Поиск

Поток

ПРИШЛА ПОРА ЛОМАТЬ СТЕРЕОТИПЫ: конкурентноспособность «Белшина» в мировой шинной промышленности

Наталья ЛАЗАРЕВА

Наталья ЛАЗАРЕВА

специальный корреспондент

Очень часто среди автолюбителей звучал вопрос: почему в Беларуси нельзя выпускать такие же шины, как на Западе?

Сегодня он уже не актуален: белорусские шины теперь не хуже, чем у известных европейских производителей. И «Белшина» сегодня далеко не та, какой была даже три года назад. На предприятии активно идет обновление производства, что позволяет выпускать вполне конкурентоспособную продукцию. Это касается всех типов выпускаемых шин.

Тем не менее, негативный шлейф прошлого по-прежнему мешает сформировать объективную оценку продукции белорусских шинников. Но пришла пора ломать устаревшие стереотипы, считают на предприятии.

— Мы планируем появиться на рынке под другим названием, — сообщил начальник управления по реализации продукции Александр Гурко, выступая перед журналистами на недавнем пресс-туре.

— При этом «Белшина» останется «Белшиной». Но каждый новый продукт будет выходить под своим оригинальным именем. Так, наладив на недавно запущенном в производство современном оборудовании выпуск высококачественных легковых шин наряду с уже освоенной линейкой Artmotion, мы приняли решение представить рынку покрышки с посадочным диаметром 17 дюймов под брендом Аstarta. Кстати, по этому пути идет и российский производитель. В частности, предприятие «Сибур» сегодня продает шины под брендом «Cordiant».

Не все знают, что это российская продукция.

— Название «Белшина» для многих все еще ассоциируется с чем-то устаревшим. Хотя это далеко не так, — отметил Александр Гурко.

белшина шина

— Понимаем, что будет очень сложно переломить устоявшееся негативное мнение. Но постараемся сделать это. В цехах вы видите, на каком оборудовании и в каких условиях сегодня производятся белорусские шины. Уверяю вас, если бы вы поставили на свой автомобиль нашу покрышку и при этом не знали, что она белорусского производства, вряд ли бы догадались об этом. Потому что наша шина показала бы себя не хуже, чем продукция известных своим качеством брендов. Чтобы вытравить предубеждение против белорусских покрышек даже из подсознания людей, в первую очередь, белорусов, мы и рассчитываем на ребрендинг.

 ЗМШ: все больше шин, хороших и разных

Легковые шины выпускают на заводе массовых шин (ЗМШ). Именно эта продукция привлекла наибольшее внимание журналистов во время экскурсии по всем новым участкам. Особый интерес вызвал сборочный цех № 3. В настоящее время ЗМШ находится на завершающем этапе модернизации производственного потока по выпуску шин для легковых и легкогрузовых коммерческих автомобилей общей массой до 3,5 т (с посадочным диаметром от 13 до 20 дюймов).

Большинство процессов производства осуществляется на новом оборудовании — высокопроизводительных сборочных комплексах VMI (Нидерланды), где все процессы автоматизированы и человеческий фактор исключен почти полностью. Проектная мощность только трех установленных сборочных комплексов около 1,5 млн шин в год. Для сравнения: до этого в сборочном цехе ежегодно выпускали 300 тыс. шин. Если раньше на то, чтобы собрать одну покрышку уходило в среднем 10 минут, то сегодня на это требуется от 47 до 52 секунд в зависимости от размера.

— Шины диаметром 13—16 дюймов выпускаются серийно, для диаметра 17 сейчас проводим испытания, под диаметр 18 дюймов — проектируем пресс-форму, после чего проведем испытания, тиражирование пресс-форм и начнем серийное производство, — объяснил заместитель генерального директора по качеству ОАО «Белшина» Олег Куракин.

— Затем, по мере востребованности рынком, приступим к освоению шин диаметром 19 и 20 дюймов.

— Обратите внимание, что на сборочном участке работают всего 4 человека, — замечает заместитель главного инженера ЗМШ по техническому развитию Вадим Никитенко.

— Сборщик сейчас больше наблюдает за сборкой, чем участвует в ней.

Новое оборудование позволяет улучшить качество шин по всем параметрам, в том числе таким, как силовая однородность, радиальное биение и динамический баланс. При этом покрышки получаются еще и красивые, — дополняет Олег Куракин. В оформлении боковины, рисунка протектора учтены все самые современные тенденции в дизайне шин. Если бы ее кто-то увидел и не прочитал надпись, вряд ли бы догадался, что она сделана на «Белшине».


К слову, если комплексы для сборки легковых шин диаметром до 16 дюймов есть у многих производителей, то комплексы VMI MAXX — далеко не у всех. На этом же заводе установлено и новое оборудование для производства грузовых шин цельнометаллокордной конструкции с посадочным диаметром до 24 дюймов словацкой фирмы «MERTC».

— Мы разработали две новые модели на 24 дюйма на тяжелые грузовики, — объяснил Вадим Никитенко. — Данный сборочный комплекс вышел на проектную мощность и позволяет производить около 100 штук покрышек в смену. Кроме того, на ЗМШ завершены работы по монтажу и наладке линии изготовления крыльев компании VIPO (Словакия) и начат монтаж линии раскроя металлокорда компании Konstrukta Industry (Словакия).

белшина_завод

Идет закупка вулканизационных прессов по контракту, заключенному с компанией Uzer Makina (Турция), и линии раскроя текстильного корда по контракту с компанией Konstrukta Industry (Словакия). То есть на высоком уровне на заводе обеспечиваются не только сборка шин, но и другие технологические операции.

 ЗКГШ: все ближе к совершенству

— С этого завода и начиналась «Белшина», — рассказал заместитель генерального директора по качеству Олег Куракин, приведя журналистов на завод крупногабаритных шин (ЗКГШ).

— Его перевооружение мы начали несколько позже. Но именно поэтому ему сейчас уделяется особое внимание. Проект по техперевооружению завода КГШ предусматривает увеличение ассортимента и объемов производства широкопрофильных сельскохозяйственных шин радиальной конструкции с низким удельным давлением на почву для самоходной энергонасыщенной техники отечественного и импортного производства.

Проект планируется завершить в 2015 году, а в 2017 — выйти на проектную мощность. Первое современное оборудование на этом заводе появилось еще в 2007 году на операции по раскрою каркаса сельскохозяйственных шин. На участке сегодня работают 5 человек и обеспечивают полуфабрикатами весь завод. А за последние два года обновились и другие производства ЗКГШ. В частности, введены в эксплуатацию вулканизационные пресса компании TS Plzen (Чехия), линия по раскрою резиновых прослоек компании Spoolex (Франция), оборудование для контрольной лаборатории производства КНР и Германии, линия раскроя и стыковки текстильного корда компании Konstrukta Industry (Словакия), станок для окраски невулканизованных шин компании Ilmberger (Германия).

Ведутся монтажные и пусконалодочные работы на линии по выпуску гермослоя компании Tiajin Saixiang Technology (Китай), а также линии по изготовлению бортовых колец и крыльев шин с посадочным диаметром 24—42 дюйма компании VIPO (Словакия).

белшина_оборудование

— Линия раскроя и стыковки текстильного корда компании Konstrukta Industry (Словакия) производительнее старого оборудования в 5 раз, — сообщил Олег Куракин, показывая журналистам новое оборудование.

— И наладка, и стыковка проходят в автоматическом режиме, что обеспечивает высокую точность линии реза.

— С ростом производительности и мощности сельхозтехники резко возрастает требование к точности изготовления деталей современных широкопрофильных сельскохозяйственных шин, — дополнил своего коллегу директор ЗКГШ.

— И именно это оборудование способно обеспечить данное требование, а также увеличить производительность, снизить затраты и, соответственно, себестоимость продукции. С вводом новой линии старые станки по раскрою и стыковке текстильного корда постепенно демонтируют.

Грядут перемены и на сборочном участке. В следующем году здесь будут установлены универсальные сборочные комплексы для шин с посадочным диаметром от 28 до 42 дюймов компании Prozax (Чехия). С установкой новых сборочных комплексов завод будет переходить на индустриальные шины радиальной цельнометаллокордной конструкции.


Параллельно с закупками импортного оборудования силами предприятия изготовлены новые сборочные комплексы для выпуска широкопрофильных сельскохозяйственных шин с посадочным диаметром 38 и 42 дюйма, которые предназначены для энергонасыщенных тракторов типа МТЗ 3022 и 3522.

Тем самым будут не только полностью обеспечены потребности МТЗ, но и появится возможность успешно конкурировать на вторичном рынке с импортными аналогами. Но даже на той стадии реконструкции, на которой сейчас находится ЗКГШ, предприятие, по словам Олега Куракина, вполне способно конкурировать с мировыми грандами и соответствовать уровню такой известной компании как TRELLEBORG (Швеция). И это не только слова. Мало кто знает, что «Белшина» выпускает 70 типоразмеров покрышек под маркой этой фирмы.

 ЗСКГШ: принципиально новое качество

Если шины для легковых автомобилей самые массовые, то шины, которые выпускают на заводе сверхкрупногабаритных шин (ЗСКГШ) самые впечатляющие. Ведь они идут для карьерной техники, которая весит десятки, а в нагруженном состоянии и сотни тонн (например, только одна шина диаметром 3,2 м способна нести 62 т груза), а потому не только имеют внушительные размеры, но и обязаны быть сверхпрочными и сверхвыносливыми. А это определяется не только тем, по какой технологии они сделаны, но и из какого материала. На заводе уже внедрено новое и современное оборудование на всех этапах производства.

В настоящее время обновляется оборудование и в подготовительном цехе. Для обеспечения высокого качества резиновых смесей предприятие закупает 8 линий резиносмешения последнего поколения компании «HF» (Германия). Оборудование уже начало поступать, и в настоящее время идет его монтаж. С вводом в эксплуатацию линий резиносмешения «Белшина» получит возможность производить продукцию высокого качества.

— В мире шинных заводов, освоивших эту продукцию, единицы: «Michelin», Bridgestone, Goodyear. Теперь и мы входим в этот рынок, — отметил директор ЗСКГШ Степан Скороход. На новом оборудовании мы можем получать принципиально новые параметры резиновых смесей, которых раньше, при классическом смешении, мы не могли достичь в принципе. То есть теперь открыт путь к принципиально новому качеству резиновых смесей.

 У «Белшины» большие планы

К сожалению, сегодня у «Белшины» есть и проблемы. Реконструкция идет, качество продукции в разы возросло, а продажи снизились. Это касается, поставок как на внутренний рынок, так и на экспорт. Почему это произошло, объяснил Александр Гурко:

— Традиционно «Белшина» — экспортоориентированное предприятие. Доля экспорта составляет более 60% в общих объемах реализации, и около 30% идет на внутренний рынок. Из шин, идущих на внутренний рынок, 70% поступает на комплектацию наших крупных машиностроительных предприятий — МТЗ, БелАЗа, МАЗа; 30% — на вторичный рынок. И как раз в поставках на комплектацию белорусских промышленных гигантов заключается главная проблема снижения объемов реализации на внутреннем рынке. Спрос на их продукцию в мире снизился, что, соответственно, привело к снижению поставок шин.

По сравнению с прошлым годом объем закупок предприятиями Минпрома сократился на 40%. Мы сейчас стараемся перераспределить эти объемы на другие рынки. Но это — непростая задача, поскольку и с экспортом не все просто. Основным рынком для предприятия традиционно является Российская Федерация. Там мы присутствуем по одноканальной схеме реализации через созданную сеть торговых домов. Наши ТД работают в различных регионах России и фактически охватили всю ее территорию.

Цель создания торговых домов — дойти до конечного потребителя. Но российский рынок очень своеобразный. Здесь существуют трудности непосредственно в поставках конечным потребителям, в первую очередь, из-за отсутствия у них денежных средств. То есть поставить продукцию напрямую за деньги сложно, поэтому приходится частично реализовывать ее через коммерческие организации, которые зарабатывают, используя в том числе бартерные схемы.

Наши торговые дома есть также в Украине и Казахстане. В странах Средней Азии и Закавказья мы работаем либо по принципу эксклюзивного дилерства (например, в Армении работа ведется через армяно-белорусский ТД), либо стараемся делегировать полномочия мощным организациям для дальнейшего продвижения. Проблем, подобных российским, там пока нет, да и объемы поставок не так велики.

В Россию и страны дальнего зарубежья мы поставляем большей частью сверхкрупногабаритные шины для горнообогатительных комбинатов. За последние два года объем поставок на экспорт этой продукции существенно сократился: снизились объемы производства в горной отрасли, ведут агрессивную политику на рынке России крупные мировые производители шин.

Традиционно такие компании как «Michelin», Bridgestone, Goodyear поставляли свою продукцию в Австралию, Южную Америку, Африку. Российский же рынок они обеспечивали по остаточному принципу. Но в связи со снижением спроса на СКГШ у своих традиционных потребителей, эти компании перераспределили свои товарные потоки, направив их в Россию.

Конечно, у нас все еще сохраняется некоторое преимущество: логистика, хорошее качество при более низкой цене. Но все же они выигрывают у нас тем, что предлагают более высокотехнологичный продукт — радиальные цельнометаллокордные шины. Выпуск таких шин у нас уже налажен, сейчас происходит отработка технологии. Поэтому мы будем форсировать свое развитие. Так, в настоящее время мы усиленно работаем над проектом создания производства ЦМК шин радиальной конструкции с посадочным диаметром 57—63 дюйма с реконструкцией подготовительного цеха.

Это наше будущее и перспектива. Чтобы увеличить объемы продаж, мы также проводим активную маркетинговую политику и в нашей стране, и за рубежом. Во-первых, свою продукцию везем собственным транспортом (либо арендованным, но за свой счет) не только в любую точку нашей республики, но и за ее пределы. Во-вторых, четко реагируем на каждую рекламацию, обеспечивая своим клиентам максимально комфортный сервис. И, естественно, расширяем номенклатуру производства.

Расширение модельных и размерных рядов позволит предприятию увеличить свое присутствие на рынках и завоевать новых потребителей. Нарастить объемы стараемся и за счет внутреннего рынка. Создаем в Беларуси свою товаропроводящую сеть. Для реализации продукции оптовым покупателям организовали в стране 15 региональных складов. Физические лица могут приобретать наши шины в фирменных павильонах, которые мы открыли во всех областных городах и в Минске. Особенность белорусского рынка заключается в том, что, в отличие от всего мира, где производитель продает сам либо строит свою сеть дестрибьюции, у нас существуют двухканальные сети реализации, т. е. мы и производим, и продаем.

Мы вынуждены так поступать, поскольку не можем пока отдать весь внутренний рынок в руки реализаторов. Наши розничные павильоны созданы для потребителя и служат для того, чтобы обозначить рекомендуемую цену. То есть та цена, которая существует в розничных объектах в Беларуси, является ориентиром для всех остальных, не позволяет ценам бесконтрольно расти.

Но мы не ставим перед собой задачу охватить весь рынок розничными объектами, так как это требует больших финансовых вливаний. Используем в основном существующие каналы товародвижения, в первую очередь концерна «Белнефтехим». Во-первых, мы продаем наши шины на всех АЗС, во-вторых — используем обширную товаропроводящую сеть нефтехимической отрасли (работаем по договорам на предоставление им статуса дилера).


И хотя сегодня мы не занимаем 100% внутреннего рынка, в любом случае здесь присутствуют и другие производители, а с вхождением в Таможенный союз эта доля еще увеличилась, — данный рынок для нас очень важен.

В целом у «Белшины» большие планы по дальнейшему развитию предприятия с целью обеспечения потребителей в Республике Беларусь и за ее пределами новыми шинами  новых типоразмеров. Предстоит развивать и обновлять бренды. И, конечно же, все больше продавать на экспорт.  

Наталья ЛАЗАРЕВА, фото Виктории Анискевич-Клопоцкой  

 

01 Декабря 2014
2373
Рейтинг: 4