Поиск

Поток

Российский нефтерынок: есть тренды, а есть традиции

29 Октября 2014
Светлана Сабило

Светлана Сабило

Обозреватель
Российский нефтерынок: есть тренды, а есть традиции

О трендах и традициях и рассказал в своем докладе на международной конференции в Минске Александр Шкурин, заместитель начальника отдела анализа и исследований ИАЦ «Кортес» (Москва). Он крупными мазками обрисовал ситуацию на российских рынках нефти, дизтоплива и автобензина.

цитата

Так обычно бывает, что на всяком товарном рынке есть и устойчивые тренды современного развития, и последовательная традиционная динамика, включая сезонные процессы.

Рынок нефти

Как отметил Александр Шкурин, добыча нефти в России год от года увеличивается. По словам эксперта, ее среднегодовой рост в 2009—2013 годах достиг 1,4%, при этом доля экспорта в объеме добычи снизилась с 50,5% в 2009 году до 45% в 2013 году. «За прошлый год добыча нефти достигла 532 млн т. При этом тенденция увеличения переработки нефти на внутреннем рынке также набирает обороты, — отметил докладчик.

Александр Шкурин, заместитель начальника отдела анализа и исследований ИАЦ «Кортес» (Москва)
Александр Шкурин, заместитель начальника отдела анализа и исследований ИАЦ «Кортес» (Москва)

Производство основных нефтепродуктов выросло со 184 млн т в 2009 году до 207 млн т в 2013. Пропорция распределения этих продуктов также изменяется. Но доля производства мазута сохраняется на высоком уровне. В то же время увеличивается выпуск бензина и дизтоплива. Среднегодовой рост производства основных нефтепродуктов в 2009—2013 годы составил в России 2,9%». Экспорт нефти в 2013 году по отношению к 2009 году снизился в России на 13,9 млн т (минус 1,4% за год) за счет сокращения поставок в страны ближнего и дальнего зарубежья. «Белорусский рынок остается значимым для России. Он достиг 74% в 2013 году на рынке стран ближнего зарубежья.

При этом доля Беларуси от всего экспорта составляет примерно 9%. А вот экспорт нефти из России в Украину, как говорится, сошел на нет. В 2013 году он составил 0,4 млн т против 6,3 млн т в 2009 году», — уточнил Александр Шкурин. Что касается географии поставок, то основные направления — это Запад, Северо-Запад, Юг, Юго-Запад и Восток. По словам аналитика, если в 2009 году основными направлениями были западное и северо-западное, то в 2013 отчетливо наблюдались тенденции увеличения поставок в восточном направлении. Они выросли с 10% в 2009 году до 21% в прошлом году. Эксперт констатировал, что по всем другим направлениям российские экспортные поставки нефти сокращаются.  

Подверстка в виде шкалы Баланс по направлениям 2013/2009 Всего — минус 13,9 млн т, Север — минус 3,6 млн т, Запад — минус 10,7 млн т, Северо-Запад — минус 2,4 млн т, Юг — минус 1,8 млн т, Юго-Запад — минус 20,1 млн т, Восток — плюс 24,6 млн т. Как уточнил Александр Шкурин, экспорт нефти в западном направлении в 2013 году уменьшился на 12,7% по отношению к 2009 году. Спад произошел по южной части нефтепровода «Дружба». Наибольшее сокращение прослеживается в отношении Украины, Венгрии, Чехии. Кстати, свыше 95% нефти экспортируется именно через нефтепровод «Дружба».

Экспорт нефти в северо-западном направлении упал на 3,4% в 2013 году по сравнению с 2009 годом. «Порт Приморск теряет нефтяное направление, в то время как Усть-Луга становится крупным грузовым хабом. Количество терминалов в этом порту увеличивается, растет загрузка», — отметил аналитик. Поставки нефти в южном и юго-западном направлении в прошлом году по сравнению с 2009 годом сократились на 36,7%. «Отгрузка нефти через морской порт Новороссийска уменьшилась на 20%.

Полностью прекратились поставки через Туапсе, Южный. Осталась только нефть, которая идет по КТК», — сообщил Александр Шкурин. Интересно, что отгрузка российской нефти в восточном направлении увеличилась почти в 2 раза. В 2013 году Китай импортировал из РФ 24,35 млн т нефти (примерно 8,6% всего импорта нефти КНР). Ожидается, что к концу 2020 года Россия будет поставлять в эту страну около 50 млн т нефти.

Таким образом, тенденция по увеличению поставки нефти в восточном направлении будет набирать обороты. «Важно отметить, что темпы роста собственной добычи нефти в Китае значительно ниже, чем доля импорта. Добыча увеличивается темпами в среднем 3% в год, рост импорта — 8%. При этом китайские специалисты говорят о том, что к 2020 году доля импортного сырья в переработке составит 66%», — подчеркнул эксперт.  

Рынок дизтоплива

О нем много говорили в ходе международной конференции, ведь это один из основных экспортных продуктов России. Объем его производства вырос в 2013 году и составил 71,8 млн т. Александр Шкурин констатировал, что улучшается качество дизтоплива, которое производят российские компании. По его словам, существенно увеличился выпуск низкосернистого дизтоплива. «Производство топлива класса Евро-5,4,3 выросло значительно, до 83% в 2013 году по сравнению с 2009 годом, и даже с 2011 годом. Темпы модернизации высоки,  она близится к своему финишу. Что же касается структуры производства, то на долю четырех основных компаний приходится более 75% товарного дизтоплива.

Лидер — «Роснефть», — уточнил аналитик. Емкость внутреннего российского рынка дизтоплива в 2013 году составила 32,9 млн т, что на 1,6% ниже уровня 2012 года. Структура поставок на внутренний рынок практически полностью повторяет структуру производства. Среднегодовой рост спроса на внутреннем рынке достиг 3,3% по отношению к 2009 году. Импорт дизтоплива в Россию минимален и составляет примерно 1%. По словам Александра Шкурина, на рынок он никакого влияния не оказывает, имеет локальный характер и больше связан с логистикой поставок. «Анализ структуры экспорта дизтоплива показал, что выросли поставки в страны дальнего зарубежья.

При этом сократились в ближнее зарубежье. В 2013 году объем экспорта дизтоплива составил 38,97 млн т, что на 8,7% выше уровня 2012 года, — сообщил Александр Шкурин. — Если говорить о Европе, где в целом отмечается уменьшение потребления топлива, то, как и в прежние годы, там продолжается увеличение поставок дизтоплива из США. Так, если доля поставок из США в Европу в 2009 достигала 12%, то в 2012-м — 17%. Следовательно, растет давление на российских производителей дизтоплива», — считает эксперт. Около 84% дизтоплива (32,6 млн т) в 2013 году поступало на внешний рынок морским путем: доля экспорта, поставляемого в северо-западном направлении, составила 55,6% общего объема экспорта, или 66,5% общего объема перевалки.

Аналитик отметил, что сегодня важную роль на рынке дизтоплива и вообще в поставках играют балтийские порты. Объемы экспортных поставок дизтоплива через них увеличиваются. При этом объемы через дальневосточные порты постоянны, а относительно черноморских наблюдается сокращение поставок. «Балтика остается приоритетом. Большая часть дизтоплива отправляется через Приморск. Увеличение за 2013 год существенное — с 6,5 млн т до 9,5 млн т. Эта тенденция сохранится. Прогнозируется, что объемы поставок дизтоплива через балтийские порты будут увеличиваться», — уточнил Александр Шкурин.  

Рынок автомобильного бензина

Александр Шкурин сообщил, что в прошлом году производство автобензина в России увеличилось относительно показателей 2009 года на 8,4% и составило 38,7 млн т. Выпуск высокооктановых бензинов относительно 2012 года подрос на 3,2% — до 35,3 млн т. Кстати, в основном уже все российские заводы выпускают бензин класса Евро-5. Что касается динамики внутреннего рынка, то спрос в 2013 году составил 35,05 млн т. Его среднегодовой рост достиг 2,9%. По словам эксперта, в 2013 году импорт не оказал существенного влияния на состояние внутреннего рынка автобензина в России.

Несмотря на значительный рост (82,7%), его доля на внутреннем рынке не превысила 2,5%. Но на долю Беларуси в 2013 году пришлось 94,4% этого импорта. «В 2012 году объем экспорта сократился относительно 2009 года на 20,4% и был на уровне 3,6 млн т. Доля экспорта от производства автобензина снизилась до 9,4% с 12,7% в 2009 году. Экспортные объемы направлялись главным образом в страны СНГ азиатского направления (Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан) и Западную Европу (Нидерланды)», — подчеркнул аналитик.

Выводы

Как считает эксперт, тренды, которые отмечались в прошлом году и сегодня, скорее всего, получат свое продолжение. «Мы видим, что увеличивается добыча нефти, но при этом 520—523 млн тонн — это тот предельный уровень, который сохранится до 2020 года. Можно сказать, что сегодня пока нет планов сильного роста добычи нефти», — отметил Александр Шкурин.

Вот основные выводы, которые прозвучали в его докладе о ситуации на российском рынке:

  1. Увеличение добычи нефти сопровождается сокращением экспорта и, соответственно, ростом внутренней переработки. Однако качественного изменения в структуре основных нефтепродуктов не наблюдается.
  2. Перераспределение нефтяных потоков в сторону увеличения поставок в восточном направлении сегодня является положительным моментом и происходит в рамках мировых трендов.
  3. Поставки нефтяного сырья в Беларусь останутся приоритетными для российских нефтяных компаний.
  4. Важный момент — улучшение качества российского дизеля — этот фактор позволит сохранить его высокую долю на рынке Европы. Поскольку в Европе снижается потребление дизтоплива, при этом закрываются НПЗ, для российских компаний это может быть выгодно тем, что улучшение качества российской продукции позволит занять определенную нишу на европейском рынке.
  5. Сокращение экспорта нефти и увеличение экспорта дизтоплива приводит к качественному изменению транспортной инфраструктуры.
  6. Российский рынок автомобильного бензина является сбалансированным и возможное увеличение спроса не приведет к каким-либо негативным последствиям.

Светлана САБИЛО, фото Виктории Клопоцкой

нефть азс
29 Октября 2014
2048
Рейтинг: 4