Поиск

Поток

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ

05 Ноября 2019
Ольга Спехова

Ольга Спехова

Пресс-секретарь концерна "Белнефтехим"
ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ

Нефть используется для получения трети всей энергии в мире. Что заставит изменить статус-кво на рынке энергоносителей, кто вмешивается в традиционные поставки нефтепродуктов и так ли перспективны электромобили? Ответы на эти вопросы искали эксперты и аналитики на VII конференции «Рынок нефтепродуктов Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница».

 

Чья в Европе нефть?

Топливный рынок активно меняется: модернизация нефтеперерабатывающих заводов стоит дорого и доступна не всем, а ужесточение требований к содержанию серы в судовом топливе и вовсе может перекроить привычную карту поставок топлива. На рынке энергоносителей эксперты внимательно следят за США. Объем экспорта сырой нефти из США значительно вырос с тех пор, как в 2015 году конгресс снял запрет на экспорт, введенный еще в 1973 году. Первоначально американская сырая нефть поставлялась в Европу только в крупные хабы, такие как Триест (Италия) и Роттердам (Нидерланды). Там грузы дробились и продавались небольшими партиями на НПЗ. Теперь ситуация изменилась — американская сырая нефть поставляется практически в каждую европейскую страну вглубь материка вплоть до Чехии. Через пролив Босфор американская нефть нашла выход в Румынию, где потеснила традиционную CPC Blend.

В среднем в сутки в Европу поступает более 1 млн баррелей американской нефти. Изменение торговых потоков и влияние США на европейском рынке анализирует Эмма Киттлей, заместитель редактора EMEA Crude Oil, PLATTS.

Эмма Киттлей, заместитель редактора EMEA Crude Oil, PLATTS

цитата

— Объем экспорта американской нефти, возможно, чуть снизив темпы, продолжит расти, — считает Эмма Киттлей. — Экспорт из США увеличился по различным направлениям по всему миру, в том числе в Азию. Европа заняла второе место — в 2018 году сюда поставлялось всего 600 тыс. баррелей в сутки, в начале 2019 года — уже около 800 тыс. баррелей, а в ближайшее время эта цифра вырастет до 1,3 млн баррелей в день нефтесорта WTI.

 

Особого внимания заслуживает качество судового топлива. Ожидается рост спроса на низкосернистые сорта нефти. Уже с 1 января 2020 года по решению Международной морской организации (IMO) содержание серы в судовом топливе не должно превышать 0,5 процента.

По мнению Эммы Киттлей, американская нефть удачно конкурирует на европейском рынке. Светлый сорт WTI Midland, а также более легкий и низкосернистый сорт Eagle Ford 45 сопоставимы с африканскими Saharan Blend, Agbami, Qua Iboe. Огромный объем нефти, поступающий в Европу, заставил покупателей всех сортов обращать внимание на аналогичные характеристики WTI Midland. Главная особенность российской Urals — высокое содержание серы.


— Американская нефть пока не оказала влияния на белорусский рынок, но это вопрос времени, — уверена Эмма Киттлей. — Несмотря на то, что напряженность и санкции долгое время были предметом разговоров, для рынка они не являются основополагающим фактором. Все больше разговоров ведется о том, что ситуация может измениться в ближайшее время, ведь Беларусь стремится диверсифицировать поставки нефти и уйти от полной зависимости от импорта из России. В настоящий момент Беларусь серьезно не рассматривает африканские сорта и чаще всего использует российскую нефть, в основном Urals. Американская сырая нефть попала к традиционным покупателям Urals, как правило, в составе более разнообразных блендов. Может ли Беларусь пойти по тому же пути? Если заглядывать в будущее, то, конечно же, может, — считает Эмма Киттлей.


 

Условие успеха — модернизация НПЗ

Введение новых требований IMO 2020 скажется и на рынке сырой нефти. Сергей Агибалов, старший аналитик Argus Media, считает, что дифференциация цены между сернистыми и несернистыми сортами, в частности между Urals и WTI, может достигать 5 долларов за баррель. Котировки на сернистый мазут существенно снизятся, а дизельное топливо в то же время подорожает.

Сергей Агибалов, старший аналитик Argus Media

цитата

Это будет испытанием для индустрии, — говорит Сергей Агибалов. — Технологически развитые заводы, оснащенные установками гидрокрекинга или замедленного коксования, в течение нескольких лет смогут зарабатывать хорошие деньги. Особенно если вы покупаете сернистую нефть и разгоняете ее на дорогие светлые нефтепродукты. Так что для части заводов наступают очень позитивные времена, — уверен Сергей Агибалов.

А вот для средних заводов и предприятий, осуществляющих простую переработку нефти, будут годы испытаний.

— Мы видим, что ряд технологически несовершенных заводов, которые в прошлые годы покупали Urals, сейчас переходят на закупки более легкой нефти, в частности WTI. Но эта история важна для технологически слабых заводов. Заводам развитым куда интереснее будет работать с тяжелым сырьем и зарабатывать на технологической эффективности, — считает эксперт.

Для Беларуси, по мнению Сергея Агибалова, сейчас актуально осваивать рынки Украины, Польши и стран Балтии, ведь профицит на российском рынке нефтепродуктов лишает его экспортной привлекательности. В России сформирован большой пул мощностей — около 320 млн т переработки сырой нефти. Но в силу многих экономических и технических факторов этот пул задействован не в полной мере. В 2018 году загрузка составила около 88%, в 2019-м ожидается еще ниже. В 2020 году многие российские компании начнут завершающую фазу модернизации НПЗ.

После того как российские заводы завершат модернизацию (основная часть проектов будет завершена к 2025 году), произойдет существенное изменение структуры продукции. Ключевыми вызовами станут рост выпуска дизельного топлива на 30 млн т и соответственно потенциальное увеличение выпуска бензина до 8 мнл т. В основном это увеличение состоится за счет сокращения выпуска мазута, ВГО и газойля.

Рынок для этого объема пока непонятен. Когда программа только разрабатывалась, продуктовый рынок России был привлекательным. Сейчас все иначе, следовательно, прирост должен быть направлен на экспорт. Правда, большинство российских терминалов «заточены» под перевалку мазута, и постепенный процесс переориентации на перевалку светлых нефтепродуктов только начинается. Эксперты рассматривают несколько сценариев. Первый — весь бензин пойдет на экспорт. Второй — при полной монетизации обратного акциза российский минфин согласится на дальнейшее снижение уровня субсидирования нефтепереработки. Тогда ожидать увеличения объемов нефтепродуктов будет ошибочно, скорее всего, начнется корректировка объемов выпуска нефтепродуктов.

 


Сейчас схема маржинальности российских заводов проста. Она коренным образом отличается от схемы экономики для европейских заводов — чем выше цены на нефть, тем больше объем таможенных субсидий получают российские заводы и тем выше маржа для переработки.


 

Газ расширяется

На долю нефтехимической отрасли приходится почти четверть мирового потребления СУГ. Модернизация отрасли предполагает рост потребления сжиженного углеводородного газа. Доля Беларуси в сухопутном экспорте СУГ из России выросла с 7% в 2016 году до 32% в 2019 году.

Эксперт по рынку сжиженного углеводородного газа издания «Томсон Рейтер» Дамир Хальметов

Эксперт по рынку сжиженного углеводородного газа издания «Томсон Рейтер» Дамир Хальметов прогнозирует, что производство СУГ в России в 2015 году увеличится с 16,7 до 22,8 млн т. Потребление вырастет с 10,6 до 14,9 млн т, экспорт увеличится с 6,2 до 7,9 млн т. Производство СУГ будет расти с CAGR 5,4% благодаря расширению или запуску новых проектов: Роспан (проект Роснефти) в Западной Сибири, Иркутская нефтяная компания (ИНК) в Восточной Сибири, Амурский ГПЗ на Дальнем Востоке, Русгаздобыча и Газпром в Усть-Луге.

Одна из перспективных сфер использования СУГ — автотранспорт. Газ сгорает более эффективно, даже когда двигатель холодный, горит относительно чисто, без дыма и пепла, поэтому считается, что такое топливо более экологичное. В выхлопах газовых моторов содержится в 2—3 раза меньше оксида углерода и в 1,2 раза меньше окиси азота. Кроме того, газ значительно дешевле бензина и дизельного топлива.

Беларусь всерьез делает ставку на газомоторное топливо. В июле 2019 года наша страна презентовала первый в мире комбайн на газомоторном топливе. Идет работа над созданием двигателя для тракторов на газу.

Яркие перспективы электротранспорта

Государственная нефтехимическая компания «Белоруснефть» внимательно следит за тенденциями на мировом автомобильном рынке. Национальный оператор по зарядке электромобилей не стал дожидаться мер государственного стимулирования населения на приобретение электромобилей. Несмотря на то, что в Беларуси число электрокаров меньше одного процента от общего количества индивидуального транспорта, была выбрана стратегия опережающего строительства инфраструктуры. Уже к концу 2019 года страна будет покрыта сетью из 250 электрозарядных станций (ЭЗС). К 2021 году число ЭЗС вырастет до 500. А с 2022-го «Белоруснефть» начнет развивать сеть супербыстрых зарядных станций.

Андрея Котика, заместителя генерального директора по строительству, общим вопросам и идеологической работе РУП «Производственное объединение «Белоруснефть»,

По словам Андрея Котика, заместителя генерального директора по строительству, общим вопросам и идеологической работе РУП «Производственное объединение «Белоруснефть», с 2010 года основной бенефициар инвестиций в энергетике — это возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Общий объем инвестиций мировых лидеров автопрома в развитие электромобилей превысил 500 млрд долларов.

Пока автоконцерны вкладывают средства в развитие производства транспорта на альтернативных видах топлива, крупные нефтяные компании инвестируют в новые технологии заправки транспорта. Shell купила крупнейшую в Европе компанию по зарядке аккумуляторов Newmotion и тратит более 6% от общего объема инвестиций на развитие систем накопления энергии, производство солнечных батарей и программного оборудования для зарядных станций. British Petroleum приобрела компанию Chargemaster — официального партнера по зарядке ведущих производителей электромобилей — и декларирует в 2019 году 500 млн долларов инвестиций в развитие ВИЭ. Такой же объем инвестиций в эту сферу заявляет Total. Eni вместе с General Electric и Statoil обещают в 2020 году вложить 1,2 млрд евро в развитие возобновляемых источников энергии.

Ориентируясь на лидеров нефтяной отрасли, «Белоруснефть» следит и за спросом на «белую нефть» — так называют литий. В большинстве электромобилей используются литий-ионные аккумуляторы. В 2020 году спрос на литий-ионные батареи превысит 300 ГВт*ч, а в 2030 году — уже 2 000 ГВт*ч. Именно батарея пока остается самой дорогой частью электрокара. Пока остается, потому что еще несколько лет назад она составляла почти половину стоимости машины, сегодня она упала до трети, а к 2025 году снизится до 20%.


— Важно, что точка паритета стоимости двигателя внутреннего сгорания и электромобиля при одинаковой характеристике была смещена с 2026-го на 2024 год, — говорит Андрей Котик. — Когда же количество электромобилей сравняется с количеством автомобилей, оснащенных двигателями внутреннего сгорания? Это обозримое будущее. С 2025 года Норвегия полностью откажется от бензиновых двигателей. В 2018 году электромобили составили 31% всех новых машин, проданных в этой стране. Приобретение такого электротранспорта частично финансируется государством посредством возмещения гражданину части стоимости купленного авто и освобождения от ежегодной уплаты транспортного сбора и дорожного налога. Израиль планирует с 2030 года запретить все бензиновые и дизельные автомобили и полностью убрать налоги на электромобили. В Дании к 2030 году запретят двигатели внутреннего сгорания, вынудив жителей перейти на электромобили. Великобритания и Франция заявили о готовности прекратить продажу дизельных автомобилей и планируют с 2040 года запретить продажу всех новых автомобилей, работающих на бензине или дизельном топливе. Ожидается, что к 2050 году автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями полностью исчезнут с дорог Великобритании, — напомнил Андрей Котик.


Рост инвестиций в электромобильность

Ждет Беларусь новая эра «бэушек» из Европы или наша страна тоже будет стимулировать продажи электротранспорта — узнаем уже скоро. В любом случае «Белоруснефть» предоставляет выбор: АЗС или ЭЗС. И если белорусы пока отказываются от электромобилей, то уж точно не из-за слабого развития инфраструктуры. Размещение модулей для зарядки электромобилей на территории действующих АЗС — это возможность привлечь новых потребителей, решивших поменять «традиционное» транспортное средство на электромобиль. Электрозарядные устройства активно размещаются вблизи мест длительного пребывания транспорта, соизмеримого со временем зарядки электромобилей: на стоянках такси, парковках, вблизи вокзалов, крупных спортивных комплексов и торговых центров. Создание инфраструктуры электрозарядных станций — только первый этап развития электротранспорта.

 

Топливо будущего

В 1911 году Черчилль стал главой Королевского флота Британии. Ему пришлось выбирать топливо для нового поколения боевых кораблей: уголь из Уэльса или нефть из Персии. Корабли, использующие жидкое горючее, шли быстрее, им требовалось меньше людей для подачи топлива, освобождалось место для орудий и боеприпасов. Сэр Уинстон выбрал нефть. Едва ли только это решение определило судьбу энергетического рынка XX века. И в то же время каждое решение меняет реальность.

Кто выберет новое топливо? Вытеснят ли электрокары бензиновые и дизельные авто или нечто вытеснит электрокары? Альберт Эйнштейн утверждал, что никогда не думает о будущем — оно приходит само достаточно скоро. Что ж, можно ускорить — идти навстречу.

 

Фото Виктория Анискевич-Клопоцкая, Игорь Рубан

 


 

Самое интересное в белорусской нефтехимии всегда на нашем Telegram-канале. Присоединяйтесь!

 

 

 

Топливо будущего Нефть СУГ Электромобили
05 Ноября 2019
3707
Рейтинг: 4