Экспозицию под открытым небом, которую в этот день навестила «круглая радуга», или гало — достаточно редкое природное явление, составляли образцы электротранспорта, выпускаемого в нашей стране, — от прототипов до рабочих коммерческих проектов. ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» выставило электробус с суперконденсатором, произведенным резидентом индустриального парка — «Чэнду Синьджу Шелковый Путь Развитие». Управляющая компания холдинга «Белавтомаз» также представила пассажирский электробус. ГНУ «Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси» показал пассажирский минивэн Joylong EF5 electric с заявленным максимальным пробегом в 300 км. Электрокар от Geely нашел свое место в ряду представителей отечественного электромобилестроения. Дополняли экспозицию электросамокаты и скутеры, которые планирует выпускать «ЕЕС-Групп» — резидент индустриального парка.
Все больше крупных компаний, в том числе нефтяных, инвестируют в развитие возобновляемых источников энергии. Гиганты нефтехимической отрасли, в том числе Total и Shell, покупают компании, которые предлагают решения для ЭЗС и строят новые сети для электрокаров. Отдельные компании отказываются от углеводородной тематики, а British Petroleum и вовсе продает свой нефтехимический бизнес. Компания «Белоруснефть» к такой парадигме развития готова и не отказывается от диверсификации бизнеса. Тем не менее представитель государственного оператора по созданию и развитию зарядной сети для электромобилей с напоминает, что пока для его компании ЭЗС в большей степени это социальная функция. Безусловно, очень важная.
— Автовладельцы должны быть уверены, что приобретение электромобиля не обременит их с точки зрения зарядной сети. Сейчас в любом регионе можно зарядить электромобиль. Но в перспективе по мере увеличения количества электротранспорта появится новая ниша в классическом понимании бизнеса. Уверен, тема электрозарядных станций будет конкурентна, потому что ни у кого нет монопольных прав на основной ресурс — электроэнергию. Она есть везде, а зарядное устройство технически не сложное.
- Белорусское законодательство в этой сфере не ограничивает никого из желающих, в том числе физических лиц: можно установить зарядную станцию и оказывать услуги по зарядке. Так что повторюсь: это конкурентный бизнес. Поэтому у электротранспорта есть преимущество перед иными видами движущихся единиц: с двигателями внутреннего сгорания, работающими на водороде и другими, — говорит Андрей Котик.
— Электробус имеет сходные с электромобилем технические параметры с точки зрения зарядной сети, отличается только технология зарядки. При этом инфраструктура и место локации соответствуют общим подходам нашей компании. Мы плотно общаемся с представителями «Белкоммунмаша» и других предприятий Минпрома и пытаемся найти точки соприкосновения для дальнейшего развития, — отметил Андрей Котик.
— Ввод в эксплуатацию Белорусской атомной электростанции откроет новые возможности для развития отрасли. Это надежный и чистый источник энергии в нашей стране, который создаст стимул для развития не только электротранспорта, но и науки, медицины, промышленности. Это внедрение в экономику новых технологий, — считает министр энергетики Виктор Каранкевич.
В то же время фотоэлектрическая станция Белорусского газоперерабатывающего завода доказала свою эффективность и выполнила государственные задачи, которые были поставлены перед предприятием, в том числе по постепенному выходу на конкурентоспособность с традиционными энергоресурсами.
— Стоимость технологий упала в два с половиной раза с момента ввода фотоэлектрической станции БГПЗ и продолжает тенденцию к снижению. Это подтверждается и количественными показателями — таких объектов в мире все больше, — говорит Андрей Котик.
Пока в стране электрозарядных станций больше, чем электромобилей. Но решения по стимулированию использования электротранспорта и развитию электрозарядной инфраструктуры уже дают результаты. Динамика впечатляющая: за неполный месяц количество электрокаров в стране практически удвоилось. С 15 июня 2020 года по 2 июля 2020 года проведено таможенное оформление и выпущено в свободное обращение 262 электромобиля (для сравнения: с 15 мая 2020 года до 14 июня 2020 года оформлено только четыре электромобиля).
— Уже сейчас мы имеем положительную динамику в электропотреблении на цели электрозарядки транспорта. Если в 2019 году этот показатель составил 3,8 млн кВт*ч, то за I квартал текущего года — 2 млн кВт*ч. В целом к концу года мы ожидаем выйти на 12 млн кВт*ч. Рост потребления увеличится более чем в три раза к уровню прошлого года, — считает Виктор Каранкевич.
Человечество переходит от чрезмерной зависимости от традиционных энергоресурсов к освоению возобновляемых источников энергии. XXI век становится эпохой новых энергоресурсов. Долгие годы Беларусь импортирует углеводородное сырье. Поэтому продвижение новых источников энергии и других зеленых отраслей экономики несомненно будет способствовать экономическому развитию государства. Это — будущее.
Популярность тренду могут добавить эмоции, краски и мода, но поставить его на твердые рельсы и перетянуть на себя вектор развития способны только сухие факты, цифры и экономическая обоснованность. Эксперты Bloomberg убеждены, что через 20 лет общемировая доля электромобилей достигнет 58%, а спрос на электроэнергию увеличится всего на 5,2%. Это подтверждает и растущая популярность тренда: если первый миллион электрокаров в мире был продан за пять лет, то четвертый миллион разошелся всего за шесть месяцев. Это как в притче о зернышке на шахматной доске: растет в геометрической прогрессии.
Говоря о перспективах развития электромобилей в контексте пассажирских перевозок, представитель компании «Чэнду Синьджу Шелковый Путь Развитие» Михаил Миронович, демонстрирующий на экспозиции электробус с суперконденсатором, подчеркнул общую надежность техники на электрической тяге.
— Особенно отслеживается качественный выход техники на линию: сейчас он составляет более 96% за три года эксплуатации 80 машин. Это высокий показатель надежности. Есть, конечно, неисправности по другим узлам, — говорит Михаил Миронович. Он также отметил, что система суперконденсаторов — технология обкатанная и уже не уникальная. Главное отличие от литий-ионных аккумуляторов в технологиях, токах и напряжении.
Коллега по цеху, Дмитрий Кабанов, заместитель начальника НИЦ ЭГС «Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси», представлявший белорусско-китайский минивэн Joylong EF5 electric, также уверен в общей надежности электрокаров. Закупая серийное шасси Joylong EF5, институт полностью комплектует минивэн отечественными компонентами: тяговым электродвигателем, инвертором управления и силовой электроники, модульной литиевой батареей с жидкостным охлаждением и зарядным устройством. От электричества питаются ключевые узлы автомобиля: тормозная система, рулевое управление, панель приборов.
Дмитрий Кабанов считает, чтобы полностью перейти на электрический автотранспорт, надо, прежде всего, поменять менталитет автолюбителей. Потому как «меньшая стоимость эксплуатации электромобилей» не вызывает сомнений. Данный аргумент, по его мнению, должен подстегнуть к развитию коммерческого электротранспорта. По этой причине в качестве прототипа и выступает минивэн, так как сфера его применения шире традиционных седанов — от служб такси до логистических компаний.
— Электромобили — это принципиально иной вид транспорта. И пересесть на него — это как перейти от использования кнопочного телефона на смартфон, — говорит директор Westmotors Алексей Мартыновский, сравнивая электромобили с транспортом на традиционном топливе.
В то же время специалисты отмечают сильное снижение стоимости литий-ионных аккумуляторов: с 2010 по 2019 год они подешевели на 87%! А поскольку стоимость производства аккумуляторов в значительной степени определяла стоимость самого электромобиля, можно предположить, что электрический автотранспорт также будет дешеветь. И замена батарей в бывших в употреблении электромобилях будет сравнима с заменой ДВС в традиционных автомобилях.
ФОТО Ольга Спехова, Екатерина Блашко