Поиск

Поток

ОГЛЯДЫВАЯСЬ ВПЕРЕД. Свежий взгляд на импортозамещение в нефтехимической отрасли

20 Мая 2021
Александр Шичков

Александр Шичков

Главный редактор

Проблемы в области импортозамещения анализирует член Совета старейшин Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, заслуженный деятель науки Республики Беларусь, председатель общественного объединения «Белорусское химическое общество», председатель научно-технического совета БЕЛЛИС, доктор химических наук, профессор, член-корреспондент НАН Беларуси, дипломат Сергей РАХМАНОВ.

член Совета старейшин Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, заслуженный деятель науки Республики Беларусь, председатель общественного объединения «Белорусское химическое общество», председатель научно-технического совета БЕЛЛИС, доктор химических наук, профессор, член-корреспондент НАН Беларуси, дипломат Сергей РАХМАНОВ

 

— Сергей Кимович, актуальность импортозамещения — это вопрос для потребителей или производителей?

— Разговор только об импортозамещении — это фрагментарный подход. Неверным будет выделить какой-то блок и рассуждать о нем в отрыве от состояния экономики в целом и отдельных ее отраслей. Чтобы говорить об импортозамещении, надо смотреть, как этот процесс вписывается в общую стратегию развития отрасли, в ее производственные активы, что видится в будущем. К этому должен быть привязан анализ мировых рынков. Импортозамещение — важный сегмент взаимосвязанных задач, один из ключевых с учетом того, что наша страна экспортоориентированная и до 60% произведенной продукции мы отправляем за границу. Тем не менее эти привязки должны быть. В данном контексте, конечно, сложно действовать без адекватного научно-технического обеспечения, соответствующей аналитики и инфраструктуры. В современных условиях иначе выжить невозможно. Все серьезные страны, которые работают на мировых рынках и имеют большой объем экспорта, занимаются анализом системно. Также важна системность в организации внутренней экономики, то есть необходима национальная инновационная система, причем она может иметь отраслевую структуризацию.

— Можно немного подробнее об отраслевых особенностях импортозамещения?

— Надо видеть научно-техническую базу в целом концерна, отдельных предприятий, а также понимать, как налажено взаимодействие с научными организациями, которые являются профильными, достаточно ли этих организаций, «заточены» ли они под интересы «Белнефтехима» или занимаются своими делами в отрыве от интересов отрасли.

Сегодня нам нужно представлять, чем мы располагаем, иметь данные о производственных активах Беларуси, причем не только государственных, но и частных. У некоторых из них есть и своя наука, и собственные каналы взаимодействия с зарубежными партнерами. Много частных фирм занимаются технологиями тонкой органической химии, особенно теми, которые дают продукты с высокой добавленной стоимостью. В государственном масштабе мы закупаем много продукции, которую могли бы производить сами. Поэтому в первую очередь нужно знать потребности, иметь блок небольших мобильных производств, которые могут быть привязаны либо к частным структурам, либо к научным учреждениям, которые в состоянии что-то производить.

Например, некоторые наши научно-исследовательские институты и университеты в своих лабораториях могли бы делать продукты тонкого органического синтеза — те, что в промышленных условиях производить нецелесообразно. Ведь производство — это, как правило, многостадийный процесс с высокой долей интеллектуальной составляющей, и на выходе килограммы могут стоить больше, чем тонны массовой продукции неглубокой переработки.

— Сейчас особое внимание уделяется техническому регулированию. Почему?

— Параллельно с ростом технологичности процессов повышается качество продукта, и отрыв от «стабильно стоящих на позавчерашних позициях» производителей только увеличивается. Рынок нужно защитить от проникновения некачественной продукции. В этой ситуации нужен высокий уровень технического регулирования, который постоянно растет под влиянием неизбежно ужесточающихся международных требований к конечному продукту. Соответственно, происходит обострение конкурентной борьбы, поэтому важно своевременно вписаться в цепочки глубокой переработки и создания добавленной стоимости. Если остановиться в самом начале цепочки, то это будет путь в никуда и угроза потери рынка в целом. Чтобы не превратиться в сырьевой или полусырьевой придаток других стран, необходимо анализировать, понимать закономерности и вырабатывать эффективные решения. Когда речь идет об импортозамещении, то нам нужна не только статистика — сколько мы продали в этом году, сколько продадим в следующем, какой у нас объем производства и тому подобное. Все это достаточно просто, но не дает результата, стабильности. Если говорить о правильных глобальных подходах, то даже стабильность — это не только быть на одном уровне годами. Стабильность — это движение вперед, развитие, которое предполагает знание перспектив, прогнозирование, оценку рисков.

цитата

В оценке ситуации и прогнозировании присутствуют как минимум три стадии: текущая, среднесрочная — на несколько лет и долгосрочная — на десяток или даже несколько десятков лет вперед. Если это так, то можно говорить об устойчивом развитии, если нет — то развитие неустойчивое, сильно зависит от непрогнозируемой конъюнктуры, и любые потрясения на внешних рынках будут болезненными для любой отрасли.

— Какие пути выпуска новой конкурентоспособной импортозамещающей продукции вы видите?

— Здесь тоже есть несколько подходов. С одной стороны, речь идет о том, чтобы создавать какие-то дополнительные производства и выпускать крупнотоннажную продукцию, но иного профиля. Это достаточно затратно и часто экономически невыгодно. Хотя иногда и это возможно, если четко видна перспектива и хорошо просчитана экономика производства, сбыта и логистики. С другой стороны, просматривается более оптимальный путь — заняться новыми переделами крупнотоннажной продукции для дальнейшей углубленной переработки.

цитата

Одним из перспективных путей импортозамещения представляется создание кластеров, куда могут входить производственники разных профилей и ученые, сотрудники маркетинговых и аналитических структур. Сюда же должен входить финансовый блок: банки, различные фонды, страховые компании и другие институты. Невозможно развиваться без отлаженной системы технического регулирования и механизмов выхода на внешние рынки. Все вместе это и есть национальная инновационная система сетевого характера.

Могу с учетом опыта сказать, что за пять лет дипломатической работы в Японии я даже на бытовом уровне наблюдал огромный ассортимент полимерной продукции местного производства, который продается в японских магазинах разного уровня. Тысячи наименований! Причем продукция не чисто полимерная, а содержащая полимер в сочетании с другими материалами — деревом, металлом, тканью. Используется комбинация разных веществ, по сути, с заданными свойствами. Самое интересное, что все это изготавливается, внутренний рынок заполняется, спрос удовлетворяется и что-то даже экспортируется.

— Полимерные композиты — одна из возможных ниш?

— Если говорить о полимерной химии с точки зрения новых направлений, которые у нас недостаточно развиты, то это как раз и есть полимерные композиты. У нас доля полимерных композитов во всем объеме выпуска продукции очень мала. В то же время у нас есть базис, который нужно использовать, — это организации НАН Беларуси и высшей школы. Можно было бы объединить усилия академических институтов с Белорусским государственным технологическим университетом, кафедрами высокомолекулярных соединений химфака БГУ и заниматься разработкой композитов и, естественно, масштабированием их производства. Конечно, можно закупать соответствующие технологии за рубежом, но это дорого и ведет к вечно догоняющему развитию. Совместные научно-производственные лаборатории есть, но их мало, и они пока не играют той роли, которую могли бы.

В связи с этим целесообразно применять технологии стратегического характера, основанные на глубоком анализе рынков, собственного потенциала и на выработке оптимальной идеологии развития. Но такой подход требует больших затрат, времени и высококвалифицированных аналитиков. Есть развитие сценарное, которое может рассматриваться как более простое по сравнению со стратегическим. Его основной посыл: что будет, если мы сделаем так? Чем может закончиться проект в тех или иных условиях? Здесь тоже присутствуют прогноз и оценка перспектив, но это анализ менее глубокий и более приемлемый для оперативного реагирования на конкретную ситуацию.

Есть вариант так называемого дизайн-мышления — это выпуск пилотных образцов, вброс их на рынок и ожидание ответной реакции потребителя. Он реализуется в относительно небольших количествах, а решение принимается после анализа реакции рынка. Можно двигаться методом последовательного приближения, который очень популярен в мире. Но чтобы этим заниматься, нужно иметь возможность производить продукцию в относительно небольших количествах. На крупной технологической линии большого предприятия это невозможно. Малые производства должны быть объединены с научными организациями или с университетами. Практика подтверждает эффективность пилотного подхода, а такая структура является обязательным условием успеха.

 

 

— Ваш опыт дипломатической работы позволяет смотреть на внутренние проблемы несколько под иным углом зрения. Это помогает в оценке?

— Как построена работа крупнейших корпораций химического и нефтехимического профиля в мире? У них есть собственное крупнотоннажное производство, и при этом выстроена сеть мелких и средних фирм, налажены устойчивые связи с научными организациями и даже отдельными лабораториями, которые могут производить небольшое количество продукта с очень высокой добавленной стоимостью, но не могут заниматься сбытом. Именно поэтому в каталогах крупных фирм присутствуют продукты и малотоннажные, и микротоннажные.

Что касается полимерных композитов, то одно дело выпускать полиэтилен разных марок или даже волокна, а другое — более совершенный композит, который может стоить в десять раз дороже, чем базовый полимер. Плюс к этому важно не просто продавать композиты в виде полупродукта, а делать из него какие-то изделия.

цитата

Номенклатура продукции нефтехимических предприятий и у нас, и в России исчисляется сотнями наименований, в то время как  ведущие компании в Германии и Японии продвинулись далеко и их номенклатура доходит до 8 тысяч. Причем они делают продукцию таким образом, что продукты первой стадии применяются для следующей, и эта цепочка удлиняется. На выходе получаются сложнейшие продукты, которые используются широко, повсеместно, включая медицину, производство транспортных средств, авиастроение. И у нас есть позитивные примеры. Достаточно неплохо в рамках концерна работает в этом плане ОАО «Полоцк-Стекловолокно».

 

Во многих случаях речь не о том, что нужно делать миллионы тонн продукции или даже сотни тысяч. Иногда разговор может идти о продуктах, объем которых измеряется сотнями тонн, даже килограммами. Эта тема заслуживает серьезнейшего внимания со стороны структур, занимающихся общегосударственным управлением, и должна входить в блок отраслевых стратегий. Для того, чтобы делать эту работу эффективно, надо четко представлять: что, кто, где и как.

— Какой вы видите роль бизнеса в улучшении ситуации?

— Если говорить об импортозамещении в целом, то продукция, которая может соответствовать этим требованиям, в основном производится на государственных предприятиях. Никто не говорит о том, что роль государства в этом должна быть мала, как в либеральной экономике, — это тупиковое направление. Наоборот, государство должно занимать доминирующие высоты, определять стратегию импортозамещения. И к этому возвращаются многие страны после получения негативного опыта излишней либерализации. Но бизнес должен обязательно присутствовать. Его надо вовлекать в эти процессы, направлять и относиться как к равноправному партнеру, не допуская дискриминации. У нас очень мала доля бизнеса в общем ВВП. Он в основном сосредоточен в сфере услуг, хотя имеет огромный производственный потенциал, что подтверждает зарубежный опыт. Мы могли бы получать дополнительную выгоду, создавая для бизнеса благоприятные условия. Это нужно учитывать при выработке отраслевых стратегий развития.

Необходимо перейти от экстенсивного пути развития к интенсивному. К сожалению, непредвзятой аналитики не хватает. Серьезные меры принимаются в этом направлении. Например, создан Белорусский институт стратегических исследований, усиливается аналитическая составляющая в Академии управления, есть подразделения в НАН Беларуси. Что касается химической отрасли, то она сложная уже по своей структуре, и потенциал здесь есть. Нужно только все ресурсы интегрировать и внимательно относится к золотому фонду специалистов, которые имеют соответствующий опыт и квалификацию. Их нужно использовать, с ними надо работать. Причем вовлекать их в эту важную деятельность в том числе на материальной основе в качестве экспертов.

цитата

Как известно из зарубежного опыта, эксперт ценится выше управленца, потому что управленец — это должность, а эксперт — это квалификация. Поэтому таких квалифицированных экспертов нельзя терять из виду — они должны приносить пользу. Бытует заблуждение, что все научные результаты должны быть стопроцентно реализованы с получением прямого экономического результата. Особенно это касается проектной и научно-технической сфер. Жесткий менеджмент в научно-инновационной деятельности недопустим, потому что прекращаются инновации, консервируется отсталость и отрасль не развивается. Это, к сожалению, типично для той сферы, которая связана с научно-технической деятельностью.

Поэтому, если мы говорим об эффективном импортозамещении, этим надо заниматься серьезно, начинать со стратегических подходов, с анализа всех составляющих. Только в этом случае можно сформировать такую динамику, которая обеспечит будущее отрасли и страны на длительную перспективу. Для этого необходимо заниматься не просто импортозамещением, а стратегией развития, в которой это замещение является важной составляющей. Так мы сможем решать и социальные проблемы в обществе, обеспечивая социальную стабильность, и проблемы защиты наших интересов во всех составляющих, включая оборону и информационную безопасность.

 

ФОТО Виктория Анискевич-Клопоцкая, Мария Будник

 

  

 

 

Сергей Рахманов Импортозамещение Нефтехимия Белорусское химическое общество Конкурентоспособная продукция
20 Мая 2021
2539
Рейтинг: 4