Белорусскую сейсморазведку осуществляет Управление полевых сейсморазведочных работ (УПСР) ПО «Белоруснефть».
Профессионализм специалистов компании, современные технологии, используемые для поиска залежей нефти, подняли отечественную планку сейсморазведки на самый высокий уровень. Актуальная задача «Белоруснефти» — компенсировать 80—90% годовой добычи отечественной нефти, в том числе и за счет сейсморазведочных работ. Наш корреспондент на практике узнал не только о том, как она решается, но и о секретах поиска белорусского черного золота.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
С работой сейсморазведочной партии удалось ознакомиться в режиме реального времени в полевом лагере на Савичско-Бобровичской площади (в Калинковичском районе). Геологи пришли к выводу, что гипотетически здесь есть запасы нефти, но лучшее подтверждение теории — практика. И именно сейсморазведка позволяет получить наиболее полную
информацию о предполагаемых месторождениях. Это первый и фундаментальный вид геологических исследований, на основе интерпретации и обработки данных которых геологи-поисковики намечают непосредственное бурение поисково-разведочных скважин, оценивают ресурсную базу и перспективу добычи нефти. Сейсмическая разведка сродни физическому способу радиолокации. Только здесь используются не радиоволны, а упругие колебания, с помощью которых геофизики УПСР «просвечивают» верхний слой земной коры.
— Наша компания исходит из стратегической задачи: для поддержания добычи белорусской нефти на стабильно высоком уровне необходим ее интенсивный поиск. Поэтому в последние годы мы активно инвестируем в сейсмические работы, нарастив их объем на площадях Припятского прогиба.В текущем году для выявления и подготовки новых нефтеперспективных структур, уточнения геологического строения действующих месторождений специалисты УПСР проведут полевые исследования в формате 3D на площади 292 км
2. Это са
мый высокий показатель за последние 10 лет. Для примера, в прошлом году он составил 185 км
2, — рассказывает
заместитель генерального директора по геологии РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» Пётр Повжик. — Ресурсная база предприятия — 76 открытых месторождений, которые находятся в эксплуатации. Остаточно извлекаемые запасы белорусской нефти составляют около 50 млн т. Динамика ее добычи идет с нарастающим темпом и в этом году достигнет 1,65 млн т.
ОТ ИНТЕРЕСА — К НЕФТИ
Путь от геологоразведочных работ до добычи черного золота состоит из нескольких последовательных стадий. Процесс поиска белорусской нефти начинается с геологического интереса профильных специалистов, которые ставят задачу Управлению полевых сейсморазведочных работ. УПСР, в свою очередь, преобразовывает ее рекогносцировкой на местности, изучением геологии работ, выбором системы наблюдения, согласованием с заказчиком. И только затем начинаются собственно сейсморазведочные работы, состоящие из полевых 3D-сейсмоисследований, обработки сейсмических данных и их интерпретации, построения гидродинамической модели, подсчета запасов и открытия залежей, бурения оценочных скважин и разработки месторождений.
— Будущее представление о ресурсной базе во многом зависит от квалификации геофизиков, работающих непосредственно на земле. Качество работы «Белоруснефти» хорошо известно на международном уровне — так, в прошлом году предприятие было признано лучшей сейсмической компанией в Эквадоре. Мировым стандартам соответствует как приборный парк, так и программное обеспечение. На высочайшем уровне ведутся обработка и интерпретация данных. Поэтому теоретическая задача по поиску белорусской нефти на практике решается нашими специалистами технологически грамотно и профессионально. Исходя из масштабности работы, в Калинковичском районе задействовано практически все управление — 250 человек, — подчеркивает начальник УПСР РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» Валерий Кухарев.
НА ПЕРЕДОВОЙ
Для разведки нефти на Савичско-Бобровичской площади, в которой нам удалось поучаствовать, задействовано 192 км
2. Здесь уже предварительно уложили 20 линий кабеля (общей протяженностью около 300 км), на которых закрепили 12 тыс. групп сейсмоприемников.
— Для сейсмики главное — отражающая способность структурных горизонтов преобразовывать искусственно создаваемые волны деформации. В Беларуси для этого традиционно используется взрывной источник — как наиболее проверенный, оптимальный и универсальный. Специальной установкой роторного бурения на глубину до 100 м (в зависимости от породы) пробуривается взрывная скважина с промывкой технологической водой, которая укрепляет ее стенки от осыпания, когда туда будут опускать взрывчатку. Процесс бурения занимает от 10 минут. Затем в скважину закладывается заряд весом 2 кг, который подрывается, чтобы создать идеальный и стабильный источник по составу частот, их интенсивности, — разъясняет первый заместитель начальника — главный инженер УПСР Владимир Никитенко.
В нашем случае глубина бурения составила 19 м, куда взрывник заложил заряд тротила. Опасная зона в радиусе 50 м от скважины была обозначена красными флажками, и вход туда запрещен. Затем — глухой звук и подземный толчок, вызванный взрывной волной. Она дошла до определенных горизонтов, преломилась и отразилась на 12 тыс. групп датчиков-сейсмоприемников, которые зарегистрировали эти колебания. В электронных полевых модулях аналоговый сигнал преобразовывается в цифровой и передается на передвижную станцию. Следует отметить, что в связи с революцией в сфере информационных систем технология работы белорусских сейсморазведчиков существенно изменилась. Если в момент образования предприятия разведка велась по нескольким сотням полевых каналов, то сегодня их задействовано 12 тыс. Благодаря использованию современного геофизического оборудования (группы геофонов, электронных полевых модулей, цифровой регистрации, оптоволоконной линии связи) принципиально изменилось и качество регистрации.
ТРОЙНОЙ КОНТРОЛЬ ДЛЯ ТОЧНОГО ПРОГНОЗА
Далее работа по разведке белорусского черного золота продолжилась на сейсмостанции. Она находится в отдельном кунге с автономным генератором, а регистрационное оборудование представлено современным телеметрическим комплексом производства Франции. Именно здесь геофизик-оператор на трех компьютерах с помощью двух мощных серверов осуществляет сбор информации. Несколько мониторов позволяют оператору контролировать не только единичную сейсмограмму, но и всю площадь исследования. За день одна буровая машина делает 20—25 скважин. На каждом квадратном километре требуется пробурить 130 скважин (всего — 26 тыс.). Ежедневно производятся бурение и взрывы 120 скважин, по которым регистрируется сейсмическая информация. Вечером, после регистрации всех упругих колебаний за день, геофизик-оператор передает информацию в полевой лагерь, где начинается ее систематизация (по такому же принципу сюда передается информация по разведочным взрывам с других сейсмостанций). Здесь специалист УПСР на обрабатывающем комплексе производит экспресс-анализ пригодности материала для дальнейшей обработки. Это этап накопления сейсмической информации, которая в дальнейшем будет подлежать обработке и интерпретации в институте «БелНИПИнефть».
Таким образом, полевая сейсморазведка накапливает информацию, приводит ее в соответствие с требованиями техзадания и собственного проекта, а окончательный вердикт по разведанным запасам нефти выносят в Белорусском научно-исследовательском и проектном институте нефти. Именно сюда Управлением полевых сейсморазведочных работ в марте 2018 года будут переданы все полученные данные. Как видите, процесс разведки отечественного черного золота небыстрый (начались работы в июне текущего года) и затратный, но он на порядок дешевле, чем поиск нефти регулярной сеткой глубокого бурения. Окончательная обработка и интерпретация в институте «БелНИПИнефть» займет еще несколько месяцев. По результатам детального исследования будут составлены структурные карты и дан прогноз нефтеносности Савичско-Бобровичской площади. Так что о том, есть ли в данном регионе промышленные запасы нефти, мы узнаем только в июне 2018 года.
БУДУЩЕЕ — В ДИВЕРСИФИКАЦИИ
— «Белоруснефть» активно увеличивает объемы проведения разведочных работ за счет не только внутреннего рынка, но и экспортных услуг. Сегодня мы в состоянии организовать одновременные эффективные работы в Беларуси и за рубежом, поэтому активно развиваем диверсифицированный экспорт, уделяя первостепенное внимание наращиванию разведки и открытию отечественных месторождений нефти. Наши специалисты имеют опыт работы в разных частях света (в Европе, Азии, Америке) и в различных климатических условиях (в тундре, пустыне, джунглях). Они востребованы в России, Венесуэле, Эквадоре... В настоящее время мы активно развиваем украинское направление, которое близко территориально и для нас удобно. На разных стадиях подписания находятся три договора с украинскими заказчиками. Спрос на наши услуги за рубежом постоянно растет, и фронт работ УПСР расписан до 2020 года. Так что Управление поисково-сейсмических работ с уверенностью смотрит в будущее, — заключает заместитель генерального директора по геологии РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» Пётр Повжик.
Александр РУДКОВСКИЙ, фото автора и Дмитрия САПОВА