Поиск

Поток

БАЛТИЙСКИЙ ТРАНЗИТ: cтальные пути в янтарный край

Современная территория Литвы сохранила всего 50 км линии Полесской железной дороги, построенной в 19 веке.

Но именно пути этого участка приводят в Вильнюсе к административному зданию АО «Летувос гяляжинкяляй» («Литовские Железные дороги») на улице Mиндауго, 12, где и состоялась наша встреча с начальником отдела по тарифам коммерческого департамента компании Владасом Амброзявичюс и его коллегами Мариусом Матулайтисом и Лаймутисом Куртинисом.

Наш разговор был о балтийском транзите для Беларуси, и о роли которую играют в нем железные дороги Литвы. Но сначала мы вспомнили о том, как 155 лет назад начиналась история этого стального пути.


Все началось с решения властей царской России  о строительстве железной дороги Санкт-Петербург — Варшава. Этот стратегический шаг повлиял на развитие транспорта в Литве и прилегающих странах, заложив основы взаимодействия, которое имеет уже полуторавековую историю.

Да именно в середине XIX века были проложены рельсы магистралей, по которым сегодня регулярно отправляются грузы из Беларуси в Литву. Сначала через Вильнюс прошел участок железнодорожной линии Даугавпилс — Вильнюс — Каунас — Кибартай (Вирбалис (Вержболово), который начали строить в 1858 году. Первые «ласточки» — поезда из Петербурга в Вильнюс и из Вильнюса в Вирбалис пролетели 15 марта 1862 года.

здание жд_ретро

И уже к 1873 году через Литву проходили две железнодорожные линии Санкт-Петербург —Варшава и позже начатая Лянтварис-Ромны ( Украина). Дорога пришла и в единственный на ту пору незамерзающий российский порт Лиепая (Либава). Поэтому именно «вёсачка, Нёман і агні партовыя Лібавы» снятся героям стихотворения Максима Богдановича «Эмігранцкая песня».

Либаво-Роменская железная дорога, пройдя и через Минск, сделала его важным железнодорожным узлом и служила магистралью для вывоза из глубины империи зерна, угля и промышленных товаров. Мемельский (Клайпедский) порт тогда принадлежал Пруссии и оставался в тени из-за напряженных германско-российских отношений. А создание государственного предприятия АО «Литовские железные дороги» 20 ноября 1991 года было связано с восстановлением независимости страны. После ликвидации Прибалтийской железной дороги,  компания приобрела самостоятельность под управлением администрации, назначенной властями Литовской Республики.


 — Какие перемены произошли с тех пор в развитии железной дороги в Литве?

— Самым главным для компании  АО «Литовские железные дороги» была интеграция в транспортную сеть Европы. Восстанавливались связи с международными железнодорожными организациями. Уже в июне 1992 года АО «Летувос гяляжинкяляй» (ЛГ) вступило в международную Организацию сотрудничества железных дорог (ОСЖД) и восстановило свое членство в Международном союзе железных дорог(UIC), что открыло двери в международные финансовые институты и фонды.

— Как изменился рынок транзитных услуг после обретения независимости, и каковы его традиции сегодня?

— На момент развала Союза многие заводы Литвы, на которые происходила доставка груза из соседних республик, встали. Перевозки прекратились. И функционировали лишь транзитные перевозки на Клайпеду и в Калининградскую область. Пожалуй, именно они и по сей день обеспечивают дороге значительную часть загрузки. Международные перевозки стали интенсивнее благодаря запуску первого поезда смешанных перевозок «Викингас» («Викинг»).

жд Литвы

цитата

От Балтийского до Черного: проект для трех дорог и двух морей. Как мудро заметил главный специалист отдела по развитию рынка Лаймутис Куртинас, в жизни, в истории многое - под властью перемен.

И все может измениться, но железная дорога — никогда. Действительно, уже более 150 лет назад прорубили это «окно с занавесочками» из Петербурга в Европу. Меняется время, стратегия, названия, но суть железной дороги, соединяющей государства и народы, остается прежней. Как добрые три сестры-соседки договорились три железнодорожных компании — литовская, белорусская и украинская — и запустили 6 февраля 2003 г. железнодорожный проект «Викинг».

Этот поезд первоначально был задуман для перевозок по прямому пути из Клайпеды в Одессу. Но лишь 5% грузов стало поступать по данной траектории. Поэтому сегодня маршрут поезда уже разделен на 2 направления: Беларусь—Клайпеда и Беларусь—Одесса. Товарообразующая страна в данном случае — Беларусь.

 — На самом деле основная часть перевозок, - пояснил Владас  Амброзявичюс, — это перевозки из Клайпеды в Беларусь. Они составляют 70—80% загрузки «Викинга». Остальные 30% складываются за счет грузооборота по направлению Беларусь—Украина.

Но и кроме этого поезда по железной дороге по направлению Беларусь-Литва поступает ежегодно огромный поток грузов:  около 6 млн т удобрений ОАО «Беларуськалий», от 1 до 1,5 млн т в год — нефть и продукция нефтепереработки. Наиболее значимыми стали для АО «Литовские железные дороги» объемы перевозок из Беларуси за 2013 год. При этом более 80% грузов поставляли предприятия нефтехимического комплекса.

— Какие преимущества имеет путь поставок белорусских химических продуктов и нефтепродуктов по литовской железной дороге через Клайпедский порт?

— По расстоянию наши дороги — самые кратчайший маршрут для многих предприятий белорусской нефтехимии, — заметил начальник отдела интеграции в европейские железные дороги Мариус Матулайтис. — Мы сотрудничаем с ОАО «Мозырский НПЗ», ОАО «Гродно Азот», ОАО «Могилевхимволокно» и другими предприятиями этой отрасли, потому как это дешевый, удобный и лучший по качеству услуг путь доставки грузов. Вторым аспектом является также факт гибкой «настройки», трансформации инфраструктуры Клайпедского порта под условия клиента, что можно назвать основной преференцией для химии и нефтяной продукции. Третьим плюсом служат тарифные соглашения, которые также разрабатываются с учетом интересов клиента-партнера из Беларуси. что и делает их более благоприятными.

клайпедский порт

Связующее звено между белорусским и мировыми рынками Если посмотреть географически, то только северо-западная часть Беларуси — ближе к Латвии. Для остальной части Беларуси путь к морским воротам на европейские и мировые рынки — это путь в Клайпедский порт. Быструю доставку грузов туда и оттуда обеспечивает АО «Литовские железные дороги», и в этом ее стратегический плюс. Конечно, что-то идет через Брест, но это в основном грузы на рынки Центральной Европы, поскольку пропускная способность не слишком большая, и транзит с востока очень большой.

Через порты Украины сейчас поставки белорусских грузов усложнились связи с происходящими событиями. Путь через Калининградский порт связан с транзитом через Литву или Польшу, через таможенную территорию Евросоюза, то есть с большим количеством транзитных «ворот». От пункта А в пункт Б Статистика точна и беспристрастна: 1/5 часть грузооборота по железной дороге Литвы составляют грузы из Беларуси. Пропускной пункт «Бенякони»- сегодня самый модернизированный пункт на границе Евросоюза и стран СНГ. И кроме расстояния у АО «Литовские железные дороги» есть еще один важный фактор — время доставки груза.

— Период доставки груза, — отметил Владас Амброзявичюс —  определяется многими показателями и сокращается за счет ряда существенных факторов. Это и скорость оформления груза, и модернизация путей до Клайпеды, это и применение на наших дорогах новых локомотивов «Сименс», которые преобразили и усилили наши локомотивные депо. Подобия им, кстати, пока нет в Восточной Европе.

Начальник отдела по тарифам коммерческого департамента компании Владас Амброзявичюс

Да, и, конечно же, «Викинг»: все грузы на этом поезде проверяют за 30 минут.  Благодаря  такой организации дела достигается высокий вагонооборот, который позволяет многим заинтересованным предприятиям провозить большее количество продукции. Приятно было слышать, что белорусское направление считается основным для литовской железной дороги. И по статистике за 5 последних лет количество белорусских грузов через Литву выросло в 2 раза — от 5 млн до 10 млн т.

— В данном случае мы видим перспективу и несомненный потенциал, — добавил Мариус Матулайтис.

— АО «Литовские железные дороги» открыло представительство в Минске. Развивать отношения будем и дальше, стараясь создавать лучшие условия для перевозок и транзита. А белорусам-партнерам желаем стабильности и роста в работе, хороших добрососедских отношений.

Белорусская «дочка» в Клайпеде

Белорусское экономическое присутствие в Клайпеде для внимательного наблюдателя не остается незамеченным. Еще в прошлом веке после войны советский торговый флот здесь рождался благодаря усилиям моряков из разных республик. Были и белорусы: казалось бы, сухопутный, наш край дал немало успешных капитанов и штурманов, умелых матросов и докеров. Сегодня Беларусь в Литве и в Клайпеде — это 30-процентная доля «Беларуськалия» в крупном калийном терминале. Это огромные объемы белорусских экспортно-импортных грузопотоков, без которых порт рисковал бы заметно опустеть. И, конечно же, это белорусские экспедиторы, транспортники, торгово-логистические компании.

В самом центре Клайпеды, на одном из перекрестков очень хорошо заметен знакомый логотип: здесь расположился офис ЗАО «Белинтертранс Литва», 100-процентной дочерней компании ГП «БТЛЦ», которая занимается здесь логистическими услугами, прежде всего, логистикой белорусских грузов. А ГП «БТЛЦ» — наш давний партнер и рекламодатель. Встреча с директором Евгением Малашкевичем была непродолжительной, но содержательной.

В самом центре Клайпеды, на одном из перекрестков очень хорошо заметен знакомый логотип: здесь расположился офис ЗАО «Белинтертранс Литва»

ЗАО «Белинтертранс Литва» уже 4 года на рынке, сейчас в своих планах обращает внимание на предприятия нефтяной и химической отраслей. Но эти планы не обещают простого воплощения в жизнь: белорусские компании нефтехимического комплекса работают прежде всего через отраслевую товаропроводящую сеть.

Балтийский Транзит Белинтертранс

В Литве это ЗАО «Трансхема» (о нем наш рассказ еще впереди). Евгений Малашкевич отметил, что на заводах нефтехимического комплекса очень сложно начинать работу компании- нерезиденту Беларуси, поскольку в основном эти предприятия имеют свои экспедиторские компании, либо опираются на услуги отраслевой ТПС. Но дочернее предприятие создано с целью способствовать увеличению белорусского экспорта, на это делается главный акцент. А объемы поставок таковы, что и несколько компаний могут заработать на этом поле.

Что же касается импорта, то он также присутствует, в том числе и в части закупок различных материалов и промышленной продукции для производственных нужд. Но сальдо внешней торговли должно быть положительным, и внимание первоочередное уделяется все-таки экспорту. Во время беседы обратила внимание на просматривали фотоальбом, посвященный юбилею пуска первого поезда «Викинг» АО «Литовские железные дороги».

— Да, в прошлом году «Викингу» исполнилось 10 лет, — рассказал директор «Белинтретранс Литва».

— АО «Литовские железные дороги» очень ответственно и красиво организовало мероприятие. Программа чествования включала награждения, как основателей, так и продолжателей этого дела. Проект и люди, его воплотившие, заслужили добрых слов…  Но сейчас объемы у «Викинга» стали падать.

Повлияли события последних месяцев на Украине: одно из звеньев цепи пострадало, уменьшились объемы перевозки, меньше стало грузов. Поезд есть. Но если он раньше ходил каждый день  и перевозил 57 контейнеров, то сейчас — два раза в неделю с гораздо меньшим количеством контейнеров. Несмотря на это, партнеры по перевозкам не опускают руки и не стоят на месте. Планируется запуск нового маршрута через Беларусь, Польшу, Словакию. Венгрию.  Румынию, Молдову и Болгарию: в общем, намечено отправить поезд на Турцию в обход Украины.

— А какие новые сухопутные маршруты у компании «Белинтертранс» в соседние страны, в приграничном так сказать сообщении? Скажем, в Литву?

— Белорусская железная дорога совместно с Литовской железной дорогой в прошлом году организовала контрейлерный поезд «Неман». Это специальные платформы, на которые могут заехать автомобили, большегрузные фуры. Одна машина становится на платформу. Взяли в аренду в Украине 15 вагонов, попробовали поставить 15 фур на платформу. Через границу, между Вильнюсом и Минском (Колядичи) будет обеспечен их въезд и выезд. Это позволит многим партнерам избавиться от больших очередей на автомобильных погранпереходах и пройти границу в режиме 1,5—2 часа.  ГП «Белинтертранс» — официальный учредитель этого поезда в Беларуси. (Фото)

— Как развивается динамика перевозок за четыре года работы дочернего предприятия?

— Мы ведем отсчет в отправках, а не в тоннах. Отправляем 1 вагон — это отправка, 1 контейнер — тоже 1 отправка. И вот, мы начали работу в августе 2010 года, до конца года сделали 211 отправок. В 2011 году осуществили 2 369 отправок. За 2012 год — 4 529. За 2014 год за истекший период реализовано 5 357 отправок. У нас есть бизнес-план, там есть ключевой показатель — экспорт услуг. В этом году мы запланировали его рост на 113 %. Пока правда, отстаем по сравнению с прошлым годом, но будем работать, год еще не завершен.

контейнерная перевозка

— В чем привлекательность контейнерной перевозки, например, для химической продукции: химических волокон, полиэтилена, пленки?!

— Привлекательность в том, — отметил помощник директора ЗАО «Белинтертранс Литва» Артурас Гайдаускас, — что эта продукция не идет огромными партиями, ее ассортимент разнообразен. Поэтому небольшие партии очень удобно переваливать именно в контейнере, который подается под погрузку. Так же это целесообразно с точки зрения сохранности и упаковки груза.


«Белинтертранс Литва» работает не только с белорусскими клиентами (их порядка 40%), но и с латвийскими, эстонскими, казахстанскими компаниями. Клиентская база, переданная учредителем, сегодня обеспечивает 37% партнеров, а клиенты, самостоятельно найденные на рынке — составляют 63% в общем количестве. Развитие предприятия всегда идет с учетом реальных грузопотоков и потребностей клиентов.

перевоз грузов по жд

Сегодня белорусская логистическая компания стремится охватить не много. не мало — все единое пространство Таможенного союза и весь континент Евразии. Поэтому у ГП «Белинтертранс» есть планы открытия новых дочерних предприятий — в Казахстане и Китае. В таком случае, дочек будет уже пять: помимо компаний в России и Германии, у ЗАО «Белинтертранс Литва» появятся еще две «сестры» на востоке.


(Окончание следует)

Елена ШАХНО, фото автора

01 Октября 2014
3535
Рейтинг: 4