Поиск

Поток

ТРУДОВОЙ ПУТЬ ПРОФЕССИОНАЛА

09 Марта 2020

Говорят, что мужчина должен посадить дерево, вырастить сына и построить дом. А что должен сделать настоящий производственник? На протяжении длинного трудового пути в ОАО «Могилевхимволокно» Владимир Сухов искал ответ на этот вопрос.

Родился и вырос Владимир на Донбассе, в Украине. 50 лет назад выпускник Днепропетровского химико­технологического института приехал в Могилев на новый Могилевский комбинат синтетического волокна.

цитата

— Меня назначили инженером по КИПиА в цех ДМТ­-1, поскольку учился я по специальности «КИП и автоматика химико­-технологических производств», — говорит Владимир Федорович. — Тогда здесь все только возводилось. Я подбирал людей в службу КИП, принимал оборудование. Приближался день пуска, заканчивались подготовительные работы, нужно было отслеживать готовность помещений, приборов и пультов… И вдруг карьера сделала крутой вираж.

Вызывает меня заместитель директора по кадрам Федор Николаевич Матьков и говорит: «Наша всесоюзная ударная стройка «задыхается» без транспорта. В личном деле написано, что до института ты окончил Луганский строительный техникум по специальности «Механик строительно­дорожных машин и оборудования». Это как раз то, что нужно. Начальник транспортного цеха уходит на пенсию, принимай дела».

Автотранспортный цех в то время представлял собой засыпанную гравием площадку в районе Первой проходной и небольшое временное здание, внутри — диспетчерская и кабинет начальника, в котором только стол и стул. Нужно было обеспечивать транспортом цех опытной установки, возить материалы и оборудование строителям, контролировать разгрузку вагонов. Молодой начальник нанимал людей, заказывал спецтехнику. В то же время не забывал интересоваться пуском ДМТ­-1, помогал советом и делом, изучал технические вопросы.

Со временем нагрузка на транспорт возрастала, ощущалась острая нехватка техники. Тогда Владимир Федорович предложил построить новый транспортный цех. Сам занялся разработкой проекта. Заручился поддержкой парткома и других руководителей, получил одобрение у директора предприятия и приступил к работе. Изучил специальную литературу, самостоятельно провел все расчеты, касающиеся как количества необходимой техники для автопарка, так и выполняемых работ, квалификации персонала, и так далее. Тот автотранспортный цех, каким он является сегодня, — это и есть первый масштабный проект Владимира Сухова.

Еще одним местом работы стала должность старшего мастера по КИПиА химико-­прядильного цеха «Штапеля­-2». Там Владимир Федорович начал создавать службу киповцев, взаимодействуя с немецкими специалистами. Потом возглавил заработавший цех ДМТ­-1. Однажды там произошел взрыв в трубе котельной. Начальник цеха понял, что кирпичная конструкция не подходит для данной трубы. Поэтому разработал проект трубы­-дублера, выполненной из металла. Убедить руководство в своей правоте удалось не сразу, но в итоге получилось. При строительстве завода полиэфирных нитей трубу перенесли туда. До сих пор она там стоит как второй сорокаметровый памятник работе Владимира Сухова в ОАО «Могилевхимволокно».

цитата

— В первое время в ДМТ­-1 одними из самых сложных задач были отладка режима работы, остановы и капитальный ремонт цеха. Не обходилось без аварий, люди были еще неопытные. Приходилось контролировать абсолютно все, — рассказывает Владимир Федорович. — Я регулярно ходил по территории, фиксировал недочеты, записывал места, где может произойти несчастный случай. А потом собирал всех руководителей, работников и подробно разбирал с ними каждый момент, делал замечания и давал задание устранить в кратчайшие сроки.

 

В один из таких дней на наше совещание без предупреждения зашел генеральный директор Павел Николаевич Зернов. Постоял, послушал. А на следующий день вызывает меня и говорит: «Пиши заявление. Ты мне нужен в качестве заместителя главного инженера по охране труда и технике безопасности». Я начал возражать, что не могу оставить цех ДМТ­-1, там еще не налажена работа. А он продолжил: «Знаешь, сколько происходит несчастных случаев на предприятии? Что, по­-твоему, важнее, чем здоровье людей?» Сложно было спорить. Так я попал в охрану труда.

Снова переезд в новый кабинет. Снова стол, стул и все с начала. Выделили класс обучения вопросам охраны труда. Но кого и чему учить? Где взять материалы? Тогда Владимир Сухов решил разработать систему по охране труда, в которой были бы четко обозначены правила, рекомендации, как анализировать и выявлять ошибки, подводить итоги.

— Мне требовалось прописать обязанности по охране труда для рабочих, мастеров, специалистов, инженеров, начальников производств, вплоть до генерального директора и его заместителей, — рассказывает Владимир Сухов. — Ну что ж? Ставлю себя мысленно на место каждого и думаю: что я должен делать, чтобы не травмировать себя или коллег? К тому времени я уже имел достаточный опыт работы, немало знал о специфике различных профессий. Еще в армии был на командирских курсах, после техникума работал в строительном управлении, а моей дипломной работой был проект завода. Учась в институте, подрабатывал электромонтером на Днепропетровском шинном заводе. И, конечно, огромный опыт непосредственно на «Лавсане». Я очень люблю творческую работу, логические задачи, поэтому, не имея специальной литературы и документов, написал необходимые инструкции. Каждый месяц подводились итоги, выдавались предписания по устранению нарушений. За невыполнение были предусмотрены различные наказания, за хорошие показатели — премирование. Кураторами я набрал молодых специалистов, просто повесив объявление на проходной. И всему научил.

Самым важным пунктом системы стало то, что человек мог быть допущен к работе только после экзамена по охране труда. Для этого создали комиссию под председательством Владимира Сухова, составили билеты. В 1981 году система была запущена.

А в 1985­-м Министерство химической промышленности СССР объявило конкурс на лучшую систему работы по охране труда. Отослав все показатели за четыре года и необходимый пакет документов, Владимир Сухов отметил, что травматизм в организации был снижен, смертельных и тяжелых случаев нет. По итогам конкурса предприятию присудили второе место и Владимиру Федоровичу вручили серебряную медаль.

Позже ему выпала возможность представить разработанную им систему по охране труда на Всесоюзном совещании на ВДНХ в Москве. После чего вышло постановление Министерства химической промышленности о ее обязательном внедрении на других предприятиях. За советами и рекомендациями к Владимиру Сухову приезжали со всего Советского Союза, приглашали в США и Германию делиться опытом. За заслуги в химической промышленности присвоили звание «Почетный химик СССР».

цитата

— Я не успокаивался, — улыбается Владимир Федорович. — Нужна была база, помещение для обучения людей. Стал разрабатывать очередной проект по созданию учебно-тренировочного полигона по охране труда и промышленной безопасности, проще говоря, здания с классами для электриков, аппаратчиков, слесарей и так далее. Трехэтажный корпус, в котором и сегодня расположен отдел охраны труда и промышленной безопасности, — это третье мое детище в ОАО «Могилевхимволокно».

Также в копилке Владимира Федоровича — медаль «За доблестный труд», недавно ему вручили знак «Ветеран химической промышленности России».

— Оглядываясь назад, я с теплотой вспоминаю тех, вместе с кем посчастливилось трудиться на протяжении всех этих лет: Михаила Ивановича Залогу, Михаила Александровича Мельниченко, Анатолия Георгиевича Томашева, Виктора Павловича Корягина, Олега Георгиевича Ирхо, Григория Израйлевича Гендельмана, Ивана Васильевича Кудрявцева, Леонида Григорьевича Геценка, Юрия Александровича Орехова, Юрия Витальевича Кашлевского, — говорит он. — Буквально до недавнего времени я продолжал трудиться на благо ОАО «Могилевхимволокно». Оставив пост заместителя главного инженера, был начальником отдела охраны труда и промышленной безопасности, потом — ведущим инженером.

Я воспитал себе достойную смену. Последние годы работал вместе с Валерием Ясницким и Владимиром Подобедом, первый сегодня возглавляет ОАО «Завод горного воска», а второй — председатель профсоюзного комитета ОАО «Могилевхимволокно». Искренне рад, что мои ученики добились таких высот, то же самое могу сказать и о многих других. Довелось работать тогда с главным инженером Андреем Алексеевичем Рыбаковым, который сегодня возглавляет концерн «Белнефтехим», — уже в то время он зарекомендовал себя профессионалом своего дела. Очень рад, что сейчас предприятием руководит сильный и харизматичный лидер Петр Михайлович Рудник, хотелось бы поработать и с ним. Ведь я и сейчас еще чувствую в себе силы делиться опытом, передавать свои знания молодежи. Хочется быть нужным, полезным, создавать новое, творить. Ведь я посвятил этому всю жизнь.

ТЕКСТ Анастасия Тихоненко

ФОТО Анастасия Тихоненко и из личного архива Владимира Сухова

 

 

Могилевхимволокно Владимир Сухов Карьера Династия Охрана труда
09 Марта 2020
2539
Рейтинг: 4