Сегодня ведущими специалистами УПКШ разработаны проекты шин 59/80R63 BEL-190 для карьерных самосвалов грузоподъемностью 360 и 450 т, шины 46/90R57 BEL-232 и 40.00R57 BEL-350 для самосвалов грузоподъемностью 240 и 220 т. К 2019 году намечено ввести в эксплуатацию вторую очередь инвестпроекта на заводе СКГШ с освоением производства радиальных ЦМК шин диаметром 49—51 дюйм и увеличением мощностей по выпуску шин на 57 дюймов. — В ближайших планах предприятия есть еще несколько перспективных инвестпроектов, требующих дополнительного изучения. Отмечу один из них — освоение производства радиальных ЦМК шин диаметром 25—29 дюймов на заводе КГШ. И в целом, если мы хотим сохранить достигнутые позиции и нарастить свое присутствие на рынках, модернизация производства не должна останавливаться, — подчеркнул Дмитрий Савончик. — Основные источники финансирования — собственные средства предприятия, иностранные кредитные линии, средства инновационного и специального фондов финансовой поддержки организаций концерна «Белнефтехим». Сроки окупаемости основных инвестиционных проектов нашего предприятия составляют в среднем 8—10 лет.Для отработки технологического процесса в четвертом квартале прошлого года начато изготовление первых опытных образцов СКГ шин 57 дюймов — это 40.00R57 BEL-350 для карьерных автомобилей особо большой грузоподъемности. В первую очередь они будут предназначаться для комплектации самосвалов «БелАЗ», а также карьерной техники Komatsu, Caterpillar и составят конкуренцию таким производителям, как Bridgestone и Michelin.
Стратегия развития выпуска грузовых шин включает освоение и внедрение в производство новых типоразмеров грузовых радиальных ЦМК шин с посадочным диаметром от 17,5 до 24 дюймов для автомобилей, прицепов и полуприцепов, городских и междугородних автобусов. Все большую популярность приобретают грузовые цельнометаллокордные шины под брендами Forcerra и Escortera. Для легких грузовиков и микроавтобусов разработаны легкогрузовые шины Bravado. Успешно проходят испытания на полях в Голландии, Англии, Ирландии опытные партии сельскохозяйственных шин Galero. Как сказал председатель НТС, отзывы о них только положительные. — Белорусские шины великолепно показывают себя на европейских землях. После прохождения обязательных испытаний в реальных условиях шины под брендом Galero будут поставлены на серийное производство, — отметил Дмитрий Савончик.Что дала модернизация ОАО «Белшина»? Она позволила расширить линейку легковых шин под торговой маркой Artmotion с асимметричным и направленным дорожным и зимним рисунками протектора, а также зимних — Artmotion Snow и рассчитанных под ошиповку Artmotion Spike. Сегодня перспективным направлением признана разработка легковых высокоскоростных шин с посадочным диаметром 17—20 дюймов для внедорожников и кроссоверов.
Информацию о ходимости сельскохозяйственных шин в реальных условиях сообщил заведующий лабораторией ГУ «БелМИС» Сергей Антошук. Заместитель начальника — государственного инспектора Главгостехнадзора Минсельхозпрода Александр Маевский отметил, что ресурс отечественных шин уступает зарубежным аналогам, поэтому для решения проблемы импортозамещения необходимо создать шины сельскохозяйственного назначения, сочетающие свойства повышенной грузоподъемности с низким давлением на почву. Доцент кафедры технологий нефтехимического синтеза и переработки полимерных материалов Андрей Касперович рассказал о работе и перспективах развития научной отраслевой лаборатории шинной промышленности при БГТУ. Он также отметил, что уникальное новое лабораторное оборудование позволяет заниматься исследованиями, которые невозможно провести в ЦЗЛ предприятия, а разработки, над которыми трудятся ученые технологического университета, могут быть использованы в ОАО «Белшина». Вопросами армирования дезориентированными короткими волокнами рабочего слоя протектора, анализом температурных зависимостей воздухопроницаемости для серийных гермослоев разной толщины и составов, а также резин гермослоев, модифицированных добавками органоглин, в этом году будет заниматься ГНУ «Институт механики металлополимерных систем имени В.А. Белого НАН Беларуси» в рамках сотрудничества с ОАО «Белшина». Как отметил заведующий отделом института Степан Песецкий, в 2017 году планируется разработать рекомендации по технологии концентратов гибридных наполнителей для подканавочного слоя и гермослоя шин. Кроме того, по согласованию с ОАО «Белшина» институт готов проводить испытания нового и традиционного сырья от других производителей, а также ингредиентов и резиновых смесей, разрабатываемых по новым рецептурам, освоить на предприятии производство легкоплавких мешков для затаривания ингредиентов.Также шла речь о том, что необходимо изготовить стенд для проведения ускоренных испытаний сельскохозяйственных шин. По мнению представителей предприятия и аппарата концерна, такой стенд целесообразно расположить в ОАО «Белшина», что обеспечит объективность воспроизводимости результатов испытаний. В связи с этим специалистам ОАО «Белшина» нужно представить концерну «Белнефтехим» необходимую конструкторско-технологическую документацию и материалы для открытия финансирования в 2018 году за счет средств Республиканского централизованного инновационного фонда.
Проект будет финансироваться из инновационного фонда Могилевского облисполкома в 2017—2018 годах. Применение новых решений, созданных в ИПФ НАН Беларуси, позволит впервые в стране создать малоинерционные датчики температуры для установки в резиносмесители с прочными корпусами, способными выдержать динамические воздействия, превышающие десятки тонн. При этом точное измерение температуры поможет соблюсти требуемые технологической документацией режимы резиносмешения. Предлагаемые датчики температуры дадут возможность отказаться от поправочных коэффициентов при резиносмешении и выгружать смеси в требуемый момент времени. Впервые будет создана телеметрическая система контроля температуры в шине с беспроводной передачей данных и закладкой датчиков температуры непосредственно в массив резины (в протектор на различную глубину, вплоть до подканавочного слоя). Это позволит получить информацию о способности резины к теплообразованию и механизме разрушения на различных стадиях эксплуатации шины. Система даст возможность в режиме реального времени оценить скорость разогрева шины как в первые секунды ее вращения, так и на протяжении нескольких часов и суток испытаний на стенде.Как сообщил заведующий лабораторией контактно-динамических методов контроля Института прикладной физики НАН Беларуси, доктор технических наук Александр Крень, в ОАО «Белшина» планируется реализовать инновационный проект — разработать и внедрить телеметрическую систему мониторинга температуры в протекторе шины на испытательном стенде и малоинерционные высокопрочные датчики для контроля температуры резиносмешения.
Научно-технический совет одобрил заключение договора ОАО «Белшина» с ИММС НАН Беларуси об оптимизации составов и технологии концентратов гибридных наполнителей для улучшения технических характеристик отдельных элементов шин. Светлана Воронова сообщила, что на следующем заседании НТС планируется обсудить вопрос целесообразности разработки и создания отраслевой распределенной грид-инфраструктуры шинной промышленности («Отраслевой ГРИД-БелШина») для проведения исследований и конструктивно-технологического проектирования перспективных конкурентоспособных шин производства ОАО «Белшина». Ожидается, что доклад на эту тему сделает представитель Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси. Светлана САБИЛО, Фото Дарьи ХачирашвилиОпределены направления, по которым будут проводиться научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Во-первых, это повышение работоспособности цельнометаллокордных сверхкрупногабаритных шин до уровня фирмы Bridgestone в различных температурных регионах. Во-вторых, увеличение износостойкости и порезоустойчивости протектора карьерных шин до уровня фирмы Bridgestone (без снижения других эксплуатационных характеристик). В-третьих, разработка рецептур протектора грузовых комби нированных и цельнометаллокордных шин различного назначения с улучшенными износными и сцепными характеристиками резин протектора (с уровнем ходимости до 300 тыс. км и более).