Поиск

Поток

Роль Беларуси в структуре ЕАЭС

14 Февраля 2025
Светлана Сабило

Светлана Сабило

Обозреватель

С 1 января Беларусь в третий раз приняла председательство в органах Евразийского экономического союза. Президент нашей страны Александр Лукашенко в качестве главы Высшего Евразийского экономического совета направил лидерам стран ЕАЭС обращение, в котором обозначил приоритеты на предстоящий год. Усилия будут сосредоточены на девяти направлениях, в частности развитии промышленной кооперации и единого транспортного пространства, цифровизации, сотрудничестве на внешнем контуре ЕАЭС. Подробностями делится аналитик Белорусского института стратегических исследований кандидат исторических наук, доцент Ольга Лазоркина.

— Ольга Игоревна, в чем основное отличие Евразийского экономического союза от других международных объединений, таких как, например, ШОС, БРИКС, Союзное государство Беларуси и России?

— ЕАЭС — важное звено интеграции на постсоветском пространстве. Его функция — формирование экономической платформы нового уровня. Несмотря на молодой по международным меркам возраст, ЕАЭС сумел достичь вполне определенных результатов в экономической интеграции. За 10 лет существования этой организации совокупный ВВП стран, входящих в ее состав, вырос на 12,5%, внутренняя взаимная торговля — в два раза, внешняя (с третьими странами) — на 60%, промышленный потенциал — на 22%.

Сейчас у нашей страны появилась возможность попытаться все лучшие практики, которые мы разработали в Союзном государстве, распространить на Евразийский экономический союз.

Как сказал Александр Лукашенко на одном из саммитов, Евразийский экономический союз может стать одним из глобальных полюсов экономического притяжения.

— Почему большое значение придается председательству Беларуси в ЕАЭС?

— Это значимое внешнеполитическое событие. Мы видим огромное внимание к деятельности ЕАЭС со стороны Главы белорусского государства. Девять приоритетных направлений — это комплексный подход и серьезная заявка на укрепление и, возможно, изменение качества интеграции в период белорусского председательства.

По мнению Александра Лукашенко, совместные усилия необходимо сосредоточить на развитии технологического потенциала государств — членов ЕАЭС, формировании общего пространства кооперационного взаимодействия во всех отраслях экономики. Это предполагает и решение вопросов создания объединенного рынка ресурсов. В частности, единый рынок нефти и газа изначально был одним из стратегических направлений развития ЕАЭС.

— Каковы перспективы партнерства в нефтехимической сфере?

— Глобальная нефтегазохимическая отрасль — одна из высокодинамичных и конкурентных. Поэтому место и роль ее региональных комплексов не могут быть стабильными постоянно. Адаптация и проактивность в подходах и действиях составляют основу выживаемости отрасли.

ЕАЭС обладает серьезным сырьевым потенциалом, существенными запасами нефти и газа. Кроме того, близкое географическое расположение к перспективным рынкам сбыта открывает для стран — его членов широкие возможности.

Последние пять лет государства ЕАЭС проводили поэтапную гармонизацию законодательства в нефтяной сфере. Ключевыми вопросами были установление общего тарифа для транспортировки нефти и применение единых принципов торговли нефтью и нефтепродуктами. На стадии реализации находятся более 20 крупных нефтегазохимических проектов на общую сумму, превышающую 200 миллиардов долларов.

— Что делается для объединения нефтехимических рынков стран ЕАЭС?

— Предлагаются новые решения по запуску объединенного рынка нефти и газа. Например, введение упрощенной процедуры допуска иностранных лиц на биржевые площадки, освобождение от уплаты НДС, а также возможность вести торговлю на приграничных железнодорожных станциях. Для Беларуси — это Злынка. Например, в сентябре 2024 года президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Игорь Артемьев представил предложения по организации биржевой торговли между странами ЕАЭС. И начать, по его мнению, следует с нефтепродуктов и нефтехимии.

Наряду с этим сохраняются узкие места. Среди основных вопросов, которые придется решить, — свободный доступ для всех хозяйствующих субъектов на рынок, а также к системам транспортировки. Чувствительные проблемы — обеспечение рыночного ценообразования, соблюдение антимонопольных правил.

В ЕАЭС ведется плановая работа, направленная на сближение позиций в нефтегазохимической отрасли. Это позволяет говорить о высокой заинтересованности стран-членов в разрешении сложных вопросов. При этом все понимают, что важно качество решения проблем, а не скорость. В условиях стремительной международной динамики необходимо предусмотреть как можно больше потенциальных препятствий, чтобы обеспечить поступательное экономическое развитие ЕАЭС вне зависимости от политической конъюнктуры.

Справка. В 2023 году подписана Декларация о дальнейшем развитии экономических процессов «Евразийский экономический путь», в которой определены задачи Союза на среднесрочную перспективу до 2030 года. Основные направления:

— обеспечение общего рынка ключевыми товарами и ресурсами и его эффективное функционирование;

— формирование общего пространства кооперационного взаимодействия и сотрудничества в сфере технологического развития;

— создание общего транспортно-логистического пространства;

— формирование общего финансового рынка;

— развитие экономического сотрудничества в сферах, имеющих интеграционный потенциал;

— функционирование ЕАЭС как полюса экономического притяжения на международной арене.

ФОТО Елизавета Лукашун, открытые источники

ЕАЭС БИСИ Ольга Лазоркина
14 Февраля 2025
215
Рейтинг: 4