Поиск

Поток

«ЛАКОКРАСКА» СТАНОВИТСЯ СЕРЬЕЗНЫМ ИГРОКОМ НА МИРОВОМ РЫНКЕ

15 Ноября 2017
«ЛАКОКРАСКА» СТАНОВИТСЯ СЕРЬЕЗНЫМ ИГРОКОМ НА МИРОВОМ РЫНКЕ

Предприятие завершило масштабный инновационный проект модернизации. С его реализацией белорусская доля на мировом рынке фталевого ангидрида превысит 1%. Об этом значимом для отечественной промышленности событии в эксклюзивном интервью нашему изданию рассказал директор открытого акционерного общества «Лакокраска» Андрей СОЙКО.

— Этот проект для нас не только очень важный, но и, безусловно, долгожданный, ведь он реализовывался почти 13 лет. Если вернуться к истории вопроса, то первый цех фталевого ангидрида был построен на предприятии еще в 1970-е годы. Поэтому естественно, что к началу ХХI века возникли проблемы: недостаточная технологическая безопасность, неконкурентная производительность и, соответственно, высокая себестоимость продукции.

Был разработан инвестиционный проект технического перевооружения производства фталевого ангидрида, состоявший из четырех этапов. В 2005 году завод приступил к реализации планов. Первые два этапа заняли четыре года и стоили примерно 17 млн долларов. Новая линия по производству фталевого ангидрида позволила увеличить годовую мощность до 24 тыс. т.

Цех по производству фталиевого ангидрида на ОАО "Лакокраска"

В 2011 году были проведены мероприятия по повышению энергоэффективности производства с полным использованием вторичных энергоресурсов. С 2013-го по 2017-й на заводе завершился заключительный этапа инвестпроекта, в результате которого выпуск фталевого ангидрида увеличился вдвое.

15 сентября текущего года состоялось официальное открытие нового комплекса. В производство фталевого ангидрида в общей сложности вложено более 50 млн евро. Установлено современное европейское оборудование ведущих производителей Германии, Франции, Чехии. А проектные и строительно-монтажные работы (СМР) выполнили организации концерна — соответственно Гродненский научно-исследовательский и проектный институт азотной промышленности и продуктов органического синтеза, а также РСУ-3 из Гродненской области.

Стоимость СМР по проекту планировалась в размере 23 млн рублей, но фактически израсходовано 16 млн. Благодаря слаженной работе специалистов строительно-монтажные работы завершены на четыре месяца раньше срока. Установка работает в пусковом регламенте, ведется отработка технологии производства (с одновременным выпуском продукции) и технологических режимов с выходом на проектную мощность. Сейчас достигнут рубеж в 50% производственных параметров, в октябре планируется выйти на полную мощность.

— Какие преимущества появятся у завода, когда комплекс заработает на полную мощность?

— Предприятие получит 30-процентный прирост объемов производства. На новый уровень выйдет энергоэффективность. Поставив турбину, вырабатывающую электроэнергию, мы практически закрываем весь прирост мощности вводимого оборудования. Благодаря реализации инвестпроекта у нас в два раза снизится процессинг производства фталевого ангидрида, уменьшится его себестоимость, а следовательно, сократятся затраты на выпуск другой нашей продукции, ведь фталевый ангидрид служит сырьем для производства лаков и красок.

Новый комплекс будет практически автономным по теплопотреблению, что также даст существенную экономию. Таким образом, реализация проекта значительно увеличит объемы производства и конкурентные преимущества предприятия. Столь масштабное наращивание выпуска фталевого ангидрида даст экономике страны не только экспортный продукт, но и до 30 млн долларов ежегодной выручки.

На открытии цеха фталиевого ангидрида ОАО"ЛАкокраска": Андрей Сойко, Виталий Милевич, Светлана Клочок, Виталий Невера и Валерий Пукач.
Объект открыли Андрей Сойко, Виталий Милевич, Светлана Клочок, Виталий Невера и Валерий Пукач.

— Какова нынешняя ситуация на мировом рынке фталевого ангидрида и насколько значимым игроком на нем становится «Лакокраска»?

— Фталевый ангидрид является сырьем для производства огромного спектра химических изделий: от красок до композиционных материалов. Без него не обойтись, если для пластмассы требуются свойства эластичности, пластичности, гибкости. Сегодня мировое производство и потребление фталевого ангидрида оцениваются в 4 млн т.

Белорусская продукция в объеме 50 тыс. т составит 1,2—1,3% производства в мире, что не так уж мало. Для примера, потребление российского фталевого рынка достигает 40 тыс. т, украинского — 6-7 тыс. т. Конечно же, на мировом рынке ангидрида мы моду диктовать не будем, но Беларусь станет серьезным международным игроком в этой нише.

— Какова стратегия продвижения фталевого ангидрида на ближайшую и отдаленную перспективу?

— Международный рынок фталевого ангидрида динамично развивается, и спрос на эту продукцию растет. По экспертным оценкам, ежегодное увеличение ее потребления в мире составляет 4—5%. В первую очередь прирост приходится на европейский рынок, где ежегодно используется около 800 тыс. т фталевого ангидрида. Реализуя инвестпроект, мы основательно подготовились к экспорту нашей продукции в страны ЕС. Потому и остановили выбор на европейском оборудовании, чтобы обеспечить качество белорусской продукции для потребителей Евросоюза.

При этом мы значительно расширили географию экспорта: осуществили первые поставки в страны Скандинавии, наладили активную систему продаж в Польше, Германии, Италии, Великобритании, Сербии... За время реализации проекта также максимально проработали дальние рынки и поставляем нашу продукцию более чем в 20 стран мира, почти на все континенты: в Центральную и Южную Америку (Бразилию, Эквадор), Северную Африку (Тунис, Египет), Азию (Турцию, Пакистан, Индию). Но приоритетным остается европейский рынок, ведь это удобное транспортное плечо, оперативность доставки: мы можем завезти товар за неделю, а из Азии он идет порядка двух месяцев. Чтобы добиться высокой эффективности экспорта, мы выстроили практику продаж исходя из маржинальности. Поэтому определили самые доходные рынки с максимумом продаж, с другими работаем по остаточному принципу.

Наша задача — долгосрочные отношения с клиентом, чтобы «привязать» его к себе не только на ближайшую, но и на отдаленную перспективу. И этого мы достигаем несколькими путями. Первый — отработка канала продаж. Мы работаем через нашу товаропроводящую сеть, которая представляет и отстаивает наши интересы, сопровождает клиента на рынке. По причине дефицита фталевого ангидрида раньше не всегда обеспечивалась постоянная круглогодичная поставка в удобные для заказчика сроки. Реализация проекта и удваивание мощности выпуска позволят определить круг наших первоочередных потребителей, и мы сможем обеспечивать их продукцией по первой заявке.

Другое конкурентное преимущество — высокое качество продукции. Завод запустил новый цех, и многие проблемы остались в прошлом. К примеру, у нас уже не возникнет проблем с той же дистилляцией. Максимально расширены возможности упаковки. Теперь продукция фасуется в мешки биг-бег (по 500 кг, 1 т), ее можно также грузить в расплавленном виде в железнодорожные и автомобильные цистерны. Для потребителя нашей продукции это является дополнительным бонусом. Таким образом, стратегия продвижения фталевого ангидрида строго систематизирована и выверена.

— Если потребности мирового рынка в фталевом ангидриде постоянно растут, продумана система его продвижения, то актуален вопрос и дальнейшего наращивания мощностей...

— Потенциал для этого есть: достаточно места для оборудования, имеются обученные кадры и деньги под строительство. Но самое главное — для расширения производства необходимо сырье — ортоксилол, который нам поставляет «Нафтан». До реализации инвестпроекта нам его хватало, с вводом новой нитки мы будем дополнительно закупать сырье в России.

При дальнейшем увеличении мощности возникает потребность в импорте ортоксилола с дальних рынков, что значительно повысит себестоимость белорусского фталевого ангидрида. Поэтому наращивание предприятием мощностей нужно рассматривать вкупе с расширением производства ортоксилола в Беларуси. Хотя, признаюсь, этот проект мы держим в уме.

— Отрадно, что в нашей стране начинается масштабное производство конкурентоспособного продукта международного уровня. Возможно ли построить под него маржинальные производства в Беларуси?

— Потребление фталевого ангидрида на отечественном рынке незначительное. И, конечно же, возникла необходимость его переработки в Беларуси в продукцию следующих переделов. Существенно нарастив выпуск этого продукта, мы дали экономический толчок, а поймать волну должны бизнесмены. В Беларуси возможны маржинальные производства из фталевого ангидрида пластификаторов, диоктилфталата и других продуктов. Мы же готовы обеспечить потенциальных отечественных партнеров качественной продукцией.

— Закончена реализация масштабного проекта. Каким будет дальнейшее развитие предприятия?

— Честно говоря, первые пять лет будут довольно сложными в финансовом отношении, так как надо возвращать кредиты. Зато потом у предприятия появится большой поток денег, который мы планируем вложить в развитие завода. Под будущую прибыль уже сегодня завершается разработка стратегии развития предприятия до 2030 года. Она имеет несколько направлений и касается всех основных производств: фталевого ангидрида, лаков для красок и собственно красок.

Важнейшее — это снижение себестоимости, повышение эффективности и сокращение затрат на всех стадиях передела. В первую очередь это касается энергетики. Разработан ряд проектов, направленных на уменьшение использования тепловой энергии, удешевление потребления воздуха, азота и других технологических ресурсов. Это относительно недорогие и быстро окупаемые проекты, к реализации которых мы приступим уже со следующего года. Они дадут значительное улучшение экономической картины в первую очередь на производстве лаков и красок. Второе серьезное направление связано с интеллектуальной работой как наших специалистов, так и привлеченных белорусских научных кадров из Национальной академии наук и Белорусского национального технологического университета.

Работая с конечным   потребителем при поставке красок, мы видим, как быстро меняются потребности рынка. Чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо выводить на него продукты с новыми потребительскими качествами и свойствами. Поэтому на базе центральной заводской лаборатории в союзе с белорусскими учеными мы будем активно развивать собственные разработки рецептур, которые требуют относительно небольших инвестиций. Программой развития на ближайшие три года утверждены конкретные материалы, которые должны быть созданы.

На период после 2020 года у нас запланированы проекты, которые потребуют инвестиций в десятки миллионов долларов. В частности, они будут направлены на углубление переработки фталевого ангидрида. Сегодня он применяется в производстве красок, мы же существенно расширим спектр использования ангидрида за счет выпуска других видов продукции.

— Кадры решают все, поэтому нефтехимическая отрасль должна знать свих героев. Кто они?

— Прежде всего это люди, которые стояли у истоков проекта. Это возглавлявший «Лакокраску» в начале 2000-х Геннадий Горбацевич, главный инженер Василий Карпович. Их преемники — соответственно Иван Сидоров и Иосиф Кисляк. Слова благодарности адресую главному инженеру Андрею Гучину и его заместителю Александру Гуще. Среди тех, кто непосредственно занимался стройкой, отмечу заместителя главного инженера Андрея Чаботько.

Весом вклад всех главных специалистов предприятия, наших ветеранов, бывших руководителей и работников, которые содействовали реализации проекта. Хочу поблагодарить персонал, который, образно говоря, дневал и ночевал в цехе, особенно на стадии пуска объекта. Их самоотверженный труд ускорил реализацию проекта.

В результате мы на несколько месяцев раньше получили новый продукт, который уже в августе дал предприятию прирост на 130% к аналогичному периоду прошлого года.

Александр РУДКОВСКИЙ, фото Виктории АНИСКЕВИЧ-КЛОПОЦКОЙ

 

15 Ноября 2017
2544
Рейтинг: 4