Поиск

Поток

ПРОРЫВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ «УНИВЕРСИТЕТА 3.0»

10 Апреля 2020
Наталья Нияковская

Наталья Нияковская

Заместитель главного редактора

Поступление в вуз по таджикским правилам, обучение в университетах двух стран, диплом о высшем образовании белорусского образца — такая схема получения высшего образования предусмотрена для студентов совместного факультета (СФ) Полоцкого государственного университета и Технологического университета Таджикистана.

рассказывает проректор по научной работе ПГУ, кандидат технических наук Юрий ГОЛУБЕВ

Ядром проекта выступает белорусская сторона. О том, в чем уникальность новой образовательной программы, как вуз обеспечивает взаимосвязь науки и производства и чему служит модель «Университет 3.0», журналу «Вестник Белнефтехима» рассказывает проректор по научной работе ПГУ, кандидат технических наук Юрий ГОЛУБЕВ.

 

СОВМЕСТНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

— Юрий Петрович, что послужило предпосылкой для создания совместного факультета Полоцкого государственного университета и Технологического университета Таджикистана? Чем обусловлен выбор специальностей? 

— Первых студентов на совместный факультет мы набрали в этом учебном году, то есть летом 2019-го. Основой проекта стал ряд договоров международного характера, в том числе Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования Республики Беларусь и Министерством образования Республики Таджикистан. С вузом-партнером мы определялись сами. Помогло то, что ПГУ поддерживает деловые отношения с восьмью научно-образовательными учреждениями Таджикистана. Выбор остановили на Технологическом университете. На совместном факультете открыты две специальности — новые для наших партнеров, но хорошо знакомые нам: «Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ» и «Машины и аппараты химических производств и предприятий строительных материалов».

В недалеком будущем кадры такого профиля будут очень востребованы в экономике Таджикистана. В принципе, совместная подготовка студентов и нацелена на решение ее проблем. Во-первых, через территорию страны пройдет строящийся газопровод «Центральная Азия — Китай», который планируется завершить в 2024 году. В рамках проекта на таджикском участке предусмотрено строительство 42 горных тоннелей общей протяженностью 63,3 км и других объектов инфраструктуры. Соответственно, для обслуживания газопровода понадобятся специалисты, которых в стране на данный момент нет. Во-вторых, Таджикистан сегодня находится на этапе начала радикальных реформ в строительной сфере, наблюдается бурное развитие предприятий по производству стройматериалов, приходят иностранные инвесторы, облик Душанбе меняется на глазах, инфраструктура в стране в целом улучшается. Поэтому подготовленные специалисты во многих отраслях нужны уже сейчас и будут востребованы в дальнейшем.

цитата

ПГУ, в свою очередь, устроил таджикскую сторону по всем параметрам. И как единственный вуз Беларуси, где готовят специалистов в области трубопроводного транспорта, и как вуз с сильным профессорско-преподавательским составом и крепкой материально-технической базой, и как университет, выпускники которого высоко котируются в ключевых отраслях экономики не только Беларуси.

 

— Каков сегодня портрет среднестатистического студента совместного факультета?

— Это молодой таджик с хорошим школьным аттестатом и багажом дополнительных знаний. Как патриот своей страны по окончании совместного факультета он планирует стать высококлассным специалистом в выбранной сфере и вернуться домой.

Справедливости ради замечу, что на первый курс приняты также два гражданина Узбекистана. Всего мы набрали две группы по 20 человек в каждой.

В рамках визита в Беларусь делегация из Технологического университета Таджикистана оценила в ПГУ условия и возможности для подготовки специалистов по востребованным в Таджикистане профессиям
В рамках визита в Беларусь делегация из Технологического университета Таджикистана оценила в ПГУ условия и возможности для подготовки специалистов по востребованным в Таджикистане профессиям

 

— В основе инновационного обучения лежит академическая мобильность. По какому принципу она действует применительно к совместному факультету? 

— Это будет академическая мобильность не в классическом понимании, когда между вузами подразумевается обмен студентами и преподавателями. В нашем случае схема такова: первые два года студенты обучаются в Душанбе, в Технологическом университете Таджикистана у местных преподавателей по согласованным учебным планам (фактически по нашим планам с небольшими корректировками). За этот период они изучают в основном общие дисциплины — химию, математику и т.д. Для профподготовки и погружения в специальность предназначены 3-й и 4-й курсы уже в Полоцком государственном университете и с нашими преподавателями. В конце обучения выпускники получат белорусские дипломы.  

На начальном этапе проекта мы помогли таджикским коллегам и литературой, и методически. Готовы встречаться с ними в видеоформате — и онлайн, и оффлайн, используя технологии дистанционного обучения. В любом случае студенты СФ получат знания в двух вузах.

 

НАУКА — ПРОИЗВОДСТВО

— Как научная и научно-практическая деятельность ПГУ помогает решению образовательных задач? 

— Многие студенты, в том числе те, кто учится по нефтехимическому профилю, участвуют в исследовательской работе и показывают высокие результаты в конкурсах и на форумах различного уровня. Молодые ученые и исследователи из ПГУ хорошо зарекомендовали себя на ежегодных международных молодежных научно-технических конференциях «Нефть и газ» и «Мы — будущее XXI века», проходящих на базе Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина, на международной молодежной конференции TatarstanUpExPro в Институте геологии и нефтегазовых технологий Казанского федерального университета, на научном слэме Falling Walls в БГУ, организуемом Германской службой академических обменов (DAAD). Например, в прошлом году наша студентка Татьяна Лебедева стала лауреатом в секции «Прорывные технологии комплексной переработки минерального углеводородного и техногенного сырья с получением материалов нового поколения» на XV Международном форуме-конкурсе студентов и молодых ученых «Актуальные проблемы недропользования» в Санкт-Петербургском горном университете. Уже в этом году в финал республиканского конкурса

«100 идей для Беларуси» вышла доцент кафедры технологии и оборудования переработки нефти и газа ПГУ Юлия Булавко. Ее проект «Способ получения модифицированных дорожных битумов вовлечением отходов нефтехимии» — в числе победителей в номинации «Химические технологии, нефтехимия».

Навыки, привитые студентам в ходе научных исследований, как правило, находят отражение в курсовых и дипломных проектах и получают продолжение в магистерских диссертациях, в кандидатских. Для нас ведь важно не просто вооружить студентов прочно закрепленными знаниями, но и развить в них способность к самостоятельному мышлению. В условиях разработки и внедрения новых технологий возрастает спрос на молодых специалистов, обладающих нестандартным складом ума, умеющих грамотно расставлять приоритеты и решать любые задачи.

— Одна из сильных сторон ПГУ — взаимосвязь с работодателями. Какие наиболее перспективные варианты сотрудничества с нефтехимическими предприятиями могут появиться в будущем? Насколько успешно находят общий язык ученые ПГУ и специалисты-практики?

— Да, наш университет всегда отличало то, что мы тесно сотрудничаем как с производством, так и с социальной сферой, где востребованы наши разработки, да и просто профессиональные советы и рекомендации. ПГУ — университет классического типа: реализует образовательные программы высшего профессионального и послевузовского образования по широкому спектру профилей. По каждому из направлений есть примеры эффективного сотрудничества с практикой. Что касается сферы нефтехимии, то в числе наших давних партнеров — расположенные в одном регионе с вузом «Нафтан», завод «Полимир», «Полоцк-Стекловолокно», а также наш «профильный» Мозырский НПЗ. Так сложилось исторически. Отчасти в силу географической близости, отчасти потому, что наш вуз, который в 1968 году начинался как политехнический институт, всегда был нацелен на подготовку кадров для нефтехимической отрасли Беларуси. На современном этапе наше сотрудничество только укрепляется.

Так, еще в 2006 году приказом председателя концерна «Белнефтехим» закреплено, что ОАО «Нафтан» является базовой организацией для ПГУ. Кроме того, в 2013 году мы, учреждение образования с одной стороны и предприятие как заказчик кадров — с другой, заключили договор о сотрудничестве при подготовке специалистов, рабочих, служащих. Также почти десять лет между нами действует соглашение о повышении эффективности взаимодействия науки и производства.

В октябре 2017 года «Нафтан» и ПГУ при поддержке городских властей создали инновационно-промышленный территориальный Новополоцкий нефтехимический кластер. Его основные цели — консолидация производственного, научно-образовательного, инновационного, организационного, административного потенциала сторон, направленная на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и региональной экономики, а также трансфер инновационных разработок по схеме «наука-производство» и внедрение технологических инноваций.

В 2018 году «Нафтан» подписал договор «о материальном стимулировании» с двумя выпускниками Новополоцкого лицея. Таким образом предприятие взяло на себя обязательства по обучению этих молодых людей по специальностям «Химическая технология переработки природных энергоносителей и углеродных материалов» и «Машины и аппараты химических производств и предприятий строительных материалов». Сейчас ребята уже на втором курсе, все договоренности выполняются как «Нафтаном», так и университетом.

Расположенное также в Новополоцке СООО «ЛЛК-Нафтан» «присматривает» для себя студентов уже с первого курса, чтобы предложить им работу в исследовательских лабораториях и цехах предприятия.

Ну и, конечно, для наших студентов привычной практикой стали выездные занятия в исследовательских лабораториях промышленных предприятий, оснащенных современным оборудованием. Выпускники во время преддипломной практики и дипломного проектирования трудятся на заводских установках на рабочих должностях. Специалисты наших предприятий-партнеров, в свою очередь, тоже принимают участие в образовательном процессе: читают лекции, рецензируют работы студентов, входят в состав ГЭКов.

Вопросы научно-практической деятельности ПГУ обсуждают инспектор отдела сопровождения научных исследований Людмила Ищенко, начальник отдела сопровождения научных исследований Татьяна Гончарова  и проректор по научной работе Юрий Голубев
Вопросы научно-практической деятельности ПГУ обсуждают инспектор отдела сопровождения научных исследований Людмила Ищенко, начальник отдела сопровождения научных исследований Татьяна Гончарова и проректор по научной работе Юрий Голубев

 

— Сколько времени может занять путь от научной разработки до ее последующего внедрения на промышленном уровне? Каким образом ПГУ продвигает в реальный сектор экономики свои инновационные решения?

цитата

— Скорость внедрения разработок — вопрос индивидуальный для каждой конкретной темы. Но в любом случае наука сегодня должна быть нацелена на практическое воплощение своих идей — на результат. И мы стараемся делать все возможное для ускорения этого процесса.

 

К слову, 1 сентября 2019 года ПГУ включился в экспериментальный белорусский проект «Университет 3.0». Минобразование рассматривает эту модель как одно из приоритетных направлений развития отечественной высшей школы. Проект, предполагающий развитие соответствующей инфраструктуры учреждений высшего образования, основан на соединении и комплексном развитии трех аспектов деятельности: образовательного, научно-исследовательского — это традиционные сферы университетов, а также инновационно-предпринимательского — это не новое направление, но внимание на нем акцентируется пока недостаточно. Основная цель — сформировать в университетах такую среду и условия, которые обеспечивают создание и продвижение инновационной продукции и коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности. По существу, речь идет о развитии на базе белорусских вузов интеграции образования, науки, инноваций и эффективном внедрении в производство результатов исследований. Но помимо тесной связи с реальным сектором отличительной чертой «Университета 3.0» являются также развитие бизнес-компетенций у студентов, стимулирование и подготовка их к предпринимательской деятельности после выпуска из университета. Делать это планируется через учебные программы, а также путем вовлечения студентов в стартап-проекты, конкурсы, исследовательскую работу. И таким образом нацеливать будущего специалиста на создание и внедрение инноваций.

Этот путь в мире известен. Участникам проекта «Университет 3.0» необходимо построить инновационную инфраструктуру, которая должна работать. Но если для некоторых вузов появление центров трансфера технологий, научных объединений, технопарков станет результатом проекта, то у ПГУ уже есть наработки, которые помогают в продвижении инноваций. В частности, технопарк, работающий с 2011 года. Поэтому мы в рамках данного проекта планируем создать стартап-центр, где дополнительно к университетским дисциплинам студенты смогут научиться составлять бизнес-планы, подавать заявки, презентовать идеи так, чтобы заинтересовать инвестора. Также будем предлагать разнообразные дополнительные формы: курсы, направленные на формирование гибких навыков, митапы, встречи с успешными предпринимателями, хакатоны и многое другое. Эта работа у нас, кстати, давно проводится, но мы намерены ее структурировать так, чтобы студент получил возможность формировать собственную траекторию получения тех компетенций, которых ему недостает. Дорожная карта этого проекта составлена. Планируем реализовать его в течение ближайшего года.

— Какими фундаментальными исследованиями в области нефтехимии, не предполагающими быстрый результат, занимаются сейчас ученые ПГУ?

цитата

— Назову лишь несколько. Например, наши специалисты работают над получением и изучением свойств белых масел на основе остаточного продукта процесса гидрокрекинга. В перспективе — изучение и анализ факторов, влияющих на свойства продуктов строящейся установки замедленного коксования нефтяных остатков, в частности нефтяного кокса. Не менее интересными являются исследования тяжелых нефтяных остатков и технологий их переработки, а также разработка методов получения и промышленного использования нефтяных сорбентов на основе отходов растительного происхождения. Еще одно перспективное междисциплинарное направление развивается у нас в университете — создание и исследование новых материалов для строительной и автодорожной отрасли на основе серного вяжущего. Это хороший пример совместной работы ученых, представляющих строительную и нефтехимическую науку. А подтолкнула нас к научному поиску проблема утилизации элементарной серы, которая является побочным продуктом нефтепереработки.

 

— С одной стороны, Полоцкий государственный университет — вуз региональный и, по идее, должен в первую очередь обеспечивать кадрами Новополоцк и Полоцк. С другой — для успешного развития любого высшего учреждения образования необходимо углубление международной интеграции. Как ПГУ удается найти баланс в решении этих разнонаправленных задач? 

— Эти задачи мы не рассматриваем как разнонаправленные. Сегодня совершенно не важно, где, в каком городе находится вуз. Как мы все живем в глобальном мире, так вуз — в международной образовательно-научной среде. ПГУ активно участвует в значимых международных проектах, имеет крепкие связи с университетами на Западе и Востоке. Причем совместными научными исследованиями и образовательными программами мы занимаемся как в рамках двухсторонних соглашений, так и в составе международных консорциумов. Это помогает расширять кругозор и впитывать современные технологии, в том числе педагогические и методические. А наши студенты таким образом получают возможность участвовать в классической академической мобильности. На западе уже устоялась практика, когда студент хотя бы один семестр учится в другом вузе. Мы такое направление только развиваем. Но уже сейчас видим, что это поднимает наших выпускников на новый уровень. 

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

— Конкуренты Полоцкого госуниверситета в борьбе за одаренных молодых людей — столичные вузы. Чем вы привлекаете способных абитуриентов, чтобы они не уезжали учиться в Минск, Москву? 

цитата

— Конкуренция — это дополнительная мотивация к развитию: она не позволяет расслабляться, мы должны постоянно учиться и доказывать, что ПГУ в определенных вопросах опережает столичные вузы. 

 

Полоцкий государственный университет привлекателен специалистами, профессорско-преподавательским составом — опытным, в то же время гибким и оперативно откликающимся на все новое. Не забывая о классических подходах, которые в ряде вопросов незыблемые, мы постоянно внедряем инновации, совершенствуем материально-техническую базу. Еще один наш существенный плюс мы уже упоминали — тесная связь с промпредприятиями. 

Профориентацией молодежи мы занимаемся со школьной скамьи. Встречаемся с подростками в их учебных заведениях, проводим дни открытых дверей в стенах вуза, показываем аудитории и лаборатории, знакомим с университетской средой, рассказываем о возможностях, которые ПГУ предоставляет студентам. 

Например, в последние годы мы большое внимание уделяем обучению студентов иностранным языкам, к чему нас, кстати, подталкивают работодатели. Современным выпускникам жизненно необходимо ориентироваться в мировом информационном пространстве, общаться с зарубежными коллегами, читать профессиональную литературу в оригинале. Именно поэтому у нас создан центр иностранных языков, где можно учить немецкий, китайский, польский и т.д. Но акцент, конечно, делаем на английский.

Разрабатывая цикл подготовки специалистов в области нефтепереработки, мы выстроили целую образовательную систему, которая также захватывает школьников. Например, для учеников 7—11-х классов на базе ПГУ действует школа «Юный нефтехимик», где проходят ознакомительные занятия по специальности «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов». Также мы помогаем старшеклассникам готовиться к практическому туру олимпиады по химии различного уровня. Далее, уже для студентов, ПГУ предлагает научные кружки по ряду тематических направлений: «Масла и присадки», «Поиск рациональных путей применения остаточных продуктов нефтепереработки и нефтехимии», «Поиск рациональных путей применения отходов деревообработки и растениеводства». 

В качестве послевузовского обучения мы организуем повышение квалификации и переподготовку. Особенно популярны такие специальности, как «Технология переработки нефти и газа», «Охрана труда на нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятиях».

Высшее образование в ПГУ получают около 600 иностранных студентов из 22 стран
Высшее образование в ПГУ получают около 600 иностранных студентов из 22 стран

— Насколько нефтехимические специальности ПГУ востребованы у абитуриентов из-за рубежа?

цитата

— Мы стремимся стать вузом интернациональным, сегодня у нас около 600 иностранных студентов из 22 стран. Кроме центрально-азиатского региона (Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан) представлены Ближний Восток (Ливан), много государств Африки, ближнее зарубежье. Специальности нефтехимического профиля особенно интересны абитуриентам с Ближнего Востока.

 

Мы создаем максимально комфортную среду для этих студентов не только в учебе, но и в их повседневной жизни. Всем предоставляем общежитие, помогаем организовать досуг, проводим спикинг-клабы на русском языке, на английском. Также знакомим иностранных студентов с белорусской культурой, народными промыслами, возим на экскурсии по исторически значимым местам республики. Даем и им возможность познакомить с их культурой белорусскую молодежь: все любят дни национальной кухни, творческие вечера. Кстати, среди наших иностранных выпускников есть те, кто остается в Беларуси — или создает свой бизнес, или преподает в вузе, или добивается успехов на производстве.

— Выпускники Полоцкого государственного университета часто становятся топ-менеджерами крупнейших предприятий, многие занимают высокие должности в различных сферах. В вузе преподают курсы личностного роста?

— Мы гордимся всеми нашими выпускниками. Для них alma mater навсегда останется тем ключевым моментом, который дал им стартовые возможности. Деятельность наших наиболее успешных выпускников доказывает, что в ПГУ действительно не только дается фундаментальное образование, но и закладываются организационные навыки и компетенции для решения сложных и неординарных задач. Специалистов с дипломом Полоцкого государственного университета (ранее — Новополоцкого политехнического института) можно встретить на самых известных отечественных и зарубежных предприятиях, в том числе среди руководителей. Подготовленные нами кадры работают в ОАО «Нафтан», на заводе «Полимир» ОАО «Нафтан», Мозырском НПЗ, в СООО «ЛЛК-Нафтан», на Белорусском газоперерабатывающем заводе, в ОАО «Гродно-Азот», аппарате государственного концерна «Белнефтехим», на российских нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводах, сланцеперерабатывающем комбинате в эстонском Кохтла-Ярве, в британской компании «Грейс» и австрийской — БАСФ, в Голландии это — «Текнип», в США — «Тексако» и ЮОП, в России — «Лукойл»…

цитата

Мы обучаем студентов в комплексе, стремясь через дополнительное образование подтянуть их компетенции — не только профессиональные, но и личностные. Сегодня с учетом требований времени ПГУ намерен уделить этому вопросу особое внимание.

 

Например, мы создаем Центр карьеры. То есть с первого курса будем помогать студенту, который нацелен на высокий результат, учиться строить карьеру: работать в команде, проявлять лидерские способности, повышать стрессоустойчивость, выявлять и устранять проблемы и т.д. В то же время мы расширим для молодого человека возможности при реализации его права выбора. Для того, чтобы заинтересовать работодателя и далее успешно развиваться с профессией, сейчас мало иметь «голые» знания — время таких специалистов проходит. Обязательно необходимо обладать набором соответствующих «гибких» навыков.

Полоцкий государственный университет был и остается кузницей лучших кадров.

ФОТО Полина Косаревская

 

Самое интересное в белорусской нефтехимии всегда на нашем Telegram-канале. Присоединяйтесь!

 

Полоцкий государственный университет УНИВЕРСИТЕТ 3.0 Совместный факультет Подготовка студентов Международные связи
10 Апреля 2020
3369
Рейтинг: 4