Поиск

Поток

Белорусская экономика переходит от восстановления к росту

08 Декабря 2023
Наталья Нияковская

Наталья Нияковская

Заместитель главного редактора

В 2024 году белорусской промышленности предстоит на 3,5% увеличить объемы производства. Выполнить эту задачу планируется путем дозагрузки существующих мощностей и ввода новых. Прирост валового внутреннего продукта прогнозируется на 3,8% за счет выполнения масштабных инвестиционно-производственных программ, реализации отечественной продукции на внешние рынки и расширения внутреннего спроса.

Об этом первый заместитель министра экономики Юрий Чеботарь заявил на заседании президиума Ассоциации предприятий промышленности «БелАПП», которое проходило в Минске под руководством заместителя Премьер-министра Беларуси Петра Пархомчика. В деловой встрече участвовали заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Андрей Сойко и директора ведущих предприятий нефтехимической отрасли. 

ОТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ К РОСТУ 

Юрий Чеботарь подчеркнул, что в 2023-м события в сфере экономики развивались по оптимистичному сценарию: начался переход от восстановления к росту, предприятия продолжали работать, люди были защищены от санкционного удара, государство в полной мере выполняло свои социальные обязательства. В настоящее время экспорт белорусской продукции увеличивается, складские запасы устойчиво снижаются, инфляция успешно сдерживается. 

По итогам девяти месяцев положительную динамику демонстрирует ВВП: по данным Белстата, он вырос на 3,5% и в текущих ценах достиг 157,2 млрд рублей. При этом индекс-дефлятор ВВП в январе — сентябре по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 108,9%. 

На заседании президиума БелАПП было отмечено, что в стране наблюдается ускорение положительной динамики, которое обеспечивается опережающими темпами роста инвестиций в активную часть основных средств. Промышленность стала приобретать больше машин, оборудования, транспортных средств. Это в свою очередь способствует расширенному воспроизводству и, соответственно, развитию экспорта, созданию новых рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджет и так далее. Таким образом создается устойчивая база для сохранения высоких темпов роста экономики.

Итоги работы за девять месяцев показали, что «белорусская экономика сделала достаточно серьезный задел», подчеркнул Юрий Чеботарь. 

ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТОРОВ

Кроме того, первый заместитель министра экономики проинформировал участников заседания об этапах процесса совершенствования инвестиционного законодательства и оптимизации преференциальных режимов в стране. В частности, подготовлен проект Закона Республики Беларусь

«О содействии и стимулировании реализации инвестиционных проектов в Республике Беларусь». Документ, отметил Юрий Чеботарь, ориентирован на поддержку каждого инвестиционного проекта — от малого до крупномасштабного, благодаря чему инвесторы получают еще больше преференций. Ключевое условие — соответствие проекта приоритетам, определенным Правительством, а также положительный эффект для экономики отдельно взятого региона или страны в целом.

Законопроект актуализирует подходы к реализации инвестпроектов. Он станет единым документом, исключающим необходимость обращения инвесторов к множеству актов в целях уяснения льгот и преференций, порядка их получения, а также иных аспектов реализации проектов (по земельным, архитектурно-строительным, налоговым, таможенным и другим вопросам). Базой законопроекта стал действующий уже более 10 лет Декрет Главы государства № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь».

— Разработанный в Министерстве экономики документ устанавливает меры господдержки бизнес-инициатив как в рамках инвестдоговоров, так и без их заключения, — уточнил Юрий Чеботарь. — Договорные отношения с предоставлением расширенного пакета льгот и преференций затронут крупные проекты в приоритетных секторах экономики. Развитию регионов будет способствовать упрощенный механизм реализации инвестпроектов — по решению местных органов власти. То есть приоритетные виды деятельности для вложений из перечня, устанавливаемого Совмином, определят облисполкомы с учетом специфики и потенциала территорий. Льготы и преференции будут предоставляться на стадии строительства объекта.

Еще одна весомая, по словам Юрия Чеботаря, новелла законопроекта «О содействии и стимулировании реализации инвестиционных проектов в Республике Беларусь» — закупка государством части произведенной инвестором продукции. Заключать такие договоры планируется на конкурсной основе.

— Ожидаем, что реализация данного закона будет способствовать уменьшению межрегиональной дифференциации, повышению эффективности взаимодействия госорганов с инвесторами при реализации проектов, — отметил представитель Минэкономики. — Для придания дополнительного импульса реализации инвестпроектов в регионах отрабатывается новый механизм господдержки — бюджетные трансферты, выплачиваемые после завершения проекта. Их размер планируется определять в зависимости от уровня развития и специализации региона, в котором будет реализовываться проект: от 10% суммы капитальных затрат для городов «80 тысяч +» до 35% — в аграрных регионах.

 РЕЛЬСЫ, РЕЛЬСЫ...

Тему продолжил заместитель министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Сергей Дубина. Он проинформировал о разрешении проблем в сфере транспортно-логистической деятельности в условиях внешних вызовов, санкций и прогнозе ситуации. 2022—2023 годы транспортники называют временем кардинальных изменений в международной логистике. И затронули они всех — от производителей товаров и их получателей до тех, кто обеспечивает доставку, перевозку грузов, особенно на дальние расстояния. 

По словам замминистра, белорусские транспортные организации за последние год-полтора приложили максимум усилий для перестройки логистических цепочек и минимизации ущерба от их нарушений и разрывов. При этом сегодня активно развиваются транспортные коридоры и транспортно-логистическая инфраструктура, в том числе связанные с инициативой Китая «Один пояс — один путь».

По данным Белстата, в первом полугодии 2023 года грузооборот всех видов транспорта в Беларуси на 24,2% меньше, чем в первом полугодии 2022-го. Тем не менее инвестиции в основной капитал в логистике увеличились на 5% после прошлогоднего спада на 45%.

В нашей стране важную роль в перевозке грузов и обеспечении международных торговых связей играет железнодорожный транспорт. Здесь в сфере грузовых перевозок приоритет отдается интересам белорусских предприятий. Именно они формируют основу грузового бизнеса железной дороги — как во внутриреспубликанских перевозках, так и в международном сообщении. Если в первой половине 2022 года среднемесячный вывоз продукции белорусских предприятий железнодорожным транспортом составлял 2,5 млн тонн, то в 2023-м — уже 3 млн тонн.

Что касается водных маршрутов, то, как отметил Сергей Дубина, перевалка белорусских экспортных грузов в портах России в первом полугодии выросла в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Кроме того, благодаря подключению к коридору «Север — Юг», отметил докладчик, значительно увеличен автомобильный трафик по территории России и Азербайджана в сторону Ирана. Безразрешительный въезд белорусских перевозчиков в эту страну не только создает условия для поставки отечественной продукции на емкий рынок, но и позволяет нашим экспортерам рассматривать логистические мультимодальные, то есть с использованием морских портов Ирана, схемы поставок продукции в Индию, Китай, страны Юго-Восточной Азии, Африки и страны Персидского залива.

— Нам всем необходимо продолжить работу по совершенствованию логистических цепочек для бесперебойного вывоза экспортной продукции, а также по реализации межгосударственных соглашений в области железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта, — подытожил Сергей Дубина. 

ФОТО Наталья Нияковская

БелАПП Юрий Чеботарь «Белнефтехим» Андрей Сойко «Север — Юг»
08 Декабря 2023
1740
Рейтинг: 4