На рынке, где инновации и устойчивое развитие становятся ключевыми факторами успеха, ОАО «Лакокраска» занимает уверенные позиции. Исполняющий обязанности первого заместителя директора — главного инженера предприятия Евгений Гаврош, имеющий многолетний опыт работы в отрасли и глубокие знания в области технологий и производства, поделился с нами взглядами на будущее отдельных направлений лакокрасочной промышленности, рассказал о важности экологических инициатив и перспективах новых проектов, которые помогут еще больше поднять статус ведущего белорусского производителя ЛКМ.
— Евгений Александрович, сколько оттенков в палитре «Лакокраски»?
— Бесчисленное множество. Больше тысячи — это точно. Мы работаем по нескольким каталогам с достаточно широким ассортиментом и под любой запрос потребителя можем изготовить продукцию любого цвета и оттенка, которые требуются.
— Какие самые необычные запросы бывают? Сложный трехкомпонентный комбинированный серо-буро-малиновый цвет заказывают?
— Если не в шутку спрашиваете, то отвечу серьезно: мы и такое можем. А вообще из необычных, даже, скорее, запоминающихся, заказов назову ярко-оранжевый — очень эффектный! Пользуется спросом красный. Тренды последнего времени — фиолетовый и сиреневый цвета, шоколадный цвет водно-дисперсионных материалов, которые идут на окраску фасадов зданий и сооружений, жилых домов.
А вот серый и все его «пятьдесят оттенков» теряют позиции, хотя это тоже очень красивый и благородный цвет.
— Доля продукции вашего предприятия на белорусском рынке ЛКМ достигает 25%. Это предел? Если нет, то за счет чего можно увеличить показатель?
— Четверть отечественного рынка — это не предел. Нарастить долю можно за счет межотраслевого сотрудничества. Сейчас мы активно работаем с предприятиями Министерства промышленности Беларуси. В связи с санкционными ограничениями МТЗ, МАЗ, «Гомсельмаш» столкнулись с проблемами поставок зарубежных лакокрасочных материалов. Мы уже несколько лет успешно занимаемся импортозамещением продукции, необходимой Минпрому, и тем самым расширяем свое присутствие на внутреннем рынке — как на предприятиях, так и на полках строительных гипермаркетов, магазинов.
Перед нами сегодня стоит задача максимально нарастить объемы, и мы используем для этого все возможности. Думаю, уже скоро увидим ожидаемый результат.
— Как в целом вы оцениваете техническое и технологическое состояние «Лакокраски»?
— Это один из важнейших факторов эффективности работы и прибыльности предприятия. Мы уделяем особое внимание совершенствованию и поддержанию на должном уровне его технического и технологического состояния. Работая в тесном контакте с потребителем, активно развиваем научную базу. Одна из задач, как мы уже говорили, — создать достойную конкуренцию импортным аналогам. Сегодня ОАО «Лакокраска» обладает всей необходимой производственной инфраструктурой для выпуска различных лакокрасочных материалов.
В 2017 году завершен масштабный четырехэтапный инновационный проект, который реализовывался почти 13 лет, — модернизация цеха по производству фталевого ангидрида. В результате выпуск этого продукта увеличился вдвое, на новый уровень вышла энергоэффективность. Это дало нам огромный задел на будущее.
Сейчас в работе еще два инвестпроекта, которыми предусматриваются замена оборудования, установка автоматической системы управления технологическим процессом. Благодаря организации производства высоковязких материалов мы сможем увеличить загрузку существующих мощностей за счет расширения ассортимента по пигментированным органо-разбавляемым высоковязким лакокрасочным материалам. А модернизация производства полиэфирных смол предусматривает углубленную переработку фталевого ангидрида для производства полиэфирных смол и использование части смол для замены вторичного импорта в производстве конечных пигментированных органо-разбавляемых ЛКМ.
Обновление производств для нашего предприятия — процесс непрерывный. В последнее время он активизировался. От нас, к сожалению, зависит не все, но со своей стороны мы выкладываемся по максимуму, чтобы ОАО «Лакокраска» соответствовало высоким стандартам и запросам рынка.
— Вы упомянули фталевый ангидрид. В Беларуси его выпускает только «Лакокраска», несмотря на то, что в стране есть и другие, более мелкие, конечно, производители ЛКМ. Почему они не следуют примеру лидского предприятия? Не хватает технологий, специалистов, размаха?
— Производство фталевого ангидрида — это достаточно сложные технологические и химические процессы, для которых требуется специальное оборудование. Соответственно, для того, чтобы последовать нашему примеру и начать выпускать С₈H₄O₃, нужны серьезные финансовые вложения и плюс человеческий капитал с должными компетенциями. Над строительством нашего цеха по производству фталевого ангидрида, его пуском работали сильнейшие специалисты, в том числе ученые. Для небольшой частной компании это практически неподъемная задача — создать аналогичное производство.
Если говорить не про Беларусь, а про страны дальнего зарубежья, то желающих построить такие цеха есть, но не у всех получается осуществить этот сложный проект. Даже из тех, у кого получается, немногие способны достичь такой степени чистоты фталевого ангидрида, как «Лакокраска». Качество выпускаемой продукции — отдельный повод для профессиональной гордости.
— То есть существует единый стандарт, которому должен соответствовать фталевый ангидрид, и лидский с этой точки зрения безупречен?
— В требованиях к качеству продукта есть так называемые «вилки» — это когда показатели технического уровня указываются с оговоркой «не более» либо «не менее». Мы стремимся к тому, чтобы наши показатели были максимально приближены к высокому порогу. Например, чистота промышленного фталевого ангидрида должна быть не менее 99%, для нас это значит, что 99,9% и выше. Такого результата добиваются не все производители, хоть и вкладывают в путь к нему деньги, силы, время, другие ресурсы.
— Насколько фталевый ангидрид — перспективный продукт, что «Лакокраска» до сих пор делает на него ставку?
— Мировой рынок фталевого ангидрида неуклонно растет и открывает многообещающие возможности производителям. А все потому, что увеличивается спрос со стороны различных отраслей конечного использования. Фталевый ангидрид применяется в производстве пластификаторов, пластмасс, полимерной продукции, пигментов, а также незаменим в производстве синтетического каучука. Он способен улучшать механические свойства ПЭТ-бутылок и уменьшать термическую деформацию… То есть без него не обойтись, если от конечной продукции требуются эластичность, пластичность, гибкость.
Сегодня мировое производство и потребление фталевого ангидрида уже превышает 5 миллионов тонн. А технические достижения и исследовательские инициативы, направленные на повышение устойчивости и производительности продуктов на основе фталевого ангидрида, открывают перспективы для диверсификации и расширения соответствующих рынков.
— На специализированных выставках, в которых участвует «Лакокраска», часто вижу, как посетители на стенде предприятия интересуются выполненными в сдержанном графическом оформлении банками с быстросохнущей эмалью DeAroma и другой продукцией этого бренда. В чем его магия? Насколько товарные позиции, маркированные как DeAroma, можно назвать новинкой?
— Это премиальная линейка органических продуктов, практически не имеющих запаха, присущего алкидным материалам типа ПФ-115. Сейчас много поклонников экологичного подхода к ремонтам. Эмаль DeAroma обеспечивает такое требование и предназначена для окраски металлических и деревянных изделий в быту. Эмаль быстро высыхает, имеет высокие декоративные свойства, широкий выбор оттенков. Можно с утра что-то покрасить у себя дома или на даче, прийти после обеда или к вечеру и не обнаружить специфического запаха, а само покрытие к этому времени уже будет готово к дальнейшему применению.
Такая продукция пользуется стабильным спросом — люди любят все экологичное и «быстрое» в достижении ожидаемого результата. С удовольствием идем им навстречу: разрабатываем и другие современные линейки.
— Кстати, какие еще продукты «Лакокраски» пользуются особым спросом?
— Не поверите, несмотря на выбор различных современных строительных материалов для пола, наша старая добрая классическая эмаль ПФ-266 для деревянного пола как была популярной много лет назад, так востребована и до сих пор. Практически на каждой выставке, ярмарке к нам подходят люди и спрашивают: «А у вас краска для пола есть?» Да, у нас есть краска для пола отличного качества. Сам, кстати, с удовольствием пользуюсь.
Из новинок на пике спроса антикоррозионные покрытия. Если домовладельцу требуется покрасить металлический забор, то он может спокойно брать наши грунт-эмали, которые обеспечивают не только качественное покрытие, но и высыхание за два часа. Грунт-эмаль по ржавчине применяют для окраски поверхностей, очистка которых затруднена. Этот продукт рекомендуется использовать при ремонте старых металлоконструкций с остатками в том числе прежнего лакокрасочного покрытия.
Возвращаясь к гигантам Минпрома, к монтажным организациям, предприятиям нефтехимической отрасли, отмечу, что у них в приоритете тоже антикоррозионные эмали, которые защищают металлоконструкции от ржавчины, воздействия влаги и перепада температур. Перечень предложений такой продукции у ОАО «Лакокраска» достаточно широкий.
В автомобилестроении очень востребованы наши двухкомпонентные полиуретановые эмали, которыми красят кабины, рамы, определенные типы деталей автомобилей.
Параллельно активно развиваем направления, связанные с полиэфирными смолами. Одно из них — производство полиолов. Это так называемая пена для заполнения сэндвич-панелей — весьма актуальная продукция для стройплощадок.
Пользуются большим спросом, особенно в России, наши полуфабрикатные лаки различных свойств.
— Мы с вами начинали с того, что под запрос потребителей «Лакокраска» может «играть» с оттенками. С какими еще пожеланиями обращаются заказчики и что предприятие способно выполнить?
— Обычный потребитель приходит к нам в магазин и говорит, что хочет красивую и приемлемую по цене краску. У нас есть предложения для разного выбора. Можем отколеровать фасадную и интерьерную краску под любой оттенок каталога NCS, предложить фасовку от 1 литра до 20-литрового ведра.
А вот фирмы, предприятия, которые используют нашу продукцию постоянно, более дотошные в выборе материалов по свойствам. Например, одним из последних был запрос на разработку комплекса грунтовки и эмали, который можно наносить при низких и очень низких температурах — от минус 15 °C. Это сложная задача, но мы уже думаем, как ее решить. Есть те, кто просит ЛКМ, устойчивые к воздействию морской воды, соли и так далее. Поступали заявки на покраску бочек для вина, и у нас, кстати, такой лакокрасочный материал есть.
При этом мы всегда уточняем, что если продукция разрабатывается с нуля, то до момента ее полноценного выпуска проходит определенный временной период. Клиенты чаще всего относятся к этому с пониманием.
— Какие аспекты работы для вас в приоритете в новой должности?
— Однозначно — инвестпроекты. На предприятии я работаю 18 лет, начинал мастером смены и дорос до начальника производства, сейчас исполняю обязанности первого заместителя директора — главного инженера и отлично понимаю, что без инвестпроектов не будет перспектив, без перспектив — не будет развития, а завод без развития — это шаг в никуда.
Сейчас внимание акцентируем на организации выпуска высоковязких материалов на производстве № 2. Это надо для того, чтобы через несколько лет мы спокойно смотрели в будущее и понимали, что смогли обеспечить внутренний рынок качественной востребованной продукцией и что на внешних рынках бренды «Лакокраски» тоже котируются.
Кроме того, в число приоритетов обязательно добавлю разработку новых видов продукции — инновационных. Наши конкуренты не стоят на месте, также развивают свои технологии. Мы должны двигаться с опережением. Для этого у нас есть все предпосылки и условия.
ФОТО Елизавета Лукашун