При исследовании состояния и перспектив развития возобновляемых источников энергии в мире и Беларуси Валентина Цилибина использовала документы и материалы Международного энергетического агентства (МЭА), Международного агентства по возобновляемой энергии (IRENA), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Департамента энергетической информации США, Еврокомиссии, Европарламента, Евростата и другие.
Были проанализированы фундаментальные публикации некоторых компаний (например, ВP), изучена отечественная и зарубежная экономическая периодика, а также материалы информационных агентств.
Сопоставление сценариев развития мировой энергетики показывает глубокие расхождения как по прогнозируемому объему потребления энергии, так и по видовому составу топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Так, оценки мирового производства и потребления ТЭР в 2010—2020 и 2010—2030 годах сильно расходятся практически по всем позициям. Отметим, что прогноз применительно к системным исследованиям в энергетике — это не предсказание, он лишь обеспечивает сужение диапазона неопределенности и является удобным инструментом для анализа альтернатив и проведения риск-анализа определенных инвестиционных решений, которые имеют обычно крайне капиталоемкий и долгосрочный характер.
Определенные коррективы в прогнозы развития энергетики, в том числе возобновляемой, внесла пандемия коронавируса. В мире наблюдается снижение энергопотребления, обусловленное многими факторами, в том числе режимом самоизоляции, парализованной сферой розничных услуг, переведенным на дистанционный режим образованием, снижением спроса на перевозки и многим другим. Конечно, сокращение потребления электроэнергии негативно отражается на энергокомпаниях.
Понятно, что в данной ситуации трудно делать прогнозы о дальнейшем развитии ВИЭ. Более достоверный прогноз можно будет сделать, когда начнет восстанавливаться экономика стран.
По информации Международного энергетического агентства, экономический кризис, связанный с распространением COVID-19, нанес ущерб, но не остановил глобальный рост возобновляемой энергетики. Так, предполагается, что мощности возобновляемых источников энергии в 2020 году увеличатся лишь на 167 ГВт, что на 13% меньше, чем в 2019-м. За двадцать лет 2020-й окажется первым годом снижения темпов роста, обусловленного задержками в строительстве из-за нарушения работы системы поставок и карантинных мер. Важную роль сыграют и финансовые проблемы. И все же прогнозируется, что общий объем производства возобновляемой энергии в мире по итогам года увеличится на 6%, а в 2021 году темпы развития ВИЭ вернутся к уровню 2019-го. Согласно прогнозам МЭА совокупный рост за 2020 и 2021 годы окажется на 10% ниже, чем прогнозировалось до вспышки пандемии коронавируса. Одна из причин кроется в уменьшении спроса на энергоносители и падении цен на углеводородное сырье — это снижает конкурентоспособность возобновляемых источников энергии в сравнении с традиционными. Ведь чем дешевле нефть и газ, тем менее конкурентна зеленая энергетика.
Достоверность и надежность прогнозов в энергетической сфере зависят от используемой методологии прогнозирования, учета всего многообразия факторов. К числу важнейших факторов, оказывающих влияние на современное состояние в энергетической сфере, можно отнести:
Основным видом топлива в мире остается нефть — на нее приходится 32% общего потребления ресурсов. Доля угля составляет 27%, газа — 22%. Хотя доля ВИЭ в 2% в общем мировом потреблении энергоресурсов пока невелика, однако заслуживает внимания рассмотрение их динамики за 1990—2017 годы для оценки перспектив их дальнейшего развития (рис. 1).
Структура мирового потребления ТЭР в 2017 году изменилась по сравнению с 1990 годом. Так, потребление угля по сравнению с 1990-м возросло в 1,7 раза, нефти — в 1,4 раза, природного газа — в 1,9 раза, ядерной энергетики — в 1,3 раза, гидроэнергии — в 1,9 раза, биотоплива и энергии отходов — в 1,6 раза. Значительно увеличилась доля ветровой и солнечной энергии — в 7 раз. Доля производства электроэнергии из ВИЭ в некоторых странах значительная (рис. 2).
Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал «Индекс энергетического перехода — 2020», в котором содержатся статистические данные о темпах перехода на возобновляемые источники энергии в 115 странах мира. Индекс энергетического перехода (ETI) — это сводный балл из 40 показателей, оценивающих готовность каждой страны к использованию чистой энергии на основе трех критериев: доступ к энергии и безопасность, экологическая устойчивость и экономическое развитие.
Согласно информации экспертов Всемирного экономического форума наиболее эффективно сектор ВИЭ третий год подряд развивается в Швеции. За ней следуют Швейцария, Финляндия, Дания и Норвегия (рис. 3).
Для Республики Беларусь, в полной мере не обеспеченной собственными топливно-энергетическими ресурсами, важно отслеживать мировые энергетические тренды и анализировать их влияние на экономику страны для выработки рациональной энергетической политики. В то же время следует иметь в виду, что подходы, хорошо зарекомендовавшие себя при определенных условиях, не обязательно принесут такой же успех в иной ситуации. Передовой опыт полезен для Беларуси лишь тогда, когда он внедряется с доскональным учетом специфики экономики нашей страны. В связи с этим необходимо тщательно анализировать потребности своего развития, местные реалии, которые следует иметь в виду и принимать в расчет, и собственные специфические приоритеты в сфере энергоэффективности.
С начала 1990-х годов в Республике Беларусь проводится целенаправленная работа по созданию государственной системы повышения энергоэффективности экономики: созданы законодательная база, институциональные структуры, механизмы государственной поддержки и стимулирования, система целевых показателей и государственных программ с мониторингом их выполнения. В настоящее время в Беларуси имеются условия для производства электрической и тепловой энергии с использованием ВИЭ, учитывающие тенденции изменения прогнозного топливно-энергетического баланса.
Беларусь стремится к реализации Повестки-2030 и уже предприняла ряд важных шагов для ее выполнения на национальном уровне: правительством утверждена Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития до 2030 года, назначен национальный координатор по достижению целей устойчивого развития, создан совет по устойчивому развитию, в рамках которого сформированы секторальные рабочие группы по экономическим, экологическим и социальным вопросам.
Беларусь, как и другие страны ООН, приняла на себя обязательство по реализации глобальных ЦУР. В настоящее время действует Национальная стратегия устойчивого развития Беларуси до 2030 года, в которую включено пять стратегических приоритетов, из них три касаются экономических целей, один — сферы человеческого развития и еще один — экологии. Разработана Концепция Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года. Создана дорожная карта Национального статистического комитета Республики Беларусь по разработке статистики по ЦУР, которая учитывает рекомендации Конференции европейских статистиков и является источником для руководства по разработке статистики по целям устойчивого развития. В дорожной карте определяются действия, связанные с подготовкой информации для мониторинга показателей достижения ЦУР.
Возобновляемая энергетика в последние годы стала в Беларуси самым быстро развивающимся видом генерации. Наметилась положительная тенденция показателя «отношение объема производства (добычи) первичной энергии из возобновляемых источников энергии к объему валового потребления топливно-энергетических ресурсов» за 2010—2018 годы. Рост в 2018 году по сравнению с 2010-м составил 1,2 раза. Доля ВИЭ в потреблении уже достигла запланированных к 2020 году 6%. К 2021 году намечено увеличить мощность генерации за счет ВИЭ до 800 МВт (рис. 4).
Статистические данные, представленные МЭА, наглядно демонстрируют рост использования ВИЭ в нашей стране (рис. 5).
Несмотря на незначительный удельный вес производства электрической энергии за счет использования ВИЭ в общем объеме производства электрической энергии (1,83% всей произведенной электроэнергии в стране в 2018 году), следует отметить рост этого показателя в 15 раз за 2005—2018 годы.
В настоящий момент в Республике Беларусь действуют 55 фотоэлектрических станций (ФЭС) мощностью 156,6 МВт (крупнейшая — Речицкая ФЭС РУП «Производственное объединение «Белоруснефть», 56 МВт); 51 гидроэлектростанция (ГЭС) мощностью 95,3 МВт (крупнейшие — Полоцкая (21,6 МВт) и Витебская (40 МВт) ГЭС —введены в эксплуатацию в 2017 году); 99 ветроэнергетических установок (ВЭУ) мощностью 108,6 МВт (крупнейший ветропарк (шесть объединенных ВЭУ) в Новогрудском районе, 9 МВт, РУП «Гродноэнерго»); 26 биогазовых комплексов мощностью 34,9 МВт (крупнейший в СПК «Рассвет имени Орловского», 4,8 МВт); 9 мини-ТЭЦ на древесном топливе электрической мощностью около 15,5 МВт.
В таблицах 1 и 2 приведены показатели по использованию ВИЭ, подключенных к электросетям энергоснабжающих организаций ГПО «Белэнерго», и их изменения по итогам 2015—2019 годов.
В официальной статистике Республики Беларусь применяются следующие показатели, характеризующие эффективность использования ВИЭ:
Несмотря на нестабильную динамику, производство возобновляемых энергетических ресурсов в 2018-м достигло максимального значения за 2010—2018 годы (рис. 6). В 2018 году производство биогаза выросло по сравнению с 2010-м более чем в 5,5 раза.
Почти в 15 раз возросло производство ветро-, гидроэнергии и солнечной энергии за 2005—2018 годы (рис. 7).
По мнению международных экспертов, идеальное соотношение между видами электрогенерации в энергосистеме должно быть в равных пропорциях: по 25% на атомные станции, природный газ, использование переработки отходов и возобновляемых источников энергии. Страны, которые достигнут этого баланса, обеспечат свою энергетическую безопасность.
Для Беларуси такое соотношение представляется в балансе электроэнергетики: 40% электроэнергии будет вырабатывать АЭС, 60% — газ, потребление которого в дальнейшем будет замещаться возобновляемыми источниками энергии.
Использование ВИЭ должно рассматриваться в контексте экономической и экологической целесообразности, а также с учетом социального фактора.
Такие очевидные преимущества ВИЭ, как неисчерпаемость и экологическая безопасность, пока не могут безоговорочно перевесить технически отработанные и более дешевые методы получения энергии на базе органического топлива. Вместе с тем для Республики Беларусь, экономика которой базируется преимущественно на импорте традиционных энергоресурсов, эффективность использования или замены последних является одним из определяющих факторов производства конкурентоспособной продукции и в конечном итоге — достигнутого благосостояния общества. Поэтому для повышения энергоэффективности национальной экономики приоритет имеет реализация комплекса мероприятий энергосберегающей политики на основе максимально возможного и экономически целесообразного вовлечения в топливно-энергетический баланс местных видов топлива, вторичных энергоресурсов и ВИЭ.
Вовлечение в хозяйственный оборот ВИЭ является составляющей национальной стратегии энергосбережения, цель которой заключается в реализации правовых, научных, организационных, производственных, технических и экономических мер, направленных на повышение эффективности использования энергетических ресурсов.
Будущее белорусской энергетики теперь уже неразрывно связано с развитием атомных технологий. Белорусская АЭС, являющаяся важным проектом зеленой энергетики, внесет большой вклад в экологическую составляющую — снижение выбросов парниковых газов составит до 10 млн т ежегодно, позволит диверсифицировать структуру топливно-энергетического баланса страны и заместить до 5 млрд м3 газа, снизив его удельный вес в производстве энергии с 95% до 60%.
Работа по созданию объектов по использованию ВИЭ имеет системный характер, и благодаря тесному сотрудничеству государства, бизнеса, науки, образования и гражданского общества состояние и развитие возобновляемой энергетики находятся на подъеме.
ГРАФИКИ, ТАБЛИЦЫ Валентина Цилибина
ФОТО Екатерина Блашко, открытые источники