов (рост в два раза). Доля электромобилей в общем количестве новых продаж автомобилей в 2020 году составила 24,6%, и она стремительно увеличивается (в 2018 году — 6,7%, в 2019 году — 14,9%). На рынке представлена 31 модель различных производителей. Лидерами рынка являются Tesla Model 3 (доля около 12%), Mitsubishi Outlander P-HEV, Volvo V60 Plug-in Hybrid, Tesla Model S и Volkswagen Golf GTE.

— Что делает государство для стимулирования использования электромобилей и развития электротранспортной отрасли?

— Частные лица — владельцы полностью электрических транспортных средств платят пониженный сбор за их регистрацию, а также освобождаются от уплаты налогов на их покупку и собственность. При приобретении гибридных автомобилей налог на покупку не взимается, налог на собственность уплачивается в размере 50%.

При приобретении транспортного средства юридическим лицом пониженный налог на автомобиль составляет 4% для полностью электрических автомобилей и 22% для гибридных автомобилей.

При покупке предпринимателем (компанией) электромобилей для использования в качестве такси или грузоперевозок активно используется субсидирование как на уровне правительства через Министерство инфраструктуры и окружающей среды, так и на уровне местных органов власти. Сумма может составлять от 3 до 5 тыс. евро в зависимости от муниципалитета. Интересен также опыт ряда городов по предложению бизнес-покупателям стимула в размере 2,5 тыс. евро за замену старых автомобилей полностью электрическими.

Программа стимулирования покупки электромобилей предусматривает, что до 30 июня 2025 года жители Нидерландов могут рассчитывать на скидку в размере 4 тыс. евро при покупке или лизинге нового электромобиля или до 30 июня 2024 года — на скидку 2 тыс. евро при покупке подержанного пассажирского электромобиля стоимостью от 12 до 45 тыс. евро с запасом хода не менее 120 км. Но покупка машины частным лицом попадет под субсидию только в том случае, если будет совершена в автомобильной компании или дилерском центре, а взаимные продажи между частными лицами не участвуют в программе стимулирования. Для служебных электромобилей предусмотрена такая же субсидия на покупку — она составит в 2021 году 3 430 евро, а к 2024 году будет снижена до 1 830 евро.

Если говорить о популярности электровелосипедов, то в 2020 году их доля составила около 45% в объеме продаж новых велосипедов. С 2012 года эта доля выросла почти в шесть раз.

Если говорить о популярности электровелосипедов в Нидерландах, то в 2020 году их доля составила около 45% в объеме продаж новых велосипедов. С 2012 года эта доля выросла почти в шесть раз.

— Становятся ли электромобили инновационным решением, способствующим возникновению новых экономических возможностей для бизнес-сообщества?

цитата

— Разумеется. Электромобили являются для Нидерландов тем самым инновационным решением, которое смогло предоставить множество новых экономических возможностей для нидерландского бизнес-сообщества. Основными направлениями развития данной отрасли являются электрозаправки и сопутствующая инфраструктура, производство деталей и элементов для электромобилей, а также непосредственное производство электромобилей и легких электротранспортных средств передвижения, в том числе скутеров и электровелосипедов.

Подсчитано, что каждый проданный электромобиль в Нидерландах дает экономике этой страны по меньшей мере около 11 тыс. евро дохода. Каждые 20 проданных электромобилей создают дополнительно одно рабочее место. По мнению экспертов Роттердамского университета прикладных наук, электротранспортная отрасль способна принести в ВВП страны по меньшей мере 1,2 млрд евро. Накопленную электроэнергию в аккумуляторах пассажирского транспорта планируется использовать для распределительных сетей, тем самым увеличив эффективность работы солнечных электростанций, которые могут использовать аккумуляторы в качестве хранилища электроэнергии. Ночью при применении такой схемы при зарядке электромобилей происходило бы сглаживание «ночных» провалов в графике электрических нагрузок.

— Какие компании по производству электротранспорта или комплектующих для него работают в Нидерландах?

— Компания Tesla имеет производственную площадку в промышленной зоне Фоссенберг в городе Тилбурге на юге страны. С декабря 2012 года в Тилбурге в качестве европейского головного офиса запчастей и услуг функционирует дистрибьюторский центр компании. Сборочный завод Tesla Tilburg занимается окончательной сборкой электромобилей Tesla Model S/X перед их поставкой на европейский рынок. Это первый завод по сборке электромобилей Tesla не на территории США. Его мощность сейчас составляет порядка 450 электромобилей в неделю и постепенно увеличивается.

Электровелосипеды и электромотоциклы в Нидерландах производятся компаниями Batavus B.V. и Sparta B.V., которые входят в транснациональную нидерландскую корпорацию Accell Group N.V. Общий объем производства группы составил в 2020 году около 1 млн штук на сумму свыше 1,1 млрд евро. Основные рынки сбыта — Северная Америка и Европа.

инфраструктура для электротранспорта в Нидерландах

 

— Насколько доступна инфраструктура для электротранспорта? Какие тарифы на оплату электроэнергии?

— Нидерланды имеют наибольшее в мире соотношение между общественными пунктами зарядки и электромобилями, а также на душу населения. Страна участвует в европейской декларации Charging Everywhere («Заряжайся везде»). Общественные пункты зарядки (от 3 до 11 кВт или быстродействующие до 50 кВт) распространены по всей стране. Фактически люди имеют возможность заряжать свои электромобили на каждой улице, в каждом городе, на каждой трассе и возле каждого офиса.

цитата

Уже сегодня в Нидерландах размещено порядка 55 тыс. общественных зарядных станций, а в рамках реализации национальной программы по зарядной инфраструктуре подготовлен план, согласно которому к 2030 году их должно быть не менее 1,7 млн. Амстердам имеет самую высокую плотность зарядных станций в мире — свыше 2,5 тыс. пунктов зарядки.

Общественные пункты зарядки в значительной степени субсидируются местными органами власти. Средняя плата за электроэнергию составляет около 0,22 евро за кВт, при этом реальные затраты, по оценкам экспертов, приближаются к 1 евро. Следует отметить, что согласно опросам 47% нидерландских водителей предпочитают заряжать электромобили на работе.

— Какие цены на электромобили?

— По статистике средняя цена реализованного электромобиля в Нидерландах в 2020 году составила около 36 тыс. евро. Могу привести цены на отдельные новые электромобили: Tesla Model S — от 95 тыс. евро, Opel Ampera — 40,1 тыс. евро, Nissan Leaf — 35,1 тыс. евро, Mitsubishi Outlander P-HEV — 34,5 тыс. евро, Kia Soul EV — 34 тыс. евро, Volkswagen eGolf — 33,9 тыс. евро, BMW i3 — 31,9 тыс. евро, Renault ZOE — 29,1 тыс. евро, Renault Kangoo — 23,2 тыс. евро, Volkswagen e-Up! — 21,4 тыс. евро, Renault Twizy — 15 тыс. евро.

Очевидно, что электромобили дорогие, но в итоге владелец экономит за счет более низких затрат на их техническое обслуживание, энергозатрат и налогов.

— Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для стимулирования покупки электромобилей и развития электротранспортной отрасли в Беларуси?

— Полагаю, что нам при продажах и лизинге электромобилей надо активнее внедрять субсидирование, в том числе с участием коммерческих банков, обеспечивать поступление на рынок более дешевых моделей и поощрять внедрение стимулов за замену старых автомобилей полностью электрическими. Важно также развитие инфраструктуры, в том числе увеличение медленных «ночных зарядок» в спальных районах, и здесь передовой опыт Нидерландов весьма интересен. Мы обсуждаем с компанией «Тесла», ее европейский офис находится в Амстердаме, развитие в Беларуси суперэлектрозаправок, которые значительно увеличат пробег и сократят время полной зарядки электромобилей до 15—20 минут.

 

ФОТО предоставлено посольством Республики Беларусь в Королевстве Нидерландов

 

  

 

Нидерланды Посольство Беларуси Андрей ЕВДОЧЕНКО Электромобили Tesla Charging Everywhere
11 Марта 2021
1636
Рейтинг: 4