Поиск

Поток

Любимая работа

07 Июня 2022
Светлана Сабило

Светлана Сабило

Обозреватель

Заместитель главного инженера ОАО «ГИАП» Лилия МЯКИШЕВА — авторитетный специалист, талантливый наставник молодых сотрудников. Еще ее знают как коммуникабельного, отзывчивого руководителя, умеющего справляться с задачами любой сложности. Лилия Зиновьевна — позитивный человек с широким кругом интересов.

— Расскажите, пожалуйста, о том, как вы пришли в профессию.

— Высшее образование я получила в политехническом институте в Москве по специальности «инженер-химик-технолог». Кстати, диплом делала на основе научной разработки центрального отделения ГИАП, расположенного тоже в Москве. По распределению я вернулась на родину — в Гродно, где и занялась проектированием. В ГИАП работаю более 40 лет. Начинала молодым специалистом. В советское время мы проектировали химические предприятия не только для Белоруссии, но и других республик Советского Союза — России, Украины, Узбекистана, Литвы, Грузии. Большинство проектов было посвящено процессам неорганической химии и основному органическому синтезу.

С 1993 года институт плотно занимался проектами по нефтехимии и нефтепереработке для НПЗ Беларуси. Но со временем тематика и география наших работ значительно расширились. Сегодня мы сотрудничаем и с российскими предприятиями нефтепереработки.

— Несложно так долго работать в одной организации?

— А зачем что-то менять, если все устраивает? В некоторых странах даже поощряется, когда человек предан одной компании. Разумеется, периодически бывают интересные предложения перейти в другую организацию, но в ГИАП мне нравится и работа, и коллектив.

Кроме того, у меня есть и другая любимая специальность — экскурсовод. Своему увлечению я посвящаю выходные дни или отпуск, как говорится, для души и разностороннего развития.

— На ваших глазах менялись возможности проектирования, его инструменты. Как это происходило?

— В начале моей работы в ГИАП все чертежи выполняли, как сейчас говорят, на бумажном носителе, но уже тогда использовались ЭВМ для расчетов на основании предоставленных данных. Затем началось постепенное внедрение персональных компьютеров. На группу из 8—15 человек приходилось 2—3 ПК. Передовая для тех лет техника заменяла кульманы для разработки графических чертежей, текстовых документов. Расчеты стали делать в программе Excel. В начале 2000-х персональный компьютер появился уже у каждого сотрудника ГИАП. Потом мы осваивали сертифицированные программы для расчетов процессов, выбросов, энергетических потенциалов и многое другое. Большой сложности с цифровизацией не было. Все видели в этом необходимость и неизбежную реальность.

Сегодня у ОАО «ГИАП» большие возможности. Например, есть ресурсы для 3D-сканирования объектов и моделирования технологических процессов, строительных конструкций с помощью современных компьютерных программ.

— В 2010 году ваше имя занесено на Доску почета ОАО «ГИАП», в 2013-м вы награждены Почетной грамотой концерна «Белнефтехим», в 2016-м — знаком «Ганаровы хімік». Расскажите об этих периодах работы.

— В 2010 году я работала главным специалистом по технологии монтажно-технологического отдела, а 2013-м — уже заместителем главного инженера по технологии. Эти годы запомнились работой над непростыми объектами. Например, мы проектировали реконструкцию и модернизацию объектов ОАО «Завод горного воска», производства азотной кислоты и КАС (совместно с компанией Uhde) в ОАО «Гродно Азот», а также объекты общезаводского хозяйства комплексов замедленного коксования нефтяных остатков ОАО «Нафтан» и гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков ОАО «Мозырский НПЗ», производства фталевого ангидрида в ОАО «Лакокраска» (г. Лида), станции смешения бензинов Московского нефтеперерабатывающего завода.

Но работа в нашем институте не ограничивается определенными периодами и не завершается со сдачей того или иного объекта. Поэтому с удовольствием и профессиональной гордостью отмечу ряд новых интересных работ — реконструкцию и модернизацию ОАО «Гомельский химический завод», продолжение строительства на площадках ИООО «Омск Карбон Могилев», ОАО «Нафтан», ОАО «Мозырский НПЗ» и других предприятий.

— И все же какие проекты наиболее значимы для вас?

— За все проекты ответственность одинаковая независимо от их объема. Выполнение каждого — это новые знания, опыт нестандартных подходов в решениях. Отсюда и разные воспоминания. Проект — это как ребенок, которого любишь, потому что он твой.

Разумеется, самые значимые для института работы — это те, что мы делаем для предприятий нефтехимического комплекса страны.

Из ярких воспоминаний назову проектирование терминала в Клайпеде. Это был наш первый подобного рода объект, который начинали с нуля на берегу Балтийского моря по новым для нас нормативным документам. Тогда мы приобрели огромный опыт.

— Создавая чертежи объектов химического и нефтехимического профиля, вы ощущаете себя и химиком, и проектировщиком?

— Безусловно. Есть проектировщики-архитекторы, механики, киповцы и так далее. От того, что человек занимается проектированием, он не перестает быть специалистом в своей сфере. Однако, на мой взгляд, не каждому под силу работа, требующая усидчивости, внимания и определенного склада ума. И когда проектировщик уходит на завод, из него получается, например, прекрасный оператор, технолог или механик.

В ОАО «ГИАП» приходится не только заниматься разработкой проектной документации, но и постоянно изучать нормативные акты, не реже одного раза в три года сдавать экзамены, а также работать с заказчиком по сопровождению строящегося объекта и проводить мониторинг после ввода, изучать рынки нового оборудования, посещать выставки и обучающие семинары, научные конференции, повышать квалификацию на курсах. Одним словом, скучать не приходится. Мне до сих пор нравится моя работа.

ФОТО из личного архива Лилии Мякишевой

ОАО «ГИАП» Лилия МЯКИШЕВА
07 Июня 2022
2434
Рейтинг: 4